...Бледно-коричневые, серовато-голубые цвета с внезапными алыми вспышками вина в хрустальном бокале. Блеск золотых украшений в полумраке. Белый лебедь в бассейне. Обнаженная женская натура в духе позднего Энгра. И тут же какой-нибудь кадр, совершенно не свойственный эр***ческому мейнстриму, за который пуританская аудитория без труда может обвинить режиссера в пор***рафии...
Это мир Валериана Боровчика, искушенного мастера кинематографа эр***ческих наваждений, снов, маний и садомазохистских игр, одного из немногих крупных режиссеров мирового экрана, столь последовательно и отважно снимавшего фильмы категории «Х»...
Бесспорно, изобразительное решение, в первую очередь – костюмы, декорации, грим – наиболее сильная сторона Валериана Боровчика (1923-2006), недаром он был одним из лучших студентов Краковской академии художеств.
Киностарт Боровчика ранним не назовешь: изучив живопись и графику, он несколько лет рисовал афиши и рекламные плакаты, и только в 34 года поставил свой первый короткометражный фильм.
Подружившись с известным польским (а потом – французским) аниматором Яном Леницей, Валериан Боровчик пришел в мультипликационное кино. Его остроумные короткие анимации «Как-то раз» (1957), «Дом» (1958) и «Школа» (1958) принесли ему огромный фестивальный успех.
Западная кинопресса наперебой расхваливала его оригинальную технику («оживление» предметов, аппликаций и т.д.) и причудливую стилистику, напоминающую странную смесь сюрреализма и абсурдизма.
Получив несколько лестных предложений, тридцатишестилетний польский аниматор в 1958 году эмигрировал во Францию, где с прежним успехом поставил блестящие мультфильмы «Волшебник» (1959), «Астронавты» (1959) и «Ренессанс» (1963), поражавшие богатством творческой фантазии и воображения…
На советские экраны фильмы Валериана Боровчика, разумеется, не попадали вплоть до позднего «перестроечного» этапа, когда эпоха видеобума и вольных фестивальных показов вынесла на суд массовой аудитории СССР множество прежде недоступных ей произведений…
Киновед Александр Федоров
Гото, остров любви / Goto, l'île d'amour. Франция, 1968. Режиссер Валериан Боровчик. Сценаристы: Валериан Боровчик, Доминик Дюверже. Актеры: Пьер Брассёр, Лигия Бранице, Жан-Пьер Андреани и др. Премьера: 29 января 1969.
Казалось бы, у Валериана Боровчика (1923-2006) были неплохие шансы войти в кинематографический пантеон в ореоле непревзойденного автора изысканных анимаций, особенно после создания полнометражного «Театра месье и мадам Кабаль» (1967) – кукольного цирка с излюбленными для режиссерской эстетики Боровчика мотивами сек***льной патологии и сади*ма.
Однако, по-видимому, за десять лет работы с анимацией ее мир стал для постановщика тесен, и в сорокапятилетнем возрасте Валериан Боровчик дебютировал в игровом кинематографе картиной «Гото, остров любви» (1969).
Энциклопедия «900 современных французских режиссеров» (Рaris, 1986) назвала его «фильмом вуаёра для вуаёров».
Сюрреализм Боровчика заиграл тут новыми красками, вновь доказывая, что живописно-графическая сторона кинематографа по-прежнему оставалась коньком постановщика.
Действие «Гото, остров любви» происходит в конце XIX века, где на куске суши, окруженном водой, жена губернатора вместе со своим любовником готовят побег…
И, как отмечалось в рецензии в газете «Монд», этой реалистичной пародией Боровчик открывал «новый путь для своего исследования мирового кошмара, и его фильм, тревожный, тонкий, нежный, жестокий, свидетельствует о свободе, которой обладают только истинные творцы» (Nicole Zand, Le Monde, 3.02.1969).
А в журнале Positif подчеркивалось, что «Гото, остров любви» – это своего рода «тюремный механизм, предмет с ящиками, рабочая часть, инструмент для сдачи, рукопись из ада, потерянная гайка, автономная конечность, магнитная буря, камешек, доставляется нам без инструкций, как оторванная страница из каталога оружия и циклов. Вы можете найти ему историческое, незапамятное применение, держать его на ладони, как яблоко, на которое вам приятно смотреть, заблудиться в нем, как боковой Улисс, или разобрать его на четыреста лет с помощью отвертки. Это фильм, который оставляет вам полную свободу выбора, а также выбора расписания, фильм, который вновь обрел свободу и придает понятию "зрелище" нечто старомодное и детское» (Robert Benayoun. Les Volets de fer de Boro-Boro. Positif. n° 105, 1969).
Киновед Александр Федоров
Бланш / Blanche. Франция, 1971. Режиссер и сценарист Валериан Боровчик (по мотивам пьесы Юлиуша Словацкого «Мазепа»). Актеры: Мишель Симон, Лигия Бранице, Жорж Вильсон, Жак Перрен и др. Премьера: 1971.
… XIII век. Некий уже немолодой лорд живет в фамильном замке. Но его красавице-жене Бланш нравится его сын от первого брака – Николя…
«Бланш» – изысканное торжество живописной культуры Валериана Боровчика (1923-2006), отсылающего зрителей к полотнам Джотто и Босха…
В статье, опубликованной в Les Lettres Françaises, справедливо отмечалось, что «Бланш» – «самая достойная дань, которую поляк Боровчик мог отдать одному из классиков литературы своей страны происхождения, прекрасно усвоенному в его самых необычных резонансах и перепадах. Результатом этой встречи стало произведение, настолько абсолютно личное, настолько мало соответствующее кодам «исторического воссоздания» повествования или театра, что «Бланш» существует, прежде всего, благодаря своему отличию от всего, что было сделано в более или менее аналогичном жанре, благодаря своему способу быть на задворках, и заново, в несравненном тоне передать красоту средневековых романов, например, «Тристана и Изольды», сделав смелое сочетание стилей, которое использует преимущества самих анахронизмов, чтобы сделать правдоподобным, завораживающим, невероятно кинематографичным спор, который в других руках остался бы невозможной мелодрамой» (Michel Capdenac. Blanche ou l’amour interdit. Les Lettres Françaises, 26.01.–1.02.1972).
Киновед Александр Федоров
Прибыль / Маржа / Грань / La Marge. Франция, 1976. Режиссер и сценарист Валериан Боровчик (по мотивам одноименного романа Андре Пьера де Мандиарга). Актеры: Сильви Кристель, Джо Даллесандро, Андре Фалькон и др. Премьера: 22 сентября 1976. Кинопрокат во Франции: 0,7 млн. зрителей.
То ли находясь под впечатлением коммерческого успеха нашумевшей ленты Жюста Жакэна «Эмманюэль» (1974), то ли просто нуждаясь в замене артистов-статистов звездами, Валериан Боровчик (1923-2006) выбрал Сильви Кристель солисткой своей эр***ческой мелодрамы «La Marge».
Известный французский кинокритик Альбер Сервони считал, что в фильме «La Marge», «благодаря своему таланту и чувствительности, Боровчик, как и Осима, все же сумел избежать двусмысленности вуайеризма, в то время как он показывает себя… таким же откровенным в жестах любви, как и его японский коллега. Разница, по сути, заключается в том, что Боровчик, несмотря на гнусные, оплаченные условия, в которых сначала совершаются жесты любви, прежде чем они становятся добровольными, искренними и страстными, очень лирично выражает свою любовь к обнаженному телу, к женщине в душе, свои эмоции перед ласками. Этот грустный фильм – прекрасный лирический»
(Albert Cervoni. Un drame, “La Marge” de Walerian Borowczyk. L’Humanité, 6.10.1976).
Фабула этого фильма, действие которого происходит в середине 1970-х, разворачивается вокруг увлечения симпатичного провинциала красивой и загадочной прос****ткой. Но если, скажем, в «Звере» можно обнаружить пародийность авторского взгляда, то в «La Marge» (1976) все выглядит вполне серьезно.
Соперничая с Жакэном, Боровчик находил необычные ракурсы и позы для находящейся в расцвете своей чувственной красоты Кристель и меланхолично рассказывал в меру фрейдистскую «аморальную историю», местами с претензией на мрачноватую поэтичность, под музыку Pink Floyd, Элтона Джона и Шопена…
Киновед Александр Федоров