Текст окружает нас повсюду. Листаете ленту телеграма, выбираете товар на озоне, читаете любимого блогера, смотрите сторис в сбербанке про ипотеку — все эти тексты написал копирайтер.
В среднем за ведение телеграм-канала платят от 60 тысяч рублей. Стоимость сценария к видеоподкасту — от 12 тысяч рублей. А средняя зарплата копирайтера, который работает с текстами для приложений — от 120 тысяч рублей.
В статье за семь минут узнаете о правилах, которые помогут писать тексты лучше 80% копирайтеров. А в конце будет бонус: советы, как собрать портфолио и начать зарабатывать от 50 тысяч рублей.
Пишите не о продукте или компании, а о читателе
Начнем с примера на картинке ниже. У адвокатского бюро «КИАП» все тексты на главной странице — про награды адвоката. Но в первую очередь читателю нужно узнать, с чем ему могут помочь. Ниже написали, как можно исправить такой текст.
Исправляем текст на главной странице «КИАП». Можно написать «Помогаем с наследственными делами и делением имущества. Поможем найти юристов, составить доверенность, заверить доли у нотариуса. Запишитесь на бесплатную консультацию, обсудим ваше дело». Если клиенту нужны услуги, который он видит в тексте — он с большой вероятностью запишется на бесплатную консультацию.
Когда пишем текст о читателе — в его голове появляется картинка, как ему могут помочь. Человек сразу понимает, какие услуги есть у компании. А если он сразу это понимает — больше шанс, что совершит покупку. За такие тексты и платят копирайтерам. Много платят.
Пишите проще
Проще — это значит также, как мы говорим. Мы не используем в речи сложные слова и обороты. Смотрите пример ниже — переходим к словам, которые нельзя использовать в тексте.
Канцеляриты — первый тип запретных слов. Проблема официальных документов в том, что в них ничего не понятно. Когда выходит новый закон — приходится читать сотни блогов юристов, чтобы понять все тонкости. Легче понять иностранца, который спрашивает вас о чем-то на незнакомом языке, чем язык канцелярита.
Часть канцеляритов — отглагольные. Это существительные, которые образуются от глагола. Например, был глагол решить, стало — решение. Было оформить — стало оформление. Эти слова делают текст сложнее и формальнее. Как будто пишем новый федеральный закон.
Еще один признак канцелярита — страдательный залог. Это когда пишут «решение было принято», вместо — решили, или «проведено обучение» — вместо обучили. Так пишут только чиновники и авторы, которые не знают базовых правил текста.
Причастия и деепричастия — второй тип запретных слов. Проблема в том, что они всегда обособляются запятыми — такие тексты читать сложно.
Можете прочитать вслух и сразу поймете — смысл одинаковый, но второй вариант проще и короче.
Все причастия, деепричастия и другие сложные слова лучше заменять на глагол. Когда есть глагол — мы сразу представляем действие. Например, не «услуги по организации дней рождения», а «организую вам день рождения», не «узнав правила инвестирования» а «научитесь правильно инвестировать». Так текст становится понятнее.
Абстракции — третий тип запретных слов. Это слова по типу «индивидуальный подход» или «дом с высоким уровнем комфорта». Такие выражения не говорят самого главного — конкретики.
Абстракции используют компании, у которых нет преимуществ перед конкурентами. Если откроете почти любой сайт — найдете абстракции. Снизу на картинке первый же сайт по запросу «ремонт дома». Этот текст писал плохой копирайтер, который не знал, что абстракции нужно удалять и приводить примеры.
Исправляем текст выше. Можно написать «Ремонтируем квартиры в Москве. Делаем все от дизайн-проекта до финальной уборки. Сначала приедем и замерим ваше помещение, потом покажем чертежи, затем согласуем смету и стоимость. Закупим материалы со скидкой 10% у нашего дистрибьютора. Посмотрите примеры наших работ и отзывы клиентов».
Этот текст короче образца в три раза – но в нем больше пользы для читателя. И это самое главное – учитесь писать тексты не о том, какая хорошая компания, а как она поможет читателю.
Уберите из текста весь мусор: вводные конструкции, усилители и необъективные оценки
Без мусора текст выглядит чище и читается без запинок. Проще сдать в аренду чистую комнату или грязную? Также и с текстами. Если научитесь быстро находить такие слова в тексте, удалять и заменять примерами — не придется долго искать работу. Ниже рассказали про виды мусора, которые лучше сразу вывозить на свалку.
Вводные конструкции — любимые слова, за которыми прячутся некоторые авторы. Предположим, иногда кажется, поверьте, допустим, скорее всего, безусловно, не секрет что — все это мусор, который используют неопытные авторы. Эти слова рассеивают внимание читателя, поэтому их лучше не использовать. Никто не будет продираться сквозь сложную пунктуацию и ждать, когда уже ему дадут суть — он просто закроет страницу и пойдет в другое место, где ему сразу дадут ответ.
Усилители используют авторы, которые не разбираются в редактуре. Такие копирайтеры хотят сделать акцент на важных вещах, поэтому используют усилители. Ниже привели примеры.
Необъективные оценки — субъективные оценки, которые не подкрепляются фактами. Например – дорого, дешево, качественный, профессиональный, полезный, плохой, хороший, безупречный, вкусный и так далее. Кажется очевидным, что нужно подкреплять все эти слова фактами, но каждый из нас постоянно встречает необъективные оценки.
Но как писать правильно? Ответ тот же – заменяйте необъективные оценки на факты и примеры. Не «дорогая отделка» – а «клеим на стены итальянские обои и кладем испанский кафель. Изготавливают мастера на фабрике в Милане, гарантия — от 45 лет. При условии, если не хранить мебель в бани или хамаме». Не «услуги оказываются опытными профессионалами» – а «наши юристы провели 500 дел и ни одного не проиграли».
Если вы начнете применять эти правила – ваши тексты уже станут лучше, чем у 80% копирайтеров. Легко соберете портфолио и устроитесь на удаленку. А как это сделать быстрее — рассказали в следующем блоке.
Соберите портфолио и начните откликаться на вакансии — три совета
Начинающие копирайтеры идут на фриланс биржи, но там высокая конкуренция и дешевые заказы, где платят по 100 рублей за 1000 знаков. Требований к тексту там тоже сильно меньше, но писать плохие дешевые тексты – значит тратить свое время и не получать никакого опыта. Искать работу копирайтером нужно в одном месте и это ХэдХантер.
Главный секрет – не ищите работу в своем городе. Выбирайте в фильтре сразу Москву или Санкт-Петербург – большая часть вакансий – эта удаленная работа, поэтому вы можете работать из Перми или Самары, но получать московскую зарплату.
Чтобы откликаться на вакансии нужно резюме — написать его не так сложно. Некоторые думают, что резюме это перечень ваших мест работы и перечисление абстрактных качеств по типу «ответственный». Но не нужно писать свой жизненный опыт, если он не связан с текстом. Создайте новое резюме и напишите что у вас опыт полгода. Главное — приложите примеры работ. Вот три советов, где взять хорошие работы для портфолио:
Первый совет — откликайтесь на вакансии и делайте тестовые задания. Не бойтесь, что вам ответят отказом или «у вас не получится» — рассматриваете это как опыт. Таким образом, сможете собрать портфолио из работ — а на некоторые тестовые получите хорошую обратную связь от редакторов.
Второй совет — делайте первые проекты недорого. Здесь важно количество ваших проектов — пишите на разные темы, соглашайтесь на любой прайс и еще больше пополняйте портфолио. Когда найдете дорогого клиента с похожей тематикой — скажете, что уже работали с его нишей.
Последний совет — идите учиться и работать туда, где будет обратная связь от редактора. Если писать тексты для людей, которые не разбираются в тексте — вы не будете расти как автор. Скорее всего придется подстраиваться под них и не знать, как по-настоящему надо писать.
Если хотите попробовать на практике три правила копирайтинга из статьи — можете пройти недельный марафон. За 7 дней научитесь писать емко, без воды и получите живую обратную связь от действующих редакторов Тинькофф, Циан и Самоката. Поймете, как работают правила копирайтинга, добавите первый текст в портфолио.
Уже через неделю вы сможете откликаться на вакансии с зарплатой от 50 тысяч рублей и пробовать себя в новой сфере. Всего за 490 рублей вместо 3990 рублей сможете начать менять свою жизнь и осваивать новую профессию. Работать удаленно, путешествовать и больше времени уделять себе. Старт уже сегодня 👇