Всем привет!
Грузовики Урал до сих пор узнаваемы во многом их простому, но узнаваемому дизайну. Но уже 70х гг. такой дизайн начал устаревать, и тогда на заводе в Миассе предприняли попытку создать новый военный грузовик. Им стал Урал-4322.
История нашего героя началась в 1976 г. Грузовик предполагался как замена модели Урал-4320 – потомка «обжоры» Урал-375, о котором я писал здесь. В то же время начал полноценно функционировать Камский автозавод в Набережных Челнах, и уральские машиностроители не стали изобретать велосипед, а стали использовать многие решения, принятые на КамАЗе.
Прежде всего новый Урал привлекал внимание угловатым дизайном, не характерным для предыдущих моделей. Адаптированную под капотную компоновку кабину он получил от КамАЗ-5320, а капот стал полностью скошенным и с правильной «прямоугольной» решеткой радиатора. Шасси же и двигатель объемом 10,85 л мощностью 210 л. с. перекочевали с модели Урал-4320, при этом состыкованная с ним 5-ступенчатая КПП была модернизирована. Грузоподъемность же машины повысилась до 5,5 т.
Внутри же кабина получила оригинальную приборную панель, но в целом для водителя остался только нужный минимум – отсутствие декоративных элементов, слабая звукоизоляция, а из удобств только печка и гидроусилитель руля.
Первый образец Урал-4322 вышел в свет уже в 1978 г., и тогда же начались работы по созданию различных модификаций новой модели. Кроме стандартных бортовых грузовиков, вмешавших 5,5 т груза или 33 солдат, стали выпускаться кунги:
Вахтовые автомобили:
И самосвалы:
Существовала даже бескапотная версия, но такая машина была собрана всего одна:
В 1980 г. модель прошла военную приемку, по результатам которой грузовик рекомендовали к принятию на вооружение. И все бы хорошо, только нужно было оснастить машину новым дизельным двигателем, но таких в СССР не было. Предполагалось выпускать моторы на основе немецких Deutz, развивавшие 256 л. с., на вновь построенном заводе в г. Кустанай Казахской ССР, но полноценно он начал работать только к середине 80х, когда уже началась перестройка. В 1987 г. началось мелкосерийное производство Урал-4322, но скоро грянул развал СССР, в результате чего цепочки разрушились, а завод в Кустанае и вовсе закрылся. А в 1993 г. закончился и выпуск самих машин. Всего было создано несколько сотен грузовиков, часть их сумела попасть в вооруженные силы, но уже в 1998 г. все они были списаны.
Так и кончилась служба незадачливого уральского грузовика. Следы его со временем затерялись, лишь один экземпляр установили в качестве памятника в Рязани:
Это лучшее, что могли сделать энтузиасты, чтобы сохранить малоизвестную частичку истории. Все-таки на модель возлагались большие надежды, но их производство закончилось, не успев начаться. Поэтому особенно важно, чтобы модель не оказалась незаслуженно забыта.
А на этом у меня все. Ставьте лайки, подписывайтесь на канал и до скорой встреч!