Найти тему
Про жизнь

Николай Сидоренков: «У нас отсутствуют кадры от слова "совсем"»

На фото: Генеральный директор АО “Подъемные машины” Николай Сидоренков
На фото: Генеральный директор АО “Подъемные машины” Николай Сидоренков

Нам очень не хватает разумной политики, которая бы нам помогала работать. За 2022/23 год на нашем рынке очень сильно увеличилась доля китайских продуктов, товаров, изделий. Я буду говорить прежде всего о рынке, на котором работает компания «Подъемные машины». Это грузоподъемное оборудование, краны-манипуляторы, манипуляторы, крюковые погрузчики, подъемники и так далее.

Рынок грузовиков за прошлый год, за 2023-й, вырос очень сильно – с 84 тысяч до 143 тысяч. Но за счет чего? Доля китайских грузовиков, она очень резко выросла, практически до 60%. А доля наших отечественных грузовиков, это КАМАЗ, МАЗ, УРАЛ, упала до 22%.

КАМАЗ, при том, что он производил в 2021 году 35 700 грузовиков, за 2023 год произвел 31 тысячу. И долю свою при этом уменьшил с 35 до 21%. Но Sitrak, Shacman, Faw и Howo, это все китайские бренды, они увеличили свои доли не просто в разы, в десятки раз. И, соответственно, они уже ввезли в РФ за прошлый год больше 60 тысяч грузовиков.

Та же самая ситуация происходит и на рынке крано-манипуляторных установок. Рынок тоже вырос, значительно вырос, почти в полтора раза за прошлый год, с 6 тысяч до 10 тысяч. И при этом доля отечественных производителей, «Палфингер», АНТ, «Чайка-сервис», стала меньше. При том, что в абсолютном выражении мы произвели примерно столько же продукции, сколько и ранее.

В Китае есть поддержка экспортных отраслей. Там другая налоговая система и другая государственная политика. При том, что мы сталкиваемся на рынке с довольно большими проблемами. Например, по китайским шасси. Нет сервиса и, самое главное, китайский производитель не собирается его развивать. Потому что считает, что и так дешевый автомобиль, дилеры, дистрибьюторы могут самостоятельно его обслуживать. Соответственно, нет запасных частей, низкое качество материалов, мы с этим регулярно сталкиваемся. Не всегда удовлетворительные эксплуатационные параметры у китайских грузовиков, при том, что их много, они вроде бы как дешевые. Они дороже, чем наши, но значительно дешевле европейских.

Китайские крано-манипуляторные установки (КМУ), такая же самая ситуация, практически нет сервиса, запасных частей, низкое количество материалов. Более того, в Китае есть свои требования по безопасности, и они гораздо ниже, чем в России. И, соответственно, китайские крано-манипуляторные установки, которые возятся сюда, они не всегда отвечают нашим требованиям и регламентам. Они не всегда оборудованы приборами безопасности, при том, что кран – это прибор повышенной опасности.

У нас в России, к сожалению, нет производства гидроаппаратуры вообще, от слова совсем. Гидронасосы, гидрораспределители, клапанная аппаратура – это либо неполный цикл, либо вообще их нет.

У нас очень мало производства электронных компонентов, пультового дистанционного управления. За эти два года, когда началась спецоперация, началось санкционное давление, европейские компании ушли с рынка, пришли китайские, турецкие компании, началось развиваться отечественное производство компонентов. Оно еще не дошло до того уровня, когда мы можем сами, я имею в виду, сами в России обеспечить свой рынок компонентами.

У нас отсутствуют кадры от слова «совсем». У нас огромный дефицит кадров, причем, квалифицированных кадров, прежде всего, для машиностроительной отрасли. Мало того, что их мало где готовят, но, самое главное, их просто нет. Есть один выход – автоматизация промышленности, но это – большие-большие инвестиции. Их нет.

Ещё одна проблема – разный уровень оплаты труда в регионах. Разница в уровне зарплаты может достигать двух-трех раз. Это приводит к тому, что кадры «вымываются». У нас традиционно из Псковской области кадры уходили в Питер, в Москву, сейчас кадры уходят на Урал, там, где предприятия загружены по полной программе, и там, где средняя заработная плата уже доходит до 200-300 тысяч.

К чему это я все говорю? Нам действительно очень нужна государственная поддержка. Нам нужна государственная политика. Начиная от, казалось бы, мелочи: ограничения эксплуатации строительной техники, выработавшей нормативные сроки, установленные заводом-изготовителем, применение механизмов стимулирования замены устаревшей техники.

Мы сталкиваемся с тем, что китайские КМУшки приезжают сюда без очной сертификации, заочно, по документам китайским. И это возможно, оказывается!..

Нам нужно применение инструментов господдержки на приобретение продуктов, произведенных в России. Это и льготный лизинг, и субсидированные скидки, и утилизационный сбор. Мы сталкиваемся с тем, что утиль ввели на машины, на шасси, но крано-манипулятор на установке, который доходит где-то в среднем треть от стоимости машины, он никак не утилизируется, и вот тот поток КМУ, который хлынул у нас в Россию, он никак не подвержен утилю. И это – конкурентное преимущество китайцев в противовес нашей продукции.

Необходимо введение выравнивающей таможенной пошлины на ввоз шасси, на ввоз спецтехники из Китая.

Из выступления Николая Сидоренкова на заседании Совета ТПП РФ по промышленному развитию и конкурентоспособности экономики России под председательством Константина Бабкина. Мероприятие «Условия развития обрабатывающих производств и аграрных предприятий на примере Псковской области» прошло в промышленном технопарке «Электрополис», г. Великие Луки.

Книга "Купола Кремля" здесь Книга "Три власти" здесь и здесь Книга "Встреча с жизнью" здесь