Хождение на носочках часто встречается у детей разных возрастов. Но каковы же его причины и что с этим делать? Давайте разберёмся!
Часть 1. Что это вообще такое?
В моей практике регулярно встречаются дети, которые постоянно или периодически ходят на носочках. То есть они не опускаются на полную стопу, а приподнимаются, так что пятка не касается пола. В этом положении они могут и бегать, и прыгать, и вообще что угодно делать. Со стороны кажется, что им это даётся очень легко. Взрослые, видящие таких детей лишь изредка, порой даже умиляются и говорят: «Будущая(ий) балерина (танцор) растёт!» Одна девочка, попавшая ко мне на занятия, сперва ходила даже не носочках, а на пальцах, подвернув их внутрь, - как на пуантах, вот только никаких пуантов у неё не было. А знакомые, глядя на это, рекомендовали матери отправить дочку в балетную школу. И слава богу, что они пришли сначала ко мне, а не действительно на хореографию…
Хождение на носочках можно встретить у детей почти всех возрастов - от 2 до 8 лет. У более старших детей оно бывает реже, так как ребёнок растёт, становится тяжелее, и его собственный вес переламывает тонус мышц, заставляя ноги выпрямляться и опускаться на полную стопу. В этом случае возникают другие трудности - косолапость, неуклюжесть или, наоборот, выворот ног. Главное, чтобы вы поняли, что хождение на носочках - это проблема, которая сама по себе не уходит, и даже если кажется, что она вдруг исчезла, на самом деле она просто трансформировалась во что-то другое и продолжает портить ребёнку жизнь.
Почему это плохо?
Хождение на носочках чаще все вызывается гипертонусом мышц голени, также свой вклад носят различные неугасшие рефлексы - например, симметричный шейно-тонический рефлекс. Поэтому несмотря на то, что кажется, что ребёнку на носочках очень легко и комфортно, на деле это совсем не так. Представьте, что у вас ногу судорогой свело - это же больно и неприятно, и вы сразу постараетесь с этим что-нибудь сделать. А ребёнок всю жизнь с этим живёт. Он просто адаптировался уже, потому и не жалуется.
Кроме того, у нас с вами есть выбор - встать на носочки или нет, это значит, что диапазон наших возможных действий, включающих это движение, довольно велик. А вот у ребёнка этого выбора нет, он застыл в одном положении. Репертуар его движений снижается, и он уже не может справиться с большим количеством обыденных ситуаций. Например, если мы бежим по неровной местности, мы регулируем нашу опору всей ногой, и нам нестрашно, если часть стопы вдруг оказалась над ямкой - у нас есть ещё, чем это компенсировать. А вот если мы передвигаемся только на носочках - то вариантов нет. Куда наша маленькая опорная точка попала - туда и попала, мы ничего не можем сделать. И если вдруг наш носок оказался в ямке и запнулся обо что-нибудь, то мы падаем. И - привет, травма.
Ну и в целом, даже если ребёнок ходит на носочках не постоянно, а периодически, это всё равно означает, что он недостаточно контролирует свою ногу, что мышцы у него не могут расслабиться или напрячься в полной мере по его желанию. И опять же, количество ситуаций, с которыми он может успешно справиться, снижается. Поэтому с этим всё равно надо работать.
Часть 2. Что делать?
Предположим, что вы заметили у своего ребёнка хождение на носочках, осознали, что это проблема, и решили, что пора что-то делать. Какие у вас есть варианты?
🔹 1. Указания
Большинство родителей начинают с того, что постоянно говорят своему ребёнку: «Не ходи на носочках!», «Ходи нормально!», «Опустись на полную стопу!» и прочее вещи. (Некоторые этим же и заканчивают, но я надеюсь, вы не из таких, правда?) Всё это работает на пару минут, пока ребёнок удерживает внимание на вашем задании, после чего он отвлекается - и снова поднимается на носки. Вы вновь делаете ему замечание, он вновь опускается на пятки, ходит так пару минут, забывается и опять вытягивает носки - и так по кругу. Почему так происходит? Да потому, что хождение полной стопой для него - неестественное положение, он вынужден специально за этим следить. Сравните: для нас, здоровых взрослых, подняться на носки - это сознательный акт. Для такого ребёнка сознательный акт - это опуститься на полную стопу. Естественно, он не может всё время об этом думать. Поэтому и замечания не устраняют проблему, а только временно убирают симптом.
🔹 2. Невролог
Затем родители обращаются к неврологу, и тут уже все зависит от врача. Все специалисты разные. Кто-то на голубом глазу заявит, что «Половина детей на носочках ходит, это нормально. Нет у него никакого гипертонуса. Что вы, мама, панику разводите». Зачем эти люди работают детскими неврологами - вопрос не ко мне, но тем не менее, такие недоспециалисты встречаются сплошь и рядом, и ваша, как родителей, задача - не удовлетвориться подобным объяснением, а пойти искать дальше. Грамотный невролог отправит на массаж, ЛФК или в бассейн. Это всё очень хорошие варианты, и они действительно могут помочь в лёгких случаях. Я своим клиентам также часто рекомендую курсы массажа и бассейн, так как они способствуют расслаблению и чувствованию своего тела. Но, к сожалению, у этих методов тоже есть недостатки, и с тяжёлыми случаями они справиться не могут.
Массаж, при всей своей пользе, часто помогает лишь на некоторое время. Если причина гипертонуса - не обычная судорога, а не интегрированный рефлекс, то после массажа мышцы временно расслабляются, а потом напрягаются снова. И хождение на носочках возвращается. После следующего курса массажа оно снова может исчезнуть, но затем появится вновь. Поэтому массаж обязательно нужно сочетать с упражнениями, направленными на интеграцию рефлексов и формирование правильных, естественных движений.
Бассейн и ЛФК значительно повышают навык владения собственным телом, также расслабляют мышцы и формируют правильные движения. Но они, к сожалению, не работают точечно. И в бассейне, и в ЛФК нашему голеностопному суставу уделяется очень мало внимания. Поэтому для общего улучшения самочувствия они прекрасны, но в борьбе с хождением на носочках оказываются малоэффективными.
🔹 3. Нейропсихолог
Если вы прошли все предыдущие этапы и вам ничего не помогло, то остаётся самый последний вариант - обратиться к нейропсихологу, работающему с двигательной сферой.
Я хочу подчеркнуть здесь, что специалист должен работать именно с движениями ребёнка, потому что если его посадить за стол и нагрузить когнитивными заданиями, то таким образом ходить на полной стопе он не научится. Здесь занятия должны проходить на полу и концентрироваться на формировании правильных естественных движений. Обращение к нейропсихологу, специализирующемуся на интеграции рефлексов, в данном случае - лучший и наиболее эффективный вариант. Первые результаты можно увидеть уже через несколько занятий, и потом они практически не исчезают. Да, убрать хождение на носочках может быть долгой и трудной задачей, но если этого добиться на занятиях, то потом оно не вернётся, а ребёнок будет чувствовать себя гораздо лучше и увереннее, чем прежде. Параллельно он научится множеству других полезных и необходимых навыков, которые в дальнейшем пригодятся ему в жизни.
Девочка, которая первоначально бегала на пальцах как балерина на пуантах, спустя три месяца регулярных занятий и активной работы мамы дома сейчас ходит уже почти нормально, практически всегда опираясь на полную стопу. Да, у неё есть ещё много нарушений, над которыми нужно работать, но рано или поздно мы устраним их все, и я верю, она сможет стать обычным нормотипичным ребёнком, со своими слабостями и сильными сторонами, как у всех нас.
Запомните! Задача нейропсихолога - найти те слабости у ребёнка, которых нет в норме, и помочь ему избавиться от них. Здоровый ребёнок в 7 лет уже может примерно всё то, что и взрослый. Нейропсихолог должен восстановить недостающее, а не добавить ненужное.
Если вы вдруг узнаёте, что на занятии нейропсихолог учил ребёнка подбрасывать мяч, одновременно складывая пазлы, то задумайтесь - это плохой специалист. Он учит ребёнка тому, что никогда не понадобится ему в жизни. Зачем перегружать ребёнка? Неужели у этого маленького человека нет того, что мешает ему жить и над чем можно поработать? Для чего может быть нужен такой вычурный навык?
Если вы не нашли ответа, то не расстраивайтесь - его не нашла и я. Поэтому бегите от таких специалистов.
Надеюсь, ваши дети всегда будут здоровы и счастливы!
А если пока нет, то жду вас на занятиях, чтобы сделать их такими вместе! 😊