Найти тему
Сайт психологов b17.ru

Быть на стороне клиента

Пожалуй, этот навык дорог для меня в первую очередь потому, что мне особенно приятно и комфортно, когда мой психолог на моей стороне. И здесь я вспоминаю золотое и серебряное правила морали.

Еще на меня влияет обучение транзактному анализу, который предлагает базис – психолог и клиент ОК – у них обоих все в порядке. Есть только отдельные аспекты, в которых что-то можно дополнить/сделать иначе. А в целом оба окей.

И все-таки, как ни странно, техника «защита интересов клиента/быть на стороне клиента» – это достаточно новая техника в психотерапевтическом мире. На мой взгляд, в значительной мере это связано с все большим уходом сегодняшней психотерапии от классического психоанализа. Где колоссальная роль отводится бессознательному клиента – с которым у психолога, можно сказать, бОльший контакт, чем у клиента (последний не зря называется пациентом).

Технику «быть на стороне клиента» сложно отнести к отдельному психотерапевтическому направлению или подходу. В то же время сегодня она заняла прочное место в числе эффективных вмешательств психолога.

Что же подразумевает эта техника, основоположниками которой можно считать Карла Роджерса и Фрэнка Парсонса?

  • Проявлять принятие к клиентам разного социального статуса и мировоззрения
  • Проявлять принятие к национальности, полу и культуре клиента
  • Отказаться от того, чтобы рассматривать клиентов или их поведение как плохое или патологическое
  • Давать клиенту возможность самому активно, позитивно и эффективно контролировать собственную жизнь
  • Действовать вместе с клиентом в его интересах
  • Совместно расширять возможности клиента
  • Рассматривать действия клиента не с точки зрения дефицита, а с точки зрения адаптации
  • Отдельное внимание уделять информированию клиента
  • Нормально относиться к действиям от имени клиента вне сессии (в контексте достижения целей клиента и по согласованию с ним)

Техника «быть на стороне клиента» также подразумевает, что психолог постоянно анализирует ценности, взгляды и убеждения клиента. Ведь для того, чтобы быть на его стороне, есть смысл понимать, какая она, сторона уникального клиента.

Данная техника успешно коррелирует с другой – с техникой опоры на сильные стороны клиента. И подразумевается, что в контексте их совместного применения психолог, определяя сторону клиента, спрашивает о его сильных качествах и связывает их с позитивной идентичностью клиента.

Если у клиента развита языковая коммуникация на том языке, в обществе использования которого он сейчас находится, а также у него отсутствует умственная отсталость, техника «быть на стороне клиента» подразумевает, что клиент на сессиях учится отстаивать собственные интересы и в контексте достижения персональных целей действовать от своего имени. Психолог, в свою очередь, в этом процессе выступает тем защитником интересов клиента, который усиливает умение клиента отстаивать личные интересы.

Таким образом, данная техника имеет две парадигмы – с одной стороны она про принятие особенностей клиента, а с другой – про некую адвокатскую позицию по отношению к клиенту, в контексте которой психолог – защитник клиентских интересов либо тот, кто развивает умение их защищать самостоятельно.

Автор: Загумёнов Иван Александрович
Психолог

Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru