В политике Бразилии внезапно появился новый, неожиданный игрок – Илон Маск. Правда, сам он вряд ли рассчитывал, что спор вокруг его социальной сети Х (бывшего Twitter) взорвёт бразильскую политику.
Всё началось с того, что Александр де Мораес, судья Верховного суда Бразилии, который ведёт расследование в отношении экс-президента Жаира Болсонару, приказал блокировать более 100 учётных записей социальных сетей в Бразилии. Блокировке подверглись записи сторонников бывшего президента, протестующих против судебного преследования, связанного с беспорядками в столице 8-9 января 2023 года. Тогда протестующие, считавшие, что у Болсонару «украли победу» на президентских выборах, попытались штурмовать правительственные здания в Бразилиа.
Маск бурно отреагировал на блокировку Х. Он поместил множество сообщений, в которых Мораес назывался «диктатором», а власти Бразилии обвинялись в покушении на свободу слова. Отреагировали и американские политики: республиканцы нижней палаты Конгресса США провели слушания, на которых ситуация в Бразилии была названа «кризисом демократии, свободы и верховенства закона».
В США спор Маска с Мораесом мало кому интересен, зато в Бразилии он вызвал настоящую бурю. Правые бразильские СМИ обрушились на Мораеса и президента Инасио Лулу да Силву; крупнейшая газета страны, Folha de São Paulo, призвала судью Мораеса прекратить цензуру.
Скандал оказался настолько силён, что Конгресс Бразилии отменил инициированный левыми законопроект о борьбе с дезинформацией в Интернете. Таким образом, американский мультимиллиардер и республиканцы США вступили в борьбу с левым правительством Бразилии. Показательно, что на пресс-конференции в Вашингтоне, посвящённой проблемам свободы слова в Бразилии, выступил сын Жаира Болсонару Эдуардо, депутат Конгресса Бразилии. Сам экс-президент на митинге в Рио-де-Жанейро сказал, что Маск «действительно выступает за свободу для всех нас». «Он человек, у которого хватило смелости показать – уже с некоторыми доказательствами, а их наверняка будет еще больше – куда движется наша демократия и сколько свободы мы потеряли», - заявил бывший глава государства.
Т.е. бразильские правые использовали Маска и американских республиканцев во внутриполитической борьбе в Бразилии.
Левые отчаянно сопротивляются. Президент Лула да Силва назвал Маска «американским бизнесменом, который никогда не выращивал ни фута травы в этой стране [Бразилии], осмеливающимся говорить плохо о бразильском суде, бразильских министрах и бразильском народе».
Правое движение в Бразилии с момента проигрыша Болсонару на президентских выборах 2022 года переживает тяжёлый кризис. Сам экс-президент оказался слабым лидером: то он, опасаясь ареста, спрятался в США, то укрылся в посольстве Венгрии. Для отставного капитана-десантника и бывшего президента это не комильфо: его соратники считали его настоящим мачо.
И тут появился Маск со своей соцсетью – и всё изменилось. Правые получили мощный заряд энергии, а Болсонару, как ни в чём не бывало, собирает десятки тысяч восторженных поклонников на пляже Копакабана. «С помощью нескольких твитов Илон Маск смог изменить политическую среду в Бразилии», - справедливо отмечает политолог Роналду Лемос.
Правое движение в Бразилии остаётся массовым и сильным и после поражения на президентских выборах 2022 г. В нижней палате Конгресса правые имеют большинство, занимают 11 губернаторских постов из 27, и контролируют сотни муниципалитетов. Позиции правых сильны среди таких разных слоёв населения, как образованная городская молодёжь и фермеры, мелкий и средний бизнес (крупные капиталисты привыкли договариваться с левыми правительствами). В целом правые популярны среди «белого» (это понятие в Бразилии довольно условно) населения, в первую очередь среди протестантов, к которым принадлежит примерно 1/3 бразильцев. Главная проблема правых – слабый лидер. Которого временно заместил американец Маск. Что бразильцы прекрасно понимают: на митингах правых правые активисты надевают маски с изображением Маска, устанавливают плакаты со здравицами в его честь.
Конечно, бразильцам не очень нравится, что американский мультимиллиардер и американские республиканцы влияют на дела Бразилии. Но им не больше нравилось то, что в во время прежнего правления Лулы да Силвы его финансировал мексиканский мультимиллиардер Карлос Слим (в 2010-13 годах он был самым богатым человеком в мире), а теперь правительство пользуется поддержкой китайских компаний. Глобализация, однако…