О советском "истерне" (так жанр остроумно окрестили критики) "Встреча у старой мечети" я узнал из отменной книги "Красный вестерн" Сергея Лаврентьева. Кстати, любителям жанра горячо рекомендую ее почитать.
Я не раз пытался найти эту ленту, но регулярно натыкался на откровенно ужасное качество. В конце концов смирился и посмотрел в том виде, какой был доступен. Так что заранее прошу прощения за размытые скриншоты - чем богаты, тем и рады.
Фильм, извините за штамп, приятно - очень приятно! - удивил. У "Встречи..." - отменный сценарий классического вестерна, качественная режиссура, отличные актерские работы (хотя супер-звезд советского экрана тут нет), эффектно воссозданная атмосфера советской окраины и недурно снятый action в энергичном финале.
С первых секунд впечатлила музыка - необычная, сразу вызывающая чувство тревоги. Сюрприз: композитор - молодой Эдуард Артемьев, будущий автор легендарного саундтрека "Своего среди чужих...".
Неожиданно для жанра действие происходит не во время революции или гражданской войны. На дворе - 30-е годы, Советская власть прочно установлена на территории СССР. Затерянный в таджикской глубинке городок живет в размеренном мирном ритме. Кинотеатр в здании "старой мечети" без устали крутит советские хиты. Можно выпить свежего пива и закусить вкусными шашлыками. Функционирует бильярдная.
И тут же рядом - старый акын, распевающий народные песни, и женщины в парандже. Бывший басмач содержит чайхану, брутальный мужик тащит на веревке посреди улицы "провинившуюсю" жену.
Главный в фильме - Иззат. Герой гражданской войны, отучившись в Москве, возвращается в родной городок в должности директора школы. Надо сказать, это самый стереотипный и скучный персонаж, с которым все понятно. А вот другие характеры прописаны гораздо интереснее. В первую очередь - Гусев.
В отличие от Иззата, Гусев - бывший герой, который не смог выучиться и развиться. Взамен, он стал местным функционером и ныне наслаждается благами жизни. У него хороший дом, бассейн во дворе, ежедневно обильный стол. Гусев много пьет, его даже решает бросить красивая жена.
Иззат возвращается на родину аккурат в день рождения Гусева. Тому уже "преподнесли" барашка для плова, и вовсю готовится вечеринка с участием локальной "элиты". Вечеринка - отличный эпизод в духе Ильфа и Петрова, сатирически иллюстрирующий нравы новой мещанской "элитной" прослойки.
Параллельно с зарисовками из жизни провинциального азиатского городка, авторы неброско, но эффективно наращивают саспенс. Через детали и атмосферу, деликатно и ненавязчиво.
По городку бродят слухи о сокровищах эмира, где-то спрятанных во времена революции.
Вся милиция, узнав о прорыве басмачей у границы, под видом учений убывает в погоню за бандой.
Акын сообщает Иззату, что услышал подозрительный разговор в чайхане: С гор подует ветер. Черный ветер! Беда в том, что акын - слепой и не может опознать говоривших.
Некто покупает единственный билет на самый поздний сеанс в кинотеатре.
Камера регулярно фиксируется на "женщине" в темной парандже.
Сценарий хорош тем, что действие компактного вестерна занимает меньше суток - день, ночь и утро. Иззат обнаруживает труп убитого милиционера. Телеграф и телефон перерезаны. Классика жанра - богом забытый городок остается один на один с бандой головорезов. Время бежит явно не в пользу немногочисленных "хороших".
Классическая ситуация в манере "великолепной семерки" - Иззату надо собрать команду отчаянных смельчаков, которые готовы бросить вызов банде, многократно превосходящей их по числу стволов. Начинает Иззат с бывшего героя гражданской и своего лучшего друга Гусева. Тот лежит в кровати с тяжким похмельем после дня рождения. Иззат прилагает немалые усилия, чтобы пробудить в Гусеве былого красногвардейца, лихого бойца.
Отлично показано, как в Гусеве вновь пробуждается решительный вояка и как они с Иззатом собирают "великолепную" команду. Директор школы, учитель, функционер, держатель бильярдной, случайные посетители-игроки - такой пестрый отряд собирается дать отпор банде басмачей под руководством белогвардейского офицера.
Апофеоз "Встречи..." - последние двадцать минут, неравный бой с басмачами. Схватка с несоизмеримыми силами бандитов снята очень неплохо.
Гусев как бы просыпается от мещанского морока и вспоминает славные дни. Его подлинная натура там, во временах отчаянных перестрелок и смертельной опасности. Жена словно заново открывает для себя нового Гусева, глядит на него широко раскрытыми глазами.
Надо отметить, что финал ленты снят весьма неплохо. Динамично, эффектно, зрелищно. Конные трюки, характерные для вестерна, на должном уровне. Стрельба, ножи, сабли, поединки один на один - все элементы на месте.
Мастерство проявляется и в побочных линиях, которые обрамляют основной сюжет. Во "Встрече..." это тема местного фотографа и его жены. В первом эпизоде фильма властная жена "пилит" мужа-неудачника, что ему надо фотографировать начальников и героев, чтобы сделать карьеру.
Фотограф пробует воплотить в жизнь наказы суровой жены - без особого успеха.
Зато судьбоносную ночь он проводит с камерой в гуще событий и снимает настоящих героев в разгар драматичных событий. Его фотографии - свидетели героического боя горстки храбрецов с бандой басмачей.
Многие из героев не встретят рассвет, а на фото они - живые. Кровавые события напрочь меняют характер фотографа. Из забитого подкаблучника он превращается в сильную личность.
Отдельно стоит поговорить о стиле "Встречи...". Многие кадры очевидно демонстрируют знакомство авторов с классикой вестерна и, возможно, его стильным итальянским направлением, иронично прозванным "спагетти-вестерном". Выразительные композиции кадра, визуальная изысканность явно напоминают лучшие образцы жанра.
А директор бильярдной, неожиданно оказавшийся результативным терминатором, по типажу напоминает Ли Ван Клифа, актера из множества американских и европейских вестернов, включая легендарные шедевры Серджо Леоне.
Мне очень жаль, что "Встречу у старой мечети" я смог найти только в низком качестве. По многим кадрам я видел... нет, я догадывался, что в первозданном виде картина была снята на очень хорошем визуальном уровне.
В одном кадре на рассвете сквозь поднятую лошадями пыль эффектно пробиваются лучи восходящего солнца. В другом, ночном, чувствуется атмосфера фильма noir - мгла, световые пятна освещенного окна и фонаря на темной улице. В следующем - выразительный крупный план.
Но... увы, обо всем этом я догадываюсь, как опытный кинозритель. В доступном качестве, стилевые и визуальные достоинства "Встречи..." остаются умозрительными.
В нынешнем виде "Встреча..." достойна просмотра, особенно любителями вестерна во всех его проявлениях. Естественно, если хватит терпения и широты восприятия. Готовы смириться с размытой картинкой - гарантированно получите удовольствие.