В детстве родитель является авторитетом для своего ребёнка, соответственно, всё, что он скажет, не оспаривается, а принимается за истину. Именно в детстве человеку прививаются родительские установки, негативно влияющие на дальнейшую жизнь. Такие установки могут мешать человеку в построении отношений, развитии в карьере, а также приводят к психосоматическим заболеваниям.
Рассмотрим первые 6 родительских посланий:
- «Не живи».
Одна из самых страшных и жестоких родительских установок. Она направлена на передачу ребёнку послания о том, что его жизнь не желательна и не имеет ценности. Таким образом, эта установка рождает у ребёнка чувство ненужности, отчуждённости и ущербности. Фразы и мысли, которые могут запустить это послание: «не нужно было тебя рожать», «после твоего рождения моя жизнь закончилась», «я хотела сделать аборт», «от тебя одни проблемы» и пр. Ребёнок это воспринимает на подсознательном уровне, как «если бы меня не было, жизнь родителей была бы счастливее». В последующей жизни это приводит человека к зависимостям (алкогольная, наркотическая), любви к экстремальным видам спорта, суицидальным наклонностям, уходу в болезни, либо к проживанию незаметной жизни (никому не мешать, подавляя свои чувства и желания).
- «Не чувствуй».
При строгих и контролирующих родителях ребёнок воспитывается в эмоционально тяжёлых условиях, так как ему не дают проявлять чувства. Обычно такие родители сами не находятся в контакте со своими чувствами, соответственно, ребёнку могут запрещать громко смеяться, грустить, плакать и выражать любые эмоции (позитивные и негативные). Также родители могут не слышать ребёнка (например, навязывать, что он хочет есть, спать, что ему холодно, хотя это не так). Используют следующие фразы: «не порть никому настроение своей грустью/слезами», «терпи молча», «ты не имеешь права злиться на мать, бабушку, окружающих и т.д. Родители игнорируют чувства ребёнка, в результате чего формируется убеждение, что проявлять чувства нельзя – это небезопасно. Поэтому людям с данной установкой зачастую тяжело проявлять свои эмоции и во взрослом возрасте – это приводит к запрету на эмоции, непониманию себя, агрессии и аутоагрессии, страхам, фобиям и строгости к себе.
- «Не действуй».
В данном случае родители не позволяют ребёнку принимать самостоятельных решений, таким образом, мешают ему нормально развиваться. Проявляется это в следующих фразах: «я лучше знаю, как сделать», «куда ты лезешь, лучше не трогай», «ты всё равно не умеешь», «твоя помощь не нужна», «ты всё испортишь». Человек с детства отказывается от активных действий и проявления себя, ищет кого-то, кто сможет взять ответственность на себя за его решения, думая, что его действия и поступки недостаточно хороши и другие знают лучше. Так формируется синдром выученной беспомощности. В результате – нерешительность, отсутствие жизненной позиции, бесхарактерность, беспомощность, отсутствие инициативности, много страхов и фобий.
- «Не будь собой».
Такое послание является одним из наиболее опасных. Например, когда родители хотели ребёнка одного пола, а родился другого; когда не видят индивидуальности и талантов. Они пытаются загнать ребёнка в свои рамки, ломая его. Часто навязывают свои мысли, желания и интересы. Присутствует постоянная критика за внешность, поведение, способности или интересы. Например: «вот он умеет это делать, а ты – нет», «сделай так, как я прошу, я лучше знаю», «а вот я в твоём возрасте….», «ты недостаточно хорош, как остальные». Ребёнок закрывается, становится удобным для родителей, а в дальнейшем и для окружающих, считает себя «неправильным» и перестаёт быть собой (забывает о своих желаниях, подавляет свои эмоции и пр.). Результат такой установки: непринятие себя, непонимание своей ценности, внутренние конфликты, постоянное недовольство собой, невозможность выстроить хорошие отношения.
- «Не будь ребёнком».
Если родитель применяет в воспитании следующие фразы: «что ты ведёшь себя как маленький?», «пора бы уже повзрослеть в твоём возрасте», «играют только бездельники, займись учёбой», то ребёнок слышит приказ «не будь ребёнком». Родители этим посланием отбирают у ребёнка детство, требуют от него быть взрослым. Так ребёнок лишается своей детской непосредственности и творческой активности, считает, чтобы ребёнком – плохо, ведь нужно быть всегда в позиции взрослого. Это приводит к запрету на радость к жизни, обесценивание своих чувств, нелюбовь к детям и непонимание, как себя с ними вести, сложность в построении любовных взаимоотношений.
- «Не будь близким».
Эта установка формирует запрет на эмоциональную и физическую близость, ведь родители говорят о том, что доверять никому нельзя, а любое сближение с кем-либо может предоставлять опасность. Фразы, в которых проявляется установка: «всем мужикам нужно только одно», «не нужно никому ничего рассказывать», «доверять можно только родителям». Действия, где может сформироваться установка: ребёнок, проявляя любовь к родителю и желая получить от него взаимности, может столкнуться с холодностью или даже агрессией со стороны мамы или папы. С детства такой человек имеет проблемы с доверием к окружающим, зависит от родителей, боится строить отношения с другими, испытывает страх снова быть отверженным. В результате может сформироваться одиночество, холодность, паранойя, депрессия, проблемы в сексуальной сфере.
Оставшиеся установки рассмотрим в следующей статье.
Записаться на консультацию можно по телефону +8-902-752-71-04 (WhatsApp, Telegram).
Автор: Кэтрин Кернер
Психолог
Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru