Программные задачи:
- развивать социальную активность в общении и совместной деятельности со сверстниками и взрослыми;
- воспитывать эмоциональную привязанность и доверие к близким людям и сверстникам.
Материал и оборудование:
Мяч, мультимедийная презентация «Безопасность ребёнка», карточки с вопросами для интеллектуальной разминки «Я знаю правила!».
Эмблемы для команд «Знайки» и «Умники».
6 ориентиров, 2 тоннеля, 2 фитбола, 6 обручей, 2 гимнастические скамейки, 2 стойки для подлезания, 2 «костра», 2 ведёрка, 4 стойки для подлезания, кубики (красные и синие), 2 рукавицы (прихваты), 2 носилок.
Игрушки (мягкие зверюшки, куклы).
Аудиозаписи: ритмической музыки, звука поезда, песен: «Детство» (сл. и муз. Ю. Шатунова), «В каждом маленьком ребёнке» (сл. Г. Остера, муз. Ш. Каллош), «Легко на сердце от песни весёлой» из кинофильма «Весёлые ребята» (сл. В. Лебедева-Кумача, муз. И. Дунаевского).
Ход занятия
Звучит ритмическая музыка, дети вместе с родителями парами входят в зал и размещаются по кругу.
Ведущий (В.). Здравствуйте! Мы рады приветствовать вас на первом занятии «Академии безопасности».
Игра-интервью «Разрешите представить вам…»
Ведущий предлагает участникам (семейными группам «ребёнок—родитель»), передавая мяч по круг со словами «Разрешите представить вам семью...», дать описание своей семьи тремя словами.
В. Опыт, полученный в детстве, во многом определяет дальнейшую взрослую жизнь. В начале этого пути рядом с детьми находятся самые главные люди в их жизни — это вы, родители.
Просмотр презентации «Безопасность ребёнка»
По итогам просмотра идёт обсуждение роли родителей в формировании навыков безопасного поведения и сохранении жизни и здоровья своих детей.
Ведущий предлагает поучаствовать в интеллектуальной разминке по основам безопасности жизнедеятельности.
Блиц-турнир «Я знаю правила!»
В. Наши задания посвящены правилам поведения в экстремальных ситуациях. Знание их поможет вам избежать нежелательного развития событий, а может быть и спасти чью-то жизнь.
Навстречу тебе мчится собака. Каковы твои действия?
- Повернусь к ней спиной и быстро убегу.
- Начну кричать и звать на помощь.
- Выставлю вперёд одну ногу, чтобы она не могла близко подобраться.
- Остановлюсь, не буду делать резких движений, стану к ней боком.
- Пока она не успела подбежать, возьму что-нибудь в руки для защиты.
Как ты поступишь, если в задымлённой комнате осталась твоя любимая игрушка?
- Вернусь, чтобы её забрать.
- Постараюсь найти в помещении взрослых и попрошу их помочь.
- Быстро выбегу из помещения без игрушки.
Что следует назвать в первую очередь, вызывая по телефону пожарных?
- Адрес дома, в котором произошло возгорание.
- Район, в котором произошло возгорание.
- Фамилии соседей.
- Время возгорания.
Машина может неожиданно выехать из-за дома, забора, деревьев. Какое место нужно выбрать для перехода дороги?
- Никакого места выбирать не надо, нужно пропустить машину и перейти дорогу.
- Для перехода дороги нужно выбрать такое место, где дорога просматривается в обоих направлениях.
- Дорогу можно быстро перебежать в любом месте.
Ведущий благодарит участников.
Звучит аудиозапись песни «В каждом маленьком ребёнке» (сл. Г. Остера, муз. Ш. Каллош)
Участники делятся на 2 команды.
В. Сейчас мы проведём состязания по основам безопасности жизнедеятельности. Надеюсь, что вы сможете с честью преодолеть любые испытания. Принимают участие
Две команды: «Знайки» и «Умники». Команды, поприветствуйте друг друга!
Команда «Знайки».
Мы — команда «Знайки».
Сверстникам мы шлём привет
И от души желаем
Знать правильный ответ.
Команда «Умники».
Мы — «Умники», друзья!
Нам проиграть никак нельзя!
С вами мы сразимся,
Так просто не сдадимся.
В. Мы с вами отправимся в путешествие на поезде. Но сперва…
Нам нужна сноровка,
Чтоб маршрут пройти.
Выполним разминку ловко —
Повезёт в пути!
Комплекс ритмической разминки под мелодию песни «Детство» (сл. и муз. Ю. Шатунова)
В. Команды готовы к путешествию?
Дети и родители. Да!
В. Ну, тогда поехали! Счастливого пути!
Под аудиозапись звуков поезда родители и дети имитируют езду на нём.
Первая станция «Школа светофора»
Под мелодию песни «Легко на сердце от песни весёлой» из кинофильма «Весёлые ребята» (сл. В. Лебедева-Кумача, муз. И. Дунаевского), выходит Светофор.
Светофор.
Я вежливый и строгий,
Знаменитый на весь мир.
Я на улице широкой —
Самый главный командир!
Всё, что я хочу сказать,
Нужно по глазам читать!
Если свет зажёгся красный,
Значит двигаться… (опасно)!
Жёлтый свет — предупрежденье,
Жди сигнала… (для движенья)!
Свет зелёный говорит —
Пешеходам путь… (открыт)!
В. Молодцы! Хорошо знаете, что означает каждый свет светофора.
Задам сейчас вопросы —
Отвечать на них непросто.
- Где должны двигаться пешеходы? (По тротуарам.)
- Что такое перекрёсток? (Место, где пересекаются дороги.)
- Что такое пешеходный переход? (Место, где переходят дорогу.)
- Как обозначается пешеходный переход? (Знаком «пешеходный переход» и дорожной разметкой «зебра».)
- Где можно кататься на велосипеде? (На детской площадке, во дворе.)>
- Почему одним нельзя выходить на улицу и играть на дороге? (Там много транспорта, можно попасть под машину.)
- Какой переход считается наиболее безопасным? (Подземный.)
Правильно!
Эстафета «Подземный переход»
Первые участники команд бегут по тоннелю до ориентира, оббегают его, возвращаются бегом обратно, передают эстафету следующему и становятся в конец колонны.
Светофор. Молодцы, желаю удачи в дальнейшем пути!
Под аудиозапись звуков поезда родители и дети имитируют езду на нём.
Вторая станция «Спортивная»
В. Внимание! Станция «Спортивная»!
Здесь вас с нетерпением ждут.
Остановка — на несколько минут.
Что нужно делать, чтобы быть здоровым? (Заниматься физкультурой, закаляться, играть в подвижные игры, бывать на свежем воздухе.)
Эстафета «Комбинированная»
Первые участники команд прыгают из обруча в обруч, идут по гимнастической скамейке, руки в стороны, спрыгивают с неё, подлезают под дугу и бегом возвращаются обратно, передают эстафету следующему и становятся в конец колонны.
Соревнование «Попрыгунчики»
Первые участники команд прыгают на фитболах до ориентира, оббегают его и возвращаются бегом обратно, передают фитболы следующим и становятся в конец колонн.
Подвижная игра «Найди свою пару»
Звучит ритмическая музыка. Дети и родители хаотично передвигаются по залу. Как только музыка перестала звучать, нужно быстро найти свою пару (родитель — ребёнок) и стать спина к спине.
В. Молодцы! Я вижу, вы всё усвоили, счастливого пути.
Под аудиозапись звуков поезда родители и дети имитируют езду на нём.
Третья станция «Домашняя безопасность»
В. Ребята и родители! Даже дома вокруг нас очень много опасных предметов. Расскажем о них.
1-й ребёнок.
Дома острые ножи
Ты на место положи,
Не раскидывай иголки,
Убери их все на полку.
2-й ребёнок.
Если ножницы достал,
Убери, откуда взял.
Тогда ни девочки, ни мальчики
Не порежут свои пальчики.
3-й ребёнок.
Внимательными будьте,
Запомните, друзья,
Опасные предметы
Ребятам брать нельзя!
Показ слайдов с изображением лампы, электроплиты, утюга, телевизора.
В. Мы не можем без них обходиться,
Но опасность в них тоже таится.
Все эти предметы являются электроприборами, потому что приводятся в действие с помощью электрического тока. Они нам помогают в быту: освещают дома, гладят одежду, готовят пищу и т.д. Но могут ударить током и вызвать пожар. Поэтому пользоваться электроприборами можно только взрослым.
4-й ребёнок.
В квартире оставлять нельзя
Газ включенным гореть.
В противном случае, друзья,
Придётся пожалеть!
Конкурс «Тушим пожар»
Участники команд по очереди бегут с детским ведёрком в руках, перепрыгивают через кубики, пролезают в «окно» (обруч), «тушат» пожар и возвращаются обратно.
В. Все силы приложили
И пожар мы потушили.
Мы чаще всего живём в многоэтажных кирпичных или панельных домах. Есть дома, где нужно топить печку и быть очень внимательным, чтобы угольки не падали на пол.
5-й ребёнок.
И на даче, возле печки,
Не играйте вы с огнём.
Уголёк упал на коврик —
И сгорит тогда весь дом.
Конкурс «Собери угольки»
Первые участники команд бегут к обручу, в котором лежат кубики красного и синего цветов, надевают рукавицу (прихват), выбирают красный кубик — «горящий уголёк», кладут его в ведёрко, стоящее рядом с обручем, и бегом возвращаются обратно.
В. Нам пора в дальнейший путь, друзья!
Под аудиозапись звуков поезда родители и дети имитируют езду на нём.
Четвёртая станция «Наши спасатели».
В. В беде нас выручат всегда
Наши верные друзья.
Кто в любой беде придёт на помощь? (Ответы детей.) Правильно, это пожарные, милиция, скорая помощь. Чтобы помощь была своевременной, нужно наизусть знать номера их телефонов. Сейчас мы их вспомним.
Если вдруг произошла с тобой беда,
Если появился сильный дым,
Не теряйся и не бойся никогда —
Набери по телефону… («01»).
Если вдруг в квартиру ломится чужой,
Говорит плохие, страшные слова,
Угрожает и стучится в дверь ногой,
Ты в милицию звони быстрей… («02»).
Если вдруг ты дома сильно захворал,
Простудился или ногу поломал,
В тот же миг по телефону набери
Номер скорой помощи… («03»).
В. Молодцы! Отвечали правильно и дружно.
Эстафета «Спасатели»
Бегут по двое (ребёнок и родитель) с носилками, добегают до обруча с игрушками. Берут одну из них, кладут её на носилки, возвращаются к команде, отдают пустые носилки следующей паре игроков, а сами с игрушкой становятся в конец колонны.
Рефлексия «Все мы разные, но цель у нас одна»
Ведущий предлагает участникам оценить результаты своей деятельности, даёт домашнее задание к следующему занятию: составить план-схему «Безопасный путь домой».
В. Вот и подошло к концу наше занятие, благодарим всех.