Когда человечество дошло до использования ядерного оружия, оно поставило себя на грань катастрофы, что быстро осознало руководство сильнейших стран этого мира - США и СССР. Грубо говоря, пришло полное понимание, что в том случае, если Третья Мировая Война состоится и перейдёт в стадию обмена ядерными ударами, то победителей не будет, а вся планета, в течение нескольких часов, погрузится в реалии постапокалипсиса.
К большому сожалению, любая атомная ракета, любая атомная силовая установка – потенциально опасный объект и в мирное время. В любой момент что-то может сломаться, пойти не так, из-за чего мир может увидеть «второй Чернобыль» или «вторую Фукусиму». Но ещё более опасная правда таится в том, что если ядерная катастрофа случится, к примеру, у берегов потенциального противника, то другая страна может воспринять такой инцидент как целенаправленный удар по своей территории и всё-таки нажать на красную кнопку в качестве ответной меры.
И ведь такие инциденты случались. К примеру, в начале октября 1986 года, когда простой советский матрос Сергей Преминин, ценой своей жизни сохранил «мир во всём мире» и гордо ушёл на дно вместе с гибнущей подлодкой К-219.
Герой России посмертно
Звание Героя России, Сергей получил посмертно, уже после развала Советского Союза, когда информация о подвиге матроса стала достоянием общественности.
Как минимум Преминин остановил одну из самых страшных экологических катастроф современности - смог заглушить ядерный реактор, несмотря на загазованность и адскую температуру в отсеке. Как максимум – в самом своём зародыше остановил полноценную ядерную войну.
Член Ассоциации историков – Александр Макушин, изучая подвиг советского матроса, пришёл к выводу, что массовая детонация боеприпасов на Атомной подводной лодке К-219, в том случае, если бы Сергей так и не смог заглушить реактор, могла бы на десятилетия отравить огромное пространство Атлантического океана.
Более того, так как катастрофа произошла бы практически в прибрежных водах США, даже без оценки такой детонации как сознательной провокации, ущерб, нанесённый побережью и городам этой страны, был бы такого размера, что наше государство компенсировало его по настоящий день.
Обычный срочник
На борту К-219 Сергей Преминин проходил срочную двухлетнюю службу и отправился в свой очередной поход. Должность очень ответственная – машинист электромеханической боевой части.
К-219, на которой тогда служил будущий Герой России, была построена не так давно – в 1972 году и прошла несколько существенных модернизаций. На борту подводой лодке находилось 16 баллистических ракет с ядерными боеголовками. В движение судно приводилось двумя ядерными реакторами общей тепловой мощностью в 90 МВт.
В сентябре 1986 года подводное судно вышло из порта Гаджиево (Мурманская область) и направилась на стандартное боевое дежурство к берегу США. Символично, но это был 13-й аналогичный выход К-219 из порта приписки.
Резкое ухудшение ситуации
Ещё перед боевым дежурством, перед выходом из порта, АПЛ была осмотрена со всех сторон. И Валерий Пшеничный - капитан 3-го ранга, первым обнаружил поломку сливного клапана забортной воды в 6-й по счёту ракетной шахте. Ответственный военнослужащий доложил о поломке вышестоящему начальству. И именно вышестоящее начальство проявило халатность, никак не отреагировав на замечание осмотрщика.
Как итог - на протяжении всего похода команда была вынуждена откачивать воду из 6-й шахты.
К 3 октября, всего в 1 тысяче километров от побережья Соединённых Штатов, положение К-219 значительно ухудшилось – трещина на баке с окислителем привела к смешиванию агрессивного вещества с горючим. Как следствие – детонация такой силы, что крышка шахты была выброшена в Саргассово море вместе с боеголовкой.
Вода хлынула внутрь АПЛ. Часть отсеков охватил пожар.
Капитан подводного корабля по фамилии Британов принял решение о всплытии атомохода. Но и на поверхности ситуация не разрешилась, ибо часть матросов, согласно инструкции, оставалась в изоляции из-за разгорающегося пожара, находясь в 4 отсеке.
К тому времени стали известны потери экипажа – 3 человека убитыми и 14 ранеными.
Сквозь невыносимые условия
К моменту всплытия, из-за пожара, температура внутри корабля достигла отметки в 70 градусов по Цельсию. Более того, возникла прямая угроза нарушения герметизации ядерных реакторов, что, скорее всего, привело бы к детонации силовых установок атомохода.
Для того чтобы избежать детонации, матросы должны были вручную опустить компенсирующие решётки на нижние упоры. И выполнить это смертельно-опасное задание в невыносимых условиях вызвался очень сильный старший лейтенант Николай Беликов и герой моей сегодняшней истории, очень жилистый и крепкий матрос – Сергей Преминин.
Бессмертный подвиг матроса
В отсеке под номером 7, где находились силовые установки атомохода, температура достигла отметки в 80 градусов. Раскалившиеся защитные костюмы сковывали движения. Ориентироваться в окружающем пространстве было невероятно сложно из-за серьёзной загазованности и задымлённости отсека.
Несмотря на все внешние воздействия и на то, что приходилось действовать фактически наощупь, Преминин и Беликов смогли опустить три решётки из четырёх. Но когда ремонтники вернулись на краткий отдых в 8 отсек, старший лейтенант полностью обессилил и упал в обморок.
Сергей ждать старшего товарища не стал. Сказал сослуживцам, что справится один, после чего навсегда вернулся в 7 отсек.
Навсегда с кораблём
Сергей смог доложить товарищам, что 4 решётка опущена. Но сил на то, чтобы выбраться обратно у него уже практически не осталось. Да и не получилось бы – дверь между отсеками заклинило из-за разницы давления и открыть её можно было только при использовании специального инструмента.
Конечно, другие матросы попытались сделать всё, что в их силах. Но когда отсутствие кислорода вынудило часть команды отступить от злополучного 7-го отсека, все неожиданно поняли, какую великую жертву заплатил Преминин.
Саму АПЛ ещё попытались отбуксировать в порт при помощи теплохода «Красногвардейск», который прибыл на помощь 5 октября. Но 6 октября трос не выдержал колоссального напряжения и К-219 медленно погрузилась на дно…
С уважением, Иван Вологдин
Подписывайтесь на канал «Культурный код», ставьте лайки и пишите комментарии – этим вы очень помогаете в продвижении проекта, над которым мы работаем каждый день.