Найти тему
Минская правда | МЛЫН.BY

В суровом небе фронтовом. История летчика-героя Николая Гапеенка

Из аннотации к книге «Хроники пикирующих бомбардировщиков. Пе-2 атакуют»:Автор этой книги, Герой Советского Союза Николай Иванович Гапеенок, прошел всю Великую Отечественную войну в боевом составе одного из лучших советских бомбардировочных полков — 81-м гвардейском БАП. Свой первый боевой вылет он совершил 30 июня 1941 года, защищая небо Ленинграда, а последний — 9 мая 1945-го, когда сразу после митинга в честь Победы, в небе Праги, пришел на помощь восставшим против фашизма жителям тогдашней Чехословакии. Всего же на боевом счету летчика Николая Гапеенка более 200 боевых вылетов на легендарной «Пешке», фронтовом пикирующем бомбардировщике Пе-2. Его мемуары поистине уникальны — так точно, основательно и подробно о боевой работе пикировщиков до него не писали.

Краткая биографическая справка

Родился Николай Гапеенок во время гражданской войны, в которой его отец Иван Яковлевич воевал в рядах Красной Армии. Вернувшись на малую родину, он трудился пахарем, плотником, даже портным, а Коля в белорусской деревне Глинище Витебской области окончил 4 класса. Затем его семья переехала в Ленинград, где Николай в 16 лет вступил в комсомол, стал курсантом 3-й Балашовской школы Гражданского Воздушного Флота страны Советов, а в 1939 году его перевели в Балашовскую военную авиационную школу летчиков. И вот в ноябре 1940 года состоялся выпуск: младшего лейтенанта Николая Гапеенка отправили в Ленинградский военный округ, в город Кингисепп, где формировался 202-й скоростной бомбардировочный авиационный полк в составе 5 эскадрилий, летавших на самолетах СБ.

-2

В небе Испании наши бомбардировщики СБ получили имя «Катюшка», но когда загремела Великая Отечественная война, оказалось, что слабое вооружение и отсутствие брони сделали самолет сильно уязвимым.

От первого боевого вылета до штурмовки вражеских войск в День Победы

Ранним утром 22 июня 1941 года в полку прозвучал сигнал боевой тревоги, а 30 июня 1941 года состоялся и первый боевой вылет нашего земляка Николая Гапеенка, запомнившийся ему на всю жизнь. Из того тяжелейшего боя он вынес правило: бить врага надо не числом, а умением. Для этого надо изрядно потрудиться. И он трудился, настойчиво наращивая свое боевое мастерство. Но предоставим слово ему самому, читая упомянутую книгу «Хроники пикирующих бомбардировщиков. Пе-2 атакуют»:

***Выйдя в район цели, танков мы не обнаружили, и удар наносили по запасной цели. Находясь на боевом курсе с открытыми бомболюками, все внимание я сосредоточил на ведущем. Я ждал начала отделения первой бомбы из его бомболюков, чтобы по этому сигналу тоже начать бомбометание. В момент отделения бомбы из бомболюка ведущего я увидел, что под самолетом ведущего произошел черно-красный взрыв, после которого ведущий самолет круто перешел в пикирование. Я пытался найти ведущего, не меняя высоты и курса. Стрелок-радист передал, что самолет ведущего далеко под нашим самолетом и, видимо, загорелся. Потеряв ведущего, я тщетно попытался пристроиться к самолету командира звена лейтенанта Кузнецова.

В воздухе, на высоте бомбометания и в окружении разного цвета «одуванчиков», которые увидел впервые, я понял, что «одуванчики-бутончики», знакомые по рассказом бывалых летчиков, смертельны, и пытался маневрировать, как умел. Получалось плохо, так как эти «одуванчики» меня не покидали. Только крутое снижение до бреющего полета на озеро и болота помогло выйти из зоны огня зениток.

-3

При полете на малой высоте произошла ошибка. Вместо выхода на Ленинград оказались над Кронштадтом. Там нас приняли за противника и открыли огонь со всех возможных зенитных средств. Пришлось боевым разворотом уйти на территорию Финляндии, затем через Карельский перешеек на Ленинград, где было спокойно, а чтобы еще и самому успокоиться, сделал вираж над Исаакиевским собором. По «компасу Кагановича», как в то время называли железные дороги, вышел на Кингисепп и свой аэродром. При планировании на посадку остановились оба винта. Не хватило горючего. Посадка произошла на западной окраине аэродрома. Встречал нас почти весь полк.

Однако, что же произошло с другими экипажами?

Старший лейтенант Руденский в результате разрыва зенитного снаряда под бомболюками был тяжело ранен, но сумел вывести подбитый самолет на свою территорию и произвести посадку. Экипаж был госпитализирован. Самолет командира звена лейтенанта Кузнецова также оказался подбит огнем зенитной артиллерии, однако, летчик довел самолет до Ленинграда и произвел посадку на Комендантском аэродроме, а после оказанной медицинской помощи экипаж вернулся в строй и продолжал выполнять боевые задачи.

Этот мой первый боевой вылет в Великой Отечественной войне со всеми его приключениями запомнился на всю жизнь.

Важным для меня было не только возвращение на израненном самолете на свой аэродром всего экипажа, но и мое первое восприятие фронтовой обстановки, какая она есть в действительности, а также понимание того, что не только неумелых бьют.

И все же умение на войне необходимо. На войне важно не только знать, как поступать, но и уметь. Умение сразу не приходит. Чтобы бить врага не числом, а умением, надо изрядно потрудиться.

И с каждым боевым вылетом экипажем Николая Гапеенка приобреталось мастерство, накапливался боевой опыт. Николай стал командиром звена, а впоследствии — заместителем командира 2-й эскадрильи. Летчикам эскадрильи, по праву называвшейся снайперской, командование поручало самые сложные и ответственные задачи. Продолжим чтение книги нашего летчика — Героя Николая Гапеенка:

-4

***В конце 1942 года и в начале 1943 года на великолукском и старорусском направлениях наша авиация стала нести значительные потери от истребителей противника. В это время, кроме известного нам истребителя Ме-109, на Калининском и Северо-Западных фронтах появился истребитель Фокс-Вульф-190, а затем и истребитель Хе-113. Наибольшую активность проявляли вражеские истребители, базировавшиеся на аэродроме Гривочки.

Бомбовый удар по самолетам на аэродроме Гривочки решено было нанести на рассвете 15 марта по двум стоянкам. Полет к цели выполнять без непосредственного прикрытия своими истребителями и при полном радиомолчании.

Каждая эскадрилья вышла на заданную стоянку самолетов и сходу выполнила бомбометание. К этому времени взлетела дежурная пара истребителей. Зенитная артиллерия с выходом бомбардировщиков открыла огонь, а при первых разрывах бомб временно прекратила. Все внимание взлетевшей пары истребителей было направлено на вторую группу бомбардировщиков, в которой среди окрашенных в зеленый цвет самолетов находился один белый самолет Пе-2. Этот самолет достался моему экипажу.

Создалась обстановка, в которой мой экипаж на белом самолете Пе-2 оказался вроде белой вороны среди зеленых, а для истребителей противника, видимо, «важной персоной». И вот за этой «важной персоной» началась охота. Несмотря на сомкнутый боевой порядок эскадрильи и интенсивный огонь штурманов и стрелков-радистов, пара Ме-109 не выходила из боя и вела огонь с дальних дистанций. На протяжении длительного полета приходилось постоянно занимать безопасное место в боевом порядке звена и эскадрильи, укрываясь оборонительным огнем бомбардировщиков.

В ходе непрерывных атак пары Ме-109, белый самолет получил серьезные повреждения, а экипаж легкие ранения. Из строя вышел один из моторов. На одном моторе, под прикрытием своих истребителей, я довел самолет до аэродрома Выползово и произвел посадку на фюзеляж, так как была повреждена и гидросистема самолета.

По данным фотоконтроля на аэродроме Гривочки было уничтожено не менее 20 фашистских самолетов. После этого бомбового удара активность действий авиации противника значительно снизилась, а самолеты Хе-113 в последующих боевых вылетах вообще больше не встречались.

-5

За успешное выполнение специального задания всем его участникам была объявлена благодарность, а некоторые из них были представлены к наградам.

А теперь приведем строки из фронтового документа — наградного листа на летчика Николая Гапеенка, в результате представления он был награжден орденом Красного Знамени:

«22 раза водил звено на боевое задание и каждый боевой вылет отмечен отличными показателями. Бомбовыми ударами при его участии уничтожены и повреждены до 250 автомашин с войсками и грузами, до 20 железнодорожных вагонов, до 5 паровозов, до 7 платформ с орудиями, до 40 танков, до 5 артиллерийских батарей и много живой силы противника. Своими боевыми подвигами тов. Гапеенок воодушевляет личный состав звена».

Среди многих успешных боевых вылетов наиболее памятным и показательным для Николая Гапеенка был бомбовый удар эскадрильи 4 декабря 1943 года по железнодорожному узлу Знаменка, где скопилось немало вражеских эшелонов с войсками и техникой. Учитывая важность цели, а ее прикрывали 10 зенитных батарей врага, было решено нанести удар всей эскадрильей с пикирования под углом 60 градусов с высоты 3000-3500 метров. Выполнив заход на цель, эскадрилья вошла в пикирование. Первое звено, которое возглавлял его командир гвардии старший лейтенант Гапеенок, нанесло удар по выходным стрелками. Второе звено атаковало входные пути. На третье звено возлагался удар по железнодорожным путям и находившимся на них эшелонах противника. Пламя пожара и густые столбы дыма охватили тогда железнодорожный узел, который вышел из строя на двое суток.

Николай Гапеенок старательно учился у своих командиров. «Полбинская вертушка» — так был назван тактический прием действий самолетов Пе-2 по имени знаменитого летчика, дважды Героя Советского Союза, командира 6-го гвардейского бомбардировочного авиационного корпуса генерал-майора авиации Ивана Семеновича Полбина. И освоение этого приема стало наивысшей планкой боевого мастерства Николая Гапеенка, а высшей оценкой боевого мастерства нашего земляка и его боевых товарищей были отзывы от наземных наших войск. В одном из таких отзывов говорилось: «Бомбардировочный удар дал хороший результат. Военный Совет объявляет Вам благодарность. Экипажи бомбардировщиков действовали профессионально».

За годы войны в качестве летчика, командира звена, заместителя командира авиаэскадрильи пикировщиков Николаю Гапеенку на фронтовом пикирующем бомбардировщике Пе-2 удалось совершить 223 успешных боевых вылета. Из них в 125 вылетах боевые задачи по содействию войскам в разгроме противника выполнялись с пикирования.

Капитан Николай Гапеенок не выпускал из рук штурвал Пе-2 от первого вылета в июне 1941 года на защиту подступов к Ленинграду до последних боевых вылетов на Берлин и Прагу в апреле-мае 1945 года. В июне же 1945 года капитан Гапеенок Николай Иванович был удостоен звания Героя Советского Союза, и он принимал участие в Параде Победы 1945 года.

Служба и жизнь героя-белоруса после войны

Возвращаясь к книге нашего земляка, прославившего Беларусь в годы Великой Отечественной войны, «Хроники пикирующих бомбардировщиков. Пе-2 атакуют», в которой Николай Иванович Гапеенок, говоря его словами: — Я писал и думал о трудной и красивой службе моих однополчан. Они имели неисчерпаемую силу, жизненную стойкость в бою и труде. Они любили Родину и защитили ее.

Уверен, что это весьма важный посыл сегодняшним поколениям.

После Великой Отечественной войны Николай Гапеенок продолжал службу и летную работу. В 1945 году он окончил курсы усовершенствования командиров эскадрилий, в 1948 году поступил и в 1951 году окончил Военно-воздушную академию. Был назначен старшим инспектором-летчиком бомбардировочного авиакорпуса в Прибалтийский военный округ, где переучился на самолет Ил-28. В 1961 году освоил самолеты МиГ-15 и Су-7Б. Без отрыва от исполнения служебных обязанностей подготовил и защитил кандидатскую диссертацию. В 1960 году Николай Иванович получил ученую степень кандидата военных наук, а в 1963-м стал доцентом.

-6

Полковник в отставке Николай Иванович Гапеtнок проводил большую военно-патриотическую работу среди школьников, трудовой молодежи и авиационных частях Советской Армии. Активно занимался организацией работы школьных музеев 6-го гвардейского авиакорпуса в Москве и подмосковном Монино.

Николай Иванович Гапеенок — автор книг о Великой Отечественной войне. В 2002 году был издан его труд «Дороги Победы» (боевой путь 81-го гвардейского бомбардировочного авиационного полка), в 2006 году вышла в свет его книга «Хроники пикирующих бомбардировщиков. Пе-2 атакуют».
Герой Советского Союза Николай Иванович Гапеенок до конца своей земной жизни руководствовался девизом:

Пока еще в обойме есть патроны,
Покуда бьют старые сердца,
Займите круговую оборону,
Держитесь, ветераны, до конца!

Автор статьи: Владимир Касьянов