Найти тему
киНоНостальгия

Великолепная семерка по-советски ("Встреча у старой мечети", 1969).

О советском "истерне" (так жанр остроумно окрестили критики) "Встреча у старой мечети" я узнал из отменной книги "Красный вестерн" Сергея Лаврентьева. Кстати, любителям жанра горячо рекомендую ее почитать.

Я не раз пытался найти эту ленту, но регулярно натыкался на откровенно ужасное качество. В конце концов смирился и посмотрел в том виде, какой был доступен. Так что заранее прошу прощения за размытые скриншоты - чем богаты, тем и рады.

-2

Фильм, извините за штамп, приятно - очень приятно! - удивил. У "Встречи..." - отменный сценарий классического вестерна, качественная режиссура, отличные актерские работы (хотя супер-звезд советского экрана тут нет), эффектно воссозданная атмосфера советской окраины и недурно снятый action в энергичном финале.

С первых секунд впечатлила музыка - необычная, сразу вызывающая чувство тревоги. Сюрприз: композитор - молодой Эдуард Артемьев, будущий автор легендарного саундтрека "Своего среди чужих...".

-3

Неожиданно для жанра действие происходит не во время революции или гражданской войны. На дворе - 30-е годы, Советская власть прочно установлена на территории СССР. Затерянный в таджикской глубинке городок живет в размеренном мирном ритме. Кинотеатр в здании "старой мечети" без устали крутит советские хиты. Можно выпить свежего пива и закусить вкусными шашлыками. Функционирует бильярдная.

И тут же рядом - старый акын, распевающий народные песни, и женщины в парандже. Бывший басмач содержит чайхану, брутальный мужик тащит на веревке посреди улицы "провинившуюсю" жену.

-4

Главный в фильме - Иззат. Герой гражданской войны, отучившись в Москве, возвращается в родной городок в должности директора школы. Надо сказать, это самый стереотипный и скучный персонаж, с которым все понятно. А вот другие характеры прописаны гораздо интереснее. В первую очередь - Гусев.

-5

В отличие от Иззата, Гусев - бывший герой, который не смог выучиться и развиться. Взамен, он стал местным функционером и ныне наслаждается благами жизни. У него хороший дом, бассейн во дворе, ежедневно обильный стол. Гусев много пьет, его даже решает бросить красивая жена.

-6

Иззат возвращается на родину аккурат в день рождения Гусева. Тому уже "преподнесли" барашка для плова, и вовсю готовится вечеринка с участием локальной "элиты". Вечеринка - отличный эпизод в духе Ильфа и Петрова, сатирически иллюстрирующий нравы новой мещанской "элитной" прослойки.

-7

Параллельно с зарисовками из жизни провинциального азиатского городка, авторы неброско, но эффективно наращивают саспенс. Через детали и атмосферу, деликатно и ненавязчиво.

По городку бродят слухи о сокровищах эмира, где-то спрятанных во времена революции.

Вся милиция, узнав о прорыве басмачей у границы, под видом учений убывает в погоню за бандой.

Акын сообщает Иззату, что услышал подозрительный разговор в чайхане: С гор подует ветер. Черный ветер! Беда в том, что акын - слепой и не может опознать говоривших.

Некто покупает единственный билет на самый поздний сеанс в кинотеатре.

Камера регулярно фиксируется на "женщине" в темной парандже.

-8

Сценарий хорош тем, что действие компактного вестерна занимает меньше суток - день, ночь и утро. Иззат обнаруживает труп убитого милиционера. Телеграф и телефон перерезаны. Классика жанра - богом забытый городок остается один на один с бандой головорезов. Время бежит явно не в пользу немногочисленных "хороших".

-9

Классическая ситуация в манере "великолепной семерки" - Иззату надо собрать команду отчаянных смельчаков, которые готовы бросить вызов банде, многократно превосходящей их по числу стволов. Начинает Иззат с бывшего героя гражданской и своего лучшего друга Гусева. Тот лежит в кровати с тяжким похмельем после дня рождения. Иззат прилагает немалые усилия, чтобы пробудить в Гусеве былого красногвардейца, лихого бойца.

-10

Отлично показано, как в Гусеве вновь пробуждается решительный вояка и как они с Иззатом собирают "великолепную" команду. Директор школы, учитель, функционер, держатель бильярдной, случайные посетители-игроки - такой пестрый отряд собирается дать отпор банде басмачей под руководством белогвардейского офицера.

-11

Апофеоз "Встречи..." - последние двадцать минут, неравный бой с басмачами. Схватка с несоизмеримыми силами бандитов снята очень неплохо.

-12

Гусев как бы просыпается от мещанского морока и вспоминает славные дни. Его подлинная натура там, во временах отчаянных перестрелок и смертельной опасности. Жена словно заново открывает для себя нового Гусева, глядит на него широко раскрытыми глазами.

-13

Надо отметить, что финал ленты снят весьма неплохо. Динамично, эффектно, зрелищно. Конные трюки, характерные для вестерна, на должном уровне. Стрельба, ножи, сабли, поединки один на один - все элементы на месте.

-14

Мастерство проявляется и в побочных линиях, которые обрамляют основной сюжет. Во "Встрече..." это тема местного фотографа и его жены. В первом эпизоде фильма властная жена "пилит" мужа-неудачника, что ему надо фотографировать начальников и героев, чтобы сделать карьеру.

-15

Фотограф пробует воплотить в жизнь наказы суровой жены - без особого успеха.

-16

Зато судьбоносную ночь он проводит с камерой в гуще событий и снимает настоящих героев в разгар драматичных событий. Его фотографии - свидетели героического боя горстки храбрецов с бандой басмачей.

Многие из героев не встретят рассвет, а на фото они - живые. Кровавые события напрочь меняют характер фотографа. Из забитого подкаблучника он превращается в сильную личность.

-17

Отдельно стоит поговорить о стиле "Встречи...". Многие кадры очевидно демонстрируют знакомство авторов с классикой вестерна и, возможно, его стильным итальянским направлением, иронично прозванным "спагетти-вестерном". Выразительные композиции кадра, визуальная изысканность явно напоминают лучшие образцы жанра.

-18

А директор бильярдной, неожиданно оказавшийся результативным терминатором, по типажу напоминает Ли Ван Клифа, актера из множества американских и европейских вестернов, включая легендарные шедевры Серджо Леоне.

-19

Мне очень жаль, что "Встречу у старой мечети" я смог найти только в низком качестве. По многим кадрам я видел... нет, я догадывался, что в первозданном виде картина была снята на очень хорошем визуальном уровне.

В одном кадре на рассвете сквозь поднятую лошадями пыль эффектно пробиваются лучи восходящего солнца. В другом, ночном, чувствуется атмосфера фильма noir - мгла, световые пятна освещенного окна и фонаря на темной улице. В следующем - выразительный крупный план.

-20

Но... увы, обо всем этом я догадываюсь, как опытный кинозритель. В доступном качестве, стилевые и визуальные достоинства "Встречи..." остаются умозрительными.

-21

В нынешнем виде "Встреча..." достойна просмотра, особенно любителями вестерна во всех его проявлениях. Естественно, если хватит терпения и широты восприятия. Готовы смириться с размытой картинкой - гарантированно получите удовольствие.

-22