(Случай напечатан с согласия клиентки, имена изменены)
Клиентка: девочка, Диана, 12 лет (мама присутствует на терапии).
Проблематика: девочка взяла деньги из дома, чтобы «купить» дружбу.
В ходе терапии выяснилось, что девочка учится в классе, где большая часть- дети высокопоставленных родителей, одноклассницы не принимают ее в свой круг; девочка не умеет выстраивать границы, постоять за себя, пытается самоутвердиться, тратит деньги, угощая подруг пиццей и вкусняшками (это у них сейчас в тренде).
На протяжении всей терапии я наблюдала хороший эмоциональный контакт между дочерью и матерью, тепло, принятие и уважение друг к другу. Девочка свободно рассказывала о своих переживаниях. Мама понимает, что с помощью денег дочь "покупает" дружбу, а подросток видит это по-другому, ей кажется, что она принята, у нее есть друзья, в которых подростки очень нуждаются, поэтому она так поступает.
Я попросила маму оставить нас одних и предложила девочке поиграть в роботов. Из предложенных карточек Диана составила вот такого робота:
Психолог: - Расскажи мне пожалуйста о своем роботе? Сколько ему лет? Где он находится? Что он чувствует? О чем думает? Как ему живется?
Диана: - Мой робот очень любит общаться. Но подруги не всегда его слышат. А он очень расстраивается и злится, чайник вон как кипит..
Диана создала робота-друга рядом со своим роботом.
Психолог: - Что есть у друга твоего робота, что тебе нравится?
Диана: - Он не такой чувствительный, может открыто выражать свое мнение, уверен в себе, несмотря на свою хрупкость.
Затем я попросила нарисовать Диану то чувство, которое беспокоит ее робота. Это был страх. Диана дала ему им Гоша.
Психолог: - А ты пробовала подружиться со своим страхом, может он не такой уж и страшный? Давай его погладим
Диана нарисовала рядом со страхом руку, которая его гладит. И попросила еще один лист бумаги. На новом листе девочка нарисовала человечка с хвостиками.
Психолог: - Это кто?
Диана: - Это страх превратился в девочку, когда его погладили. Оказывается, со страхом можно подружиться. Супер!
После диагностики я предложила Диане посмотреть, как на самом деле выстраиваются ее взаимоотношения с подругами. Для этого, из портретных метафорических карт, Диана выбрала 7 изображений лиц, которые ассоциировались у нее с ее окружением. А из колоды OH - карточки-слова, которые обозначали основные качества выбранных персонажей. Затем каждую карту с персонажем и качеством, с помощью скрепки и пластилина, Диана стала расставлять на столе так, как она чувствует, рассказывая про каждую из подруг. Получились вот такие «шахматы»:
Диана долго рассматривала фигурки и с удивлением обнаружила, что она сама находится с краю. Что две подружки из семи вообще отделились от компании, им и вдвоем неплохо (на сленге подростков, это ЛП-шки, лучшие подружки). Девочка, дружбу с которой Диана хотела купить (пятая справа, со словом Скука), на самом деле близко ни с кем не дружит, она ни к кому не привязана, ей просто скучно. А девочка, которая самая доброжелательная, находилась прямо рядом с Дианой, но сама Диана увидела это только сейчас. Как призналась девочка, в голове это выглядело совсем иначе.
Психолог: - Что чувствует твой робот, когда находится в таком окружении?
Диана (плачет): - У меня как будто глаза открылись, я все время стремилась к дружбе с девочкой, которой никто кроме нее самой не нужен. Она привыкла, чтобы все делали так, как хочет она. А ту, которая действительно меня поддерживала и была рядом, я сама не замечала. Мне совсем не нравится так!
Для Дианы это стало одновременно шоком и открытием…
Психолог: - Что ты чувствуешь к роботу?
Диана: - Я чувствую, что мой робот совсем не хочет находиться в таком окружении.
Психолог: А что хочется сделать?
Диана сосредоточенно начала менять фигурки - одни двигала, другие убирала. На столе остались 3 фигурки девочек и сама Диана, местоположение которой тоже поменялось.
Психолог: - Что чувствует сейчас твой робот?
Диана: - Вот так намного лучше! Ой, мне хочется поменять карточку своего чайника.
Психолог: Да, конечно. Сделай так, как ты чувствуешь.
Следующие «шахматы» выглядели таким образом:
Диана: - Теперь хорошо, прямо дышать легче стало! Какие волшебные у вас роботы (смеется).
Потом мы поговорили о том, что если по отношению к эмоциям проявлять добрые намерения, то они начинают трансформироваться.
На следующем занятии я работала с Дианой и ее мамой. Я попросила Диану составить своего робота и робота-маму. А маму – своего робота и робота-дочку.
Это робот самой Дианы и ее мамы:
Робот Дианы сильно поменялся. У робота-мамы было две головы, одна из них включается, когда мама злится, а вторая, которая бывает чаще всего, это деловая мама.
А эти портреты собрала мама Дианы:
Мама составила своего робота и удивилась сама себе.
Мама: - Оказывается, я совсем не умею отдыхать, загнала саму себя.
Далее мы устроили перекрестный диалог роботов. Для этого мы поиграли в аналитическую игру «6 шляп». Каждый робот рассматривал ситуацию, надевая на себя шляпки разных цветов:
красная шляпа - эмоции (какие чувства вызывает ситуация);
белая шляпа - аналитик (факты, только факты);
зелёная шляпа - креатив (творческое, нестандартное решение ситуации);
жёлтая шляпа - оптимист (плюсы ситуации);
чёрная шляпа - критик (минусы ситуации, негатив);
синяя шляпа - руководитель ( обобщение, выводы).
Также, при помощи шляп, мы рассмотрели ситуацию с окружением Дианы с разных сторон.
И для мамы, и для дочки было много открытий и информации к размышлению.
Через некоторое время мама девочки написала, что в первые выходные, сразу после сессии, она с дочкой уехала на два дня на КМВ. Впервые, за долгое время, оставив все дела, она позволила себе просто отдохнуть, гулять по парку, кататься на самокатах. У дочки сузился круг общения, остались только те девочки, с которыми Диана получала удовольствие от общения, улучшилась успеваемость в школе. А еще Диана попросила маму записать ее на шахматы...
Автор: Иванченко Людмила Анатольевна
Психолог
Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru