Недавно я делала небольшой пост про так называемые «романы с ключом», и в комментариях мне предложили сделать подборку таких романов.
Для начала хочу напомнить о том, что же это за романы такие (или рассказать впервые, если вы не видели тот пост и раньше про эти произведения не слышали). Цитирую себя:
Это романы, чаще всего сатирические, в которых были зашифрованы реальные личности придворных. Они были распространены в Испании 16 в. и Франции 17 в. «С ключом» они, потому что к ним часто действительно прилагался «ключ» с разъяснением, кто из реальных личностей скрывается за тем или иным персонажем. Как вы понимаете, эти романы не были бы столь интересными, если бы в них не раскрывались всякие придворные секретики или чьи-то тайные связи. В 20 в. эта тема снова стала популярной, и такие романы стали появляться и в России.
Для этой статьи я подобрала романы только 20 века, как русскоязычных, так и зарубежных авторов, потому что они точно актуальнее тех, что писали в Испании и Франции 16–17 веков, и персонажи нам точно более знакомы.
1. «Алмазный мой венец», Валентин Катаев, 1979
Основанный на реальных событиях, роман посвящён литературной жизни Москвы, Одессы, Харькова 1920-х годов. Сам Катаев неоднократно заявлял, что не считает «Венец» мемуарным произведением: «Умоляю читателей не воспринимать мою работу как мемуары […] Это свободный полёт моей фантазии, основанный на истинных происшествиях, быть может, и не совсем точно сохранившихся в моей памяти». Тем не менее книга глубоко автобиографична.
Эту книгу в комментариях к вышеупомянутому посту подсказала Ника 1313 Книжные разговоры и рассказала следующее:
Первым таким романом для меня стал "Алмазный мой венец" Катаева, но ключа к нему, увы, не прилагалось - расшифровывали сами, причем много лет. Постепенно добавлялась то одна, то другая фамилия забытого поэта. Справились еще до интернета )
Среди прототипов узнаются такие известные личности как Владимир Маяковский, Илья Ильф и Евгений Петров (младший брат Катаева), Айседора Дункан, Борис Пастернак, Михаил Зощенко, Сергей Есенин и многие другие деятели искусств.
2. «Пироги и пиво, или Скелет в шкафу», Сомерсет Моэм, 1930
История жизни знаменитого английского писателя Эдуарда Дриффилда, увиденная глазами молодого человека, воспитанного в викторианских традициях. Его взросление вплетается в историю творческого успеха Дриффилда. Писательская среда с её тайнами притягивает юношу, приносит первый жизненный опыт и первые разочарования и позволяет понять, что любое творчество вырастает из жизненного «сора» человеческой судьбы, но только талант способен превратить этот «сор» в творение.
Прототипами главных героев считают английских писателей Томаса Харди и Хью Уолпола. Моэм утверждал, что прототипов никаких не было, и называл книгу своей любимой, однако биографы Уолпола уверены, что этот роман подорвал репутацию последнего и отравил его жизнь: в книге этот персонаж показан как бездарный писатель-карьерист.
3. «Театральный роман», Михаил Булгаков, 1965
Неоконченный роман, повествующий о театральном закулисье и писательском мире СССР в 1930-х годах.
Елена Булгакова, жена писателя, вместе с сыном составила список прототипов. В нём присутствуют режиссёры Константин Станиславский и Владимир Немирович-Данченко, а также многие другие лица, работавшие во МХАТе.
Литературный критик Игорь Черноуцан выступал против публикации романа, считая его злобной карикатурой (пасквилем) на МХАТ, на Станиславского и Немировича-Данченко.
4. «И восходит солнце» («Фиеста»), Эрнест Хемингуэй, 1926
Париж, 20-е годы прошлого столетия. Американский журналист Джейк Барнс каждую ночь проводит с друзьями в баре на бульваре Монпарнас, надеясь, что алкоголь поможет ему залечить душевные и телесные раны, нанесенные Первой мировой войной. Так продолжается до тех пор, пока он не попадает на праздник фиесты в испанской Памплоне.
Прототипами персонажей стали, в первую очередь, сам Хемингуэй, а также известный тореадор Каетано Ордоньес и другие. Что интересно, персонажа Ордоньеса в романе зовут Педро Ромеро, и это имя — на самом деле имя другого знаменитого тореадора. Вот так вот писатель закрутил. Кстати, Педро Ромеро был настолько выдающимся тореадором, что в честь него назван фестиваль корриды.
5. «Контрапункт», Олдос Хаксли, 1928
Крупнейшее произведение Олдоса Хаксли, описывающее несколько месяцев из жизни интеллектуальной лондонской элиты. Здесь нет главных действующих лиц или основной сюжетной линии. Как и музыкальный контрапункт, предполагающий сочетание двух и более мелодических голосов, роман Хаксли — это переплетение разных судеб, рассказ о личной жизни множества людей.
Прототипами являются сам Хаксли и другие известные англичане, например поэт Шарль Бодлер и художник Огастес Джон.
6. «Успех. Три года из истории одной провинции», Лион Фейхтвангер, 1930
Роман описывает реальные события, происходившие в Баварии, и затрагивает тему становления нацистской Германии.
Прототипами являются как писатели, например Бертольт Брехт и Томас Манн, так и политические деятели, в частности сам Адольф Гитлер. А под детально описанным в романе фильмом под названием «Броненосец „Орлов“» легко угадывается фильм «Броненосец „Потёмкин“».
7. «Шутка Мецената», Аркадий Аверченко, 1925
Книга, действие которой происходит в дореволюционном Петербурге в 1910-х годах, рассказывает о кружке молодых людей, группирующихся вокруг богача по прозвищу «Меценат», и их розыгрыша наивного приезжего юноши-поэта.
В персонажах угадываются создатели журнала «Сатирикон», например художник Николай Ремизов, и литературные деятели, такие как Сергей Есенин и Александр Грин (но это не точно).
8. «Повесть о пустяках», Юрий Анненков, 1934
Блистательный писательский опыт художника Юрия Анненкова. Место и время действия — Петербург-Петроград-Ленинград рубежа 1910–1920-х годов; главные персонажи — представители художественной и научной интеллигенции.
Прототипами являются известные художники, например Натан Альтман, писатели, например Корней Чуковский, и другие деятели искусств.
_____________________________________
Другие подборки на моём канале: