28
На следующий день Анны опять не было в офисе. И она опять не брала трубку.
- Что вас больше всего бесит в людях? – спросил Маг.
- Наглость.
- Подлость.
- Пошлость.
- Мне не нравится, как люди пахнут, - сказала Марина.
- Грубость.
- Жадность.
- Сегодня мы поговорим о тени, - продолжил Маг, - это что-то, что мы не принимаем в себе, отвергаем.
- В себе?
- Именно. Что это может быть… Какая-то черта, может быть, тайное желание, в том числе сексуальное, которое не одобряется или не одобрялось обществом.
Вытесненная в подсознание травма.
Стратегия, которая когда-то помогала выживать, теперь перестала помогать, но осталась как рудимент.
Чужое авторитетное мнение, которое стало вашей собственной стратегией, но не приносит вам нужных результатов. А отказаться от него вы не можете, потому что попросту его не видите, оно у вас где-то в слепой зоне.
Какая-то неотъемлемая часть вас, которую в какой-то момент не принимало ваше окружение.
Иногда это приходит от родителей, которые начинают атаковать какое-то наше поведение, которое в общем-то, является вполне естественным. Например, какие-то действия, связанные с пробуждением сексуальности. Родителю кажется, что он атакует только поведение ребенка, а на самом деле от атакует его самого и какая-то очень важная часть человека уходит в тень, скрывается.
С тенью есть одна большая проблема. Мы не можем видеть свою тень. Как только мы ее видим, она перестает быть тенью.
А когда не видим – она все время рядом с нами. И все время нас беспокоит. Все время сбивает нас с пути. И может являться нам тогда, когда мы ослабляем контроль – например, когда мы одурманены веществами, или когда спим.
- Фу, какое мутное дерьмо, - сказал Михаил, - Как мне не хочется в это погружаться. Анализ сновидений и так далее.
- Да, - согласился Маг, - именно мутное дерьмо. Здесь можно увязнуть на годы. Юнг считал, что Тень постоянно создает на нашем пути ситуации, в которых она может проявляться.
Маг, не глядя, выхватил из стопки книгу, открыл ее наугад (конечно же, это оказался томик Юнга на английском языке) и прочитал, переводя с листа: «фактор создания проекций тогда имеет свободную руку и может реализовать свой объект - если он у него есть - или вызвать какую-то другую ситуацию, характерную для его силы».
- А вы можете перевести нам с психоаналитического на человеческий?
- Тень постоянно притягивает к нам людей, в которых мы видим как недостаток то, что мы не принимаем в себе. И чаще всего этот недостаток именно этический.
Каждый раз, когда вам хочется поучить кого-то этике – это кричит ваша тень.
То есть, если вам нужна сама простая интерпретация:
Что вас выбешивает в других людях?
Вы не принимаете это в себе. Это и есть тень.
- Получается, увидеть свою тень очень просто.
- Ну да. Смотри на окружающих, бесись, фиксируй, по какому поводу бесишься и только успевай записывать, давать имена своим теням.
Только не занимайтесь воспоминаниями, не анализируйте старые случаи, работайте с тем, что возникает по ходу. Воспоминания – это отдельная тема, проекция проекции, сам черт ногу сломит, другой вывихнет. Еще более мутное дерьмо, по меткому выражению Михаила.
- Ну вот, мы ее определили, выявили, - нетерпеливо сказал Олег, - дальше что с нею делать?
- А дальше рекомендуется с этой тенью познакомиться, признать ее. Может быть, поговорить с нею. Сказать все, что вы хотите сказать не тому мудаку, который тебя бесит своей наглостью, а сказать это своей тени.
- Допустим, сказал. Дальше что?
- Признать тень частью себя. Это самое сложное. Поставьте себя на место этого человека. Что вы чувствуете, когда ведете себя нагло?
- Мне это нравится, - задумчиво сказал Олег.
- Ну и остается совсем уже последний шаг – посмотрите на себя со стороны. Подумайте о том, как вас воспринимают другие и как это помогает вам в вашей социальной жизни. И, исходя из этого, вытаскивайте вашу наглую тень тогда, когда вам нужна и прячьте тогда, когда она может помешать. То есть, станьте ведущим в этом танце, не идете за ней на поводу, используйте ее как инструмент.
- А если это не моя тень? – спросила Марина.
- В смысле?
- Ну, вот вы сказали, что это может быть чье-то авторитетное мнение. По сути ведь это чужая тень, которую нам подсадили.
- А, понял. Очень хороший вопрос. Какое-то время я думал, что очень важно – является ли ваша тень частью вас, или это подсаженная кем-то тень. Но потом я понял, что это совершенно неважно. Важно то, готова ли она работать на вас, или нет. Мы не берем у других людей то, что нам не нужно. Если вы взяли у кого-то конкретно это авторитетное мнение и усвоили – значит, каким-то образом это мнение нам помогает в выживании. Или помогало.
- А может быть, разогнать к чертям всех теней?
- Ни в коем случае! Когда контрразведка обнаруживает шпиона, его никогда не ловят и не сажают в тюрьму. Поймают этого, известного – вместо него пришлют нового, неизвестного.
Место опознанных теней мгновенно займут неопознанные.
И я, честно говоря, терпеть не могу всех этих соплей в духе нью-эйдж – поблагодари свою тень, обними свою тень. Все это какой-то булшит.
Отношения должны быть сугубо деловыми.
Наймите свою тень. Дайте ей работу. Заплатите ей за ее работу чем-то. Уступите ей в чем-то.
И назначьте четкий результат, который вы хотите получить от вашей тени. Проверили ее в деле – закрепили результат поощрением. Проверили – закрепили.
И так постепенно производить приручение своей тени. Не подавление, не вытеснение, а приручение.
- То есть я постепенно превращаюсь в того самого наглеца, который меня так бесит?
- Ни в коем случае! Приручив Тень, мы не становимся такими же, как те, кого мы осуждали. Нет. Но мы принимаем то, что в некоторых ситуациях вполне можем повести себя похожим образом и не осуждать себя за это.
- Например, меня бесят богатые люди, - сказал Михаил, - Я считаю, что все богатые люди безнравственны. Я понимаю, что я не принимаю в себе богатого и одновременно нравственного человека.
- Получается, так. А в чем вопрос?
- Вопрос – что эта Тень во мне может для меня сделать?
- Пусть найдет какое-то действие, которое принесет тебе много денег, но не будет безнравственным.
- Интересно, - Михаил задумался.
- Это вообще отдельная большая тема, - сказал Маг, - деньги как инструмент для духовного развития. И это действительно один из самых мощных инструментов, мощнее только слово.
Все оживились.
- Вы нас научите?
- Чему?
- Деньгам. Как стать богатыми.
- А, это, - рассеянно сказал Маг, - да, конечно. Обязательно научу. Там ничего особо сложного нет. Ладно, давайте вернемся к Тени.
Вопрос – какую награду обычно получает этот человек за то, что он такой? За то, что он ведет себя таким образом? Дайте эту награду себе. Михаил, богатые люди чем вознаграждают себя за свое богатство?
- Много чем. Красивая жизнь, рестораны, дорогие покупки, путешествия.
- Короче, роскошью. Вот, какой-то роскошью его и вознаградите. Да, чуть не забыл. Юнг считал, что тень всегда многослойна. На поверхности – личный опыт человека. А в глубине – архетипы, коллективное бессознательное.
- Может быть человек вообще без теней?
- Живой – нет. Тени есть у всех. А интеграция тени – это порог, который невозможно миновать в процессе развития личности.
Каждый раз, когда мир вас атакует – атака успешна лишь в том случае, если ваша тень открыла миру дверь вашего замка.
- У человека может быть только одна тень?
- Я думаю, что теней у человека много, они разные, и они могут появляться и как бы исчезать как бы сами собой. На самом деле они никуда не исчезают, просто мы можем их интегрировать, сами того не замечая. Когда рука набита, это происходит на автомате.
- Ничего не понимаю! – рассердился Олег, - как это может быть! Мы не замечаем того, что осознали свою тень?
- Ну да, - безмятежно сказал Маг, - просто мы не осознаем, что это именно тень. Человек такой – хм, меня это бесит. О, да я же сам такой же. Ну-ка я тоже так попробую. Попробовал, еще раз хмыкнул и дальше пошел. Секунда времени, даже шаг не замедлил. А тень уже заняла место среди других инструментов на поясе.
- Странно, у меня в итоге всегда те люди, которые меня бесили, потом оказывались моими друзьями, - сказал я, - они всегда в итоге оказывались очень интересными людьми.
- Оно и неудивительно. Ведь вы по сути братья по тени, родственные души.
А вот теперь – самое интересное.
Мы по умолчанию считаем, что тень – это что-то черное, плохое.
- Разве нет?
- Может быть и белая тень. Или, если угодно, мне нравится называть ее солнечным зайчиком.
Какие люди вас притягивают? На кого вы хотите быть похожими?
- Умные!
- Богатые!
- Красивые!
- Независимые!
- Морально сильные!
- Очевидно, что у этих людей есть то хорошее, чего нам не хватает.
Что именно вас в них притягивает? Вот это и притягивает, те самые черты, которых нет у нас и которые мы хотели бы приобрести. И здесь нужно быть очень осторожными и осознанными, потому что вы можете начать копировать в человеке не то, что вас привлекает, а что-то другое, что легче скопировать. Как хвост Гребенщикова.
Маг посмотрел на меня.
Когда все расходились, Маг задержал меня в дверях.
- Возьми Ефима и съездите к Анне. Он знает адрес. Что-то не так.
Ехать было недалеко, Анна жила на Таганке. Сталинское здание, просторный, очень чистый подъезд. Мы поднялись на третий этаж и позвонили в дверь.
Тишина.
Позвонили еще раз.
В глазке что-то мелькнуло.
- Анна, открой! – крикнул я.
- Уходите, - послышался из-за двери глухой голос.
Я посмотрел на Ефима. Он уже листал свою черную книжечку.
- Это не она, - сказал я.
- Это она, - ответил Ефим и набрал нужный номер.
Через полчаса приехал человек с набором отмычек и вскрыл дверь. Мы вошли в квартиру.
- Анна!
В квартире было адски холодно.
Анну мы нашли в зале, лежащей на полу. Пульс не прощупывался.
* Продолжение следует
Тайное общество Александра Молчанова.
Игра Мага. Продолжение
8 минут
9 прочтений
11 мая