(Сильно) пост-фактум о гастролях Мариинки в Москве с оперой «Аттила» Джузеппе Верди. Концертное исполнение. То есть без декораций, без костюмов. Только смокинги, лаковые туфли и эффектное черно-белое платье.
Строго говоря, это не совсем опера, ибо полноценной сцены и спектакля нет. Но очень близко. Или так – станет она оперой или нет даже без декораций, зависит только от исполнителей и маэстро за дирижерским пультом. Потому что случается и магия.
Верди на концертной сцене «Зарядья» искрится, кипит и бурлит мощной полноводной рекой, как полагается. Все очень весело, бравурно и динамично. Кажется, что слышишь сплошь танцы и марши. И его знамение хоры. Праведные персонажи (итальянцы-христиане) поют высокими голосами, божественно оттеняя. Отрицательные (гунны) низкими, отрывисто или протяжно, варварски контрастируя. Веселье не прекращается даже на словах что-то вроде «оторванные конечности и усеченные головы…». Музыка Верди очень жизнерадостна!
Сюжет довольно прост, что редко случается с операми. Обычно в них все запутано, не говоря уже об отсутствии логики и жизненного правдоподобия, но в этой условности есть особый шарм и удовольствие, и это сильная сторона жанра, а не слабая, как может показаться на первый взгляд.
Предводитель гуннов Аттила в натиске завоевания вторгается в Италию и уже празднует победу в Аквилее. Красавица-пленница Одабелла должна стать его женой, удостоенная этой чести за… э… отвагу и мужество. Девушке даже вернут ее меч в знак уважения. Но Одабелла думает только о мести. Отмщения же хочет ее жених, и после некоторых препирательств (в прекрасном дуэте) они решат, кто это сделает первым. Аттила падет от руки Одабеллы прямо у супружеского ложа. Хор, оркестр и оставшиеся герои исполнят бравурный финал. Занавес. Довольно коротко – 2 часа 20 минут, по сравнению с привычными 3-5 оперными часами.
В числе солистов – сопрано Татьяна Сержан (Одабелла) с удивительным по силе и мощи голосом. Звуковая волна достигает первых рядов балкона (кстати отличные места в «Зарядье») ощутимой вибрацией. В ансамблях и tutti певица перекрывает трех солистов, два хора и большой оркестр вместе взятые. Слышала такое только у Нетребко. Но в верхнем регистре к звуку добавляется какой-то эффект – обсуждали это с моими спутницами: кому-то чудится призвук второго голоса, кто-то улавливает какое-то расщепление – в общем что-то там в верхах происходит, чего в идеале быть не должно. Ну, и ладно!
Тенор (жених Одабеллы) мне тоже нравится. Сергей Скороходов поет крепко, складно и реально хорошо поставленным тенором, чего так мало-мало на нашей сцене (читайте, вообще в наших широтах, тенора – уроженцы и баловни юга!). И вообще такой демократичный дядька оказался – после спектакля в фойе со всеми общался и фоткался.
Баритон Эдем Умеров (римский полководец Эцио), заменивший в последний момент Владислава Сулимского, которого хотелось послушать, поддерживает дуэты и ансамбли достойно, хотя знатоки (@Александр Матусевич) и отмечают некоторую «несвежесть голоса». Обожаю, когда о голосах говорят музкритики – уж какие только эпитеты и характеристики они не дают их свойствам, например, звук может быть «выбеленным», «невесомым», «стертым» и даже «мясистым», тембр – «теплым», «холодным», «легким», «тяжелым», «ярким», голос – «полетным», «массивным», «сухим», «жестким», а нотки – «неопрятными» или «растрепанными».
И, конечно, Ильдар Абдразаков (Аттила, бас). Человек-праздник. Человек-опера. Достаточно ему выйти на сцену и принять боевую стойку (уж не знаю, как сказать еще): одну ножку отставить, корпус вперед – и все, летит наш орел!)). Вокруг него сразу образовывается какое-то особое сценическое пространство – как будто начинают возводиться невидимые декорации и строиться театр. Вот эта магия ему практически удается! Что же говорить про голос. (Мировая звезда, однако). Он наполняет огромный зал равномерно, легко и полнозвучно. Никаких расщеплений. Идеальное ведение. И обаятельный природный тембр играет всеми красками в вердиевских пассажах. Волны энергии накатывают в тебя, а на лице расплывается непроизвольная блаженная улыбка. И это то, чего я больше всего люблю в опере – вот это безусловное попадание прямо в сердце, минуя голову. И это при том, что Аттила – отрицательный персонаж. У певца, вслед за Верди, он вышел очень ярким и притягательным!
Всегда можно и интересно узнать пост-фактум, а лучше до (опера как раз тот жанр, спойлеры которому не страшны – либретто рекомендуется знать наперёд, обстоятельства создания и особенности исполнения тоже), как композитор пришёл к своему творению – что его сподвигало и вдохновляло. В данном случае, обстоятельства времени – в Италии накануне революции 1848 года росли анти-австрийские (анти-захватнические) настроения. И фраза Эцио в дуэте с Аттилой «Возьми себе вселенную, оставь Италию мне» сопровождалась тогда на спектаклях возгласами зала: «Нам, нам Италию!». А еще Верди чутьём композитора сразу узрел в литературном источнике, книге мадам де Сталь «О Германии», все нужное для будущего произведения. По его словам, он нашел в трагедии «вещи великолепные и очень впечатляющие», замечательные хоры и «три превосходных характера». А четвертый был додуман. И всем главным героям дали итальянские имена. И это обычное дело в операх на исторические сюжеты – всегда можно что-то подкроить и сшить по мерке)). Фабулы опер – это вообще отдельная тема, от грустного до смешного (здесь вот гунны поклоняются германскому божеству Вотану, но ничего).
Приходите в оперу. Зарядитесь ее блеском, ее мощью, ее «тонкими мирами» и вибрациями, проникающими прямиком в сердце – почувствуете себя вновь рождёнными! На меня лично опера действует как энергогенератор – быстро подключаюсь, мгновенно заряжаюсь и надолго хватает!
Также на канале: