Имя легендарного корабля «Аврора», возвестившего своим выстрелом новую эру в октябре 1917 года, известно всем.
В годы Великой Отечественной войны «Аврора» стояла в Ораниенбауме и вместе со всеми бойцами переднего края участвовала в обороне героического «пятачка».
Пусть все поколения знают о подвиге авроровцев на ораниенбаумской земле.
В годы Великой Отечественной войны Краснознамённый крейсер «Аврора» связал свою судьбу с Ораниенбаумским «пятачком».
Дело было так. К началу Великой Отечественной войны Краснознамённый крейсер «Аврора» входил в отряд учебных кораблей Высшего Военно-Морского ордена Ленина училища им. М. В. Фрунзе. В дальнейшем крейсер был принят в состав Краснознамённого Балтийского флота и был поставлен у Ораниенбаумской пристани.
Орудия главного калибра были сняты с крейсера и направлены вместе с боевыми расчётами на сухопутный фронт. Артиллеристы «Авроры» били по фашистским группам из района Вороньей горы, Пулково, где стояли артбатареи «Авроры». Часть артиллерии вместе с моряками ушла на корабли Чудской военной флотилии. Авроровцы направлялись в новые формирования морских десантов и отрядов морской пехоты. Краснофлотцы с ленточкой «Аврора» на бескозырке бились с ненавистным врагом у Невской Дубравки и под Новым Петергофом, на ближайших подступах к Ленинграду и на Пулковских высотах.
На крейсере «Аврора» в самое суровое и опасное время оставалась небольшая горстка моряков.
В двадцатых числах сентября 1941 года Ораниенбаум оказался небольшим «пятачком», отрезанным от большой земли. Передо мной лежат пожелтевшие от времени листы списка личного состава крейсера «Аврора» на 1 декабря 1941 года. Сейчас это трудно представить и поверить. Всего в команде «Авроры» было тогда 21 человек. Запомни, дорогой читатель, эти имена:
Командир крейсера лейтенант Гришин Петр Сергеевич
Военный политрук Филичкин Николай Дмитриевич
Главстаршина Фадеев Петр Андреевич
Мичман Хмелевцов Александр Андреевич
Главстаршина Зотин Дмитрий Арсентьевич
Главстаршина Васильев Павел Васильевич
Главстаршина Никифоров Василий Степанович
Командор Синицын Иван Иванович
Химист Хрычкин Николай Иванович
Главный боцман Черененко Тимофей Степанович
Котельный машинист Брикуля Василий Ильич
Кок Кольцов Дмитрий Яковлевич
Командир отделения, трюмный машинист Кострюков Николай Арсентьевич
Трюмный машинист Кузнецов Аркадий Тихонович
Рулевой Огарёв Яков иванович
Сигнальщик Гуляев Николай Васильевич
Плотник Волков Арсений Иванович
Моторист Евстафьев Виктор Александрович
Строевой Иняткин Владимир Александрович
Электрик Трушков Яков Павлович
Все они, начиная от командира и комиссара до рядового матроса, день и ночь в течение многих дней находились на боевом посту. День и ночь под артобстрелом и ударами фашистской авиации стояли насмерть, защищая родной корабль. Фашисты находились совсем недалеко. Они не только в бинокль, даже простым глазом видели высокие контуры морского собора в Кронштадте, видели и многие объекты в Ораниенбауме, в том числе и крейсер революции. Они ставили задачу — во что бы то ни стало уничтожить крейсер. Для них «Аврора» была, как бельмо на глазу.
Вот скупые строки из рапорта командования «Авроры» коменданту Ижорского укрепрайона:
«Доношу, что 1 декабря 1941 года в 13 часов противник начал артиллерийский обстрел Краснознамённого крейсера «Аврора». В результате артобстрела в корабль было 4 прямых попадания. Первый снаряд попал в левое крыло нижнего мостика в районе боевой рубки. Второй снаряд попал в левый борт и разорвался в коридоре нач. состава. Третий снаряд попал в кают-компанию. Четвёртый снаряд — в полубак, от взрыва которого возник пожар. Огонь был ликвидирован силами пожарной команды Ораниенбаумской пристани и личным составом корабля.
От артобстрела разрушена радиоаппаратура. От осколков снаряда погиб старшина группы радистов Близко»
Ценой больших потерь крейсер был спасён.
Шёл октябрь 1941 года.
В результате сильного артобстрела крейсер «Аврора» получил ряд прямых попаданий. Один из снарядов врезался в борт крейсера. Пробоина была 3х1,2 метра. Вода хлынула внутрь корабля. Крейсер начал крениться с угрозой перевернуться. Личный состав вёл борьбу за спасение корабля. В этот момент с огромным риском для своей жизни действовал командир трюмных машинистов Николай Кострюков. Он вместе со своими товарищами сделал по сути невозможное. Спустившись быстро вниз, он открыл кингстон и путём принятия воды на другой борт выровнял крейсер и корму корабля посадил на ровный киль — на грунт.
Много и других боевых дел совершил этот смелый моряк. Николай Кострюков отдал флоту почти двадцать лет., из них около 7 лет нёс службу на «Авроре». В настоящее время мичман запаса Николай Арсентьевич Кострюков живёт в г. Ломоносове.
В один из августовских дней 1943 года во время очередного артобстрела был сбит кормовой флаг «Авроры».
Старший матрос, Волков Арсений, будучи раненым, бросился за борт, спасая святыню корабля. Флаг снова был поднят на своё место. Смелый матрос за этот подвиг награждён медалью «За отвагу».
Ныне коммунист мичман запаса А. Волков работает на одном из ленинградских заводов, он член бригады коммунистического труда.
Как рассказывают авроровцы — участники Великой Отечественной войны, небольшой, но боевой и дружный экипаж «Авроры» во время стоянки в Ораниенбауме всегда чувствовал поддержку населения. Жители города помогали чем могли морякам. В настоящее время многочисленные посетители «Авроры» идя по палубе, видят швы электросварки. Это почётные боевые шрамы «Авроры», полученные в Ораниенбауме. В корабельном музее «Авроры» все видят фотографии авроровцев — участников Великой Отечественной войны, которые помещены рядом с ветеранами «Авроры» — бойцами Великого Октября.
Авроровцы в период Великой Отечественной войны сохранили славные боевые и революционные традиции своих дедов и отцов и умножили их в боях за Родину. Советские люди никогда об этом не забудут. Их имена войдут в историю корабля, ставшего легендой. Ломоносовцы знают и дорожат тем, что их пристань была местом стоянки легендарной «Авроры» в тяжёлые годы минувшей войны.
Г. БАРТЕВ, старший научный сотрудник музея «Авроры», капитан 1 ранга запаса (1967)