Советская фантастика в лучшем виде ("Гиперболоид инженера Гарина").

Люблю время от времени открывать для себя ранее не виденные советские фильмы. Так недавно, будучи большим любителем вестерна, обнаружил очень неплохую и, увы, полузабытую ленту "Встреча у старой мечети". А еще люблю приятные сюрпризы, когда заново открываю кино, которое смотрел давным-давно, совсем другими глазами - и которое вдруг оказывается совсем не таким, каким казалось много лет назад.

На днях случайно пересмотрел "Гиперболоид инженера Гарина" (1965) и был поражен - сейчас расскажу почему.

Я видел эту киноверсию романа Алексея Толстого еще на советском ТВ, страшно сказать, аж более сорока лет назад. Фильм тогда вроде как понравился, но не более того.

И вот годы спустя игравший фоном на смарт-ТВ YouTube, зная мою любовь к старому кино, автоматически включил очередную рекомендацию. Занимаясь другими делами, я вполглаза посматривал на экран... и на первых же минутах неожиданно понял, что старая лента заслуживает полноценного просмотра. Я нашел относительно приличного качества копию - и теперь делюсь свежими впечатлениями от фильма, впервые увиденного в далеком советском детстве.

Начнем с того, что "Гиперболоид..." с первых же сцен напоминает не столько советскую фантастику 60-х, сколько голливудский триллер, отлично снятый в стильной черно-белой гамме.

Элементы нечастого в СССР тех времен жанра и соблюдение канонов налицо. Заброшенная дача на уединенном острове. Загадочный инженер и его двойник. Труп со следами пыток и ножом в груди. Скрытая лаборатория, в которой кто-то неведомым образом выжег на куске металла инициалы и фамилию "Гарин". Охота на инженера, его документы и чемодан, содержащий нечто невероятной ценности. Мальчик-курьер с посланием, написанным на спине. Сотрудник угро Шульга не теряет времени на идеологически выверенные нравоучения, он пытается, как true detective, настоящий детектив, распутать клубок таинственных и зловещих событий.

Режиссер Александр Гинцбург не стесняется эксплуатировать типичные приемы жанра, умело создает атмосферу саспенса, многие кадры "Гиперболоида..." откровенно напоминают визуальные решения классических лент короля триллера Альфреда Хичкока.

Не менее (а может и более) жанровой принадлежности, впечатляет стиль картины. Это не случайность: режиссер Гинцбург начинал карьеру как оператор, ответственный за такую классику, как "Встречный", "Член правительства", "Два бойца". Не удивительно, что Гинцбург уделил особое внимание визуальной стороне фильма, в чем ему помог начинающий тогда оператор Александр Рыбин, в будущем снимавший советские блокбастеры вроде "Пиратов XX века", "Через тернии к звездам", "Не могу сказать "прощай", "Приступить к ликвидации".

Гинцбург и Рыбин выбрали для "Гиперболоида..." крайне редкую для советского кино стилистику noir, криминального "черного фильма", для которой характерны особая мрачноватая атмосфера, роковые обстоятельства, тщетные попытки героев заполучить "весь мир в кармане".

"Гиперболоид..." убедительно воспроизводит на советском экране зародившийся в Голливуде 40-х стиль. Фильм проникнут noir-духом с самых первых кадров. Глубокие тени в сочетании с яркими световыми пятнами, сложные композиции кадра, туман, темные улицы с отсветами фонарей и окон - все элементы эффективно работают на тревожную атмосферу noir-триллера.

"Гиперболоид..." - сплошное удовольствие для глаз, особенно если вы зритель "насмотренный" и мировая классика для вас не в новинку. Признаюсь честно, совершенно не ожидал, что не самый громкий и вовсе не обласканный критикой и киноведами фильм 60-х так приятно впечатлит стилем и качеством "картинки".

Кстати, визуальное решение noir послужило на пользу "Гиперболоиду..." и в "иностранной" части фильма. Помните ироничную фразу из "Покровских ворот" - "наши опять играют французскую жизнь"? Так вот, благодаря эффектно стилизованному изображению, "Гиперболоид..." элегантно избежал "клюквы" в парижском сегменте сюжета. Дело в том, что лента Гинцбурга создает убедительную атмосферу западного кино, поэтому ей совсем не нужно старательно копировать реальность жизни. Не надо рисовать на заднике павильона Эйфелеву башню. Ночные улицы с тревожно размытыми пятнами фонарей, темная лестница, свет, пробивающийся через решетчатые ставни, черные силуэты убийц - правда искусства в жанровом кино работает лучше пресловутого "правдоподобия".

Какой приличный noir обойдется без femme fatale, роковой женщины? Надо и тут высказать комплимент "Гиперболоиду...". Советские фильмы не хуже Голливуда грешили карикатурной "клюквой", изображая иностранную жизнь и ее персонажей. Помните знаменитую шутку Жванецкого про то, что фраза "Мне в Париж по делу, срочно" нашим актерам категорически не удавалась. Стилизованный "Гиперболоид..." и тут избежал провала. Актриса Наталья Климова играет не реальную женщину-вамп из "городу Парижу". Она играет образ роковой красотки из фильма noir - и играет хорошо, поэтому и судим мы ее роль по законам жанра, а не по законам внешнего правдоподобия.

На мой взгляд, "Гиперболоид..." можно назвать и неведомым в 60-е термином crossover - кроссовер, фильм, смешивающий яркие приметы разных жанров. Начавшись как noir-триллер с фантастическим допущением в виде "смертельного оружия", "Гиперболоид..." ближе к финалу превращается в полноценный фантастический боевик, жанр, расцветший в 50-е и 60-е.

Гарин воплощает традиционного персонажа западного кино: он - безумный ученый, гений с потерянными нравственными ориентирами, посвятивший бесценный дар сумасшедшей идее господства над миром. Начинавший опыты в захламленном подвале заброшенного дома, Гарин с ростом могущества становится истинным мегаломаньяком, одержимым богатством и властью. Евгений Евстигнеев идеально подошел этому образу: его Гарин одновременно обладает зловещим обаянием, безграничным цинизмом и полным пренебрежением этическими нормами. "Пойдемте позавтракаем" - спокойно говорит он Роллингу, испепелив и отправив на дно целую эскадру.

Фантастическая часть фильма сделана на должном уровне. Остров Гарина - торжество холодного дизайна. Темные парижские улочки сменили геометрически выверенные линии футуристической архитектуры. Прототип в чемоданчике превратился в мощное оружие на вершине огромной башни. Используя невиданные для того времени технологии, инженер упорно вгрызается в недра планеты в поисках безграничных запасов жидкого золота.

Эпизоды с показательным уничтожением химического завода и сожжением эскадры, отправленной на захват острова, могут показаться наивными, технически несовершенными. Мое мнение в таких случаях неизменно: старые фильмы нужно судить в контексте своего времени. Конечно, спецэффекты в "Гиперболоиде...", напомню, 1965-го года не сравнятся с сегодняшним торжеством компьютерной графики. И тем не менее, на мой взгляд, их качество более чем адекватно фильму 60-летней давности.

Пересмотрев "Гиперболоид инженера Гарина", я открыл для себя то, что по молодости лет не мог заметить. В детстве занимали "приключения", сейчас - художественная ценность, которой, на мой взгляд, фильм режиссера Гинцбурга обладает в полной мере.

Рекомендовать старые фильмы в принципе сложно. Сегодня для зрителей помоложе блокбастер пятилетней давности - чуть ли не ретро. Тем не менее рискну посоветовать посмотреть или пересмотреть "Гиперболоид..." любителям хорошего винтажного кино и советской классики того разряда, что не всегда на слуху. Советский фантастический noir, в конце концов, явление редкое - думаю, его стоит хотя бы из любопытства увидеть своими глазами.

-11

P.S.

Кстати, советская критика 60-х "Гиперболоид..." не оценила. Смешно, но киноведы громили "Гиперболоид..." ровным счетом за то, что сегодня вызывает интерес и что в фильме по-настоящему хорошо. Ругали Гинцбурга за то, что, увлекшись "бульварной" интригой и пижонским визуальным рядом, он-де совсем забыл про "глубокое" наполнение толстовской книги, критику капиталистического строя и зловредного индивидуализма. Время, по-моему, все расставляет по местам. Забыты те критики, а гиперболоид жив и по-прежнему эффективно пронизывает пространство и всевозможные преграды.

киНоНостальгия Классика, хиты, культовые фильмы, «звезды» и персоналии мирового кинематографа – для ценителей винтажного кино.
5,5K подписчиков