Ну, вообще-то не off-topic. Вообще-то я сразу хотела дзен про оперу. Потому что большая любовь. А говорю пока исключительно про кино только потому, что не придумала еще, как сделать, чтобы читатели разделяли (могли видеть хотя бы в записи или в каких-то видео) особо смачные (вдохновляющие) моменты, и как писать о том, чего услышать-увидеть вообще уже нельзя – был концерт и кончился (вряд ли любительское видео на телефоне способно произвести должное впечатление).
Опять же меня постигла катастрофа – спектакль, с которого хотелось начать (мой любимый «Дон Джованни» с Зальцбургского фестиваля), бесследно исчез с просторов ютюба месяц назад и доступен теперь только в не очень качественных версиях или фрагментах. Прямо …! Придётся чинить розыск в других местах. А вот ведь слушала его еще в январе – в тридесятый раз, и всегда так с ним выходило: хочешь вспомнить один-единственный «момент» и... упс, I did it again – слушаю до конца и потом добираю с начала все 3 часа кряду – остановиться невозможно!
Ну, хоть фоточку покажу:
Сразу скажу, под оперой я понимаю не классический вокал в аудиозаписи, не концерт со шлягерами на сцене и не шоу «Большая опера» (вполне симпатичное, само по себе), но исключительно оперный театр со всеми вытекающими, то есть музыкальный спектакль определенного жанра с оригинальной режиссурой, сценографией, костюмами etc.
Надо сказать, в оперной театральной традиции в начале ХХI века произошли большие перемены и даже революция – опера вдруг стала актуальным искусством, в нее пошли ведущие режиссёры театра и кино, она все чаще синтетический жанр, площадка для экспериментов и демонстрации новейших технологий. Вокруг нее вспыхивают фейерверки восторгов и скандалов, жизнь кипит ключом. Жалко, теперь мы отрезаны от большей части мирового оперного океана, но плавание во внутренних водах продолжается.
И у меня уже готов первый обзор. Но хочу все же зайти в новую тему привычным путем – через все тот же синематограф:).
Для начала про китайцев, куда же без них – уж, когда влип, так сразу не отлепишься!
Вот, думаю, китайские сянься, столь мне запавшие, нравятся в том числе своим неуловимым сходством с оперой – в них часто такие же чистые, дистиллированные порой даже чувства и эмоции и очень образное эстетическое исполнение, заодно и вполне себе театральные костюмы (хотя в современной опере случается, что поют не то что без костюмов, но и с минимумом одежды вообще, ужос-ужос).
А еще есть Морс со смежной темой. Британский телевизионный сериал «Молодой Морс» («Endeavour» в оригинале).
Провинциальный детектив в антураже графства Оксфорд 60-70-х годов прошлого века. Приквел супер-популярной сериальной полицейской драмы «Инспектор Морс», шедшей в Британии в 80-90-е гг. Англичане так не хотели расставаться с полюбившимся им детективом-инспектором, который, хотя и держался молодцом до последнего сезона, но все же старел, что отмотали на 25 лет – в его прекрасные 30-35 (где-то).
Уже первый сезон «Молодого Морса» имел очень хорошую критику, так как смог удачно соединить два сериальных мира, а сыгравший инспектора в молодости Шон Эванс сделал все, чтобы его персонаж стал органичен уже известному экранному образу и творчески развивал его. Вообще команда сценаристов, режиссёров-постановщиков, художников, дизайнеров и актеров потрудилась на славу. Оба сериала стали событиями в своем жанре. Зрители были в восторге. Я этот восторг разделяю!
Чтобы понять, что к чему, смотреть «оригинал» 80-х необязательно. Хотя, когда «Молодой Морс» заканчивается, продлить его хочется уже во всех направлениях. Я тоже приобщилась на какое-то время к первой части – хорошее кино. И, наверное, нельзя сказать, что лучше – они разные, просто «Молодой Морс» смотрится современней и более универсальный для инозрителя.
Главный герой, незащитившийся выпускник Оксфорда Индевор Морс, волею обстоятельств поступает на службу в полицейский участок графства и начинает трудовой путь в нижнем чине детектива-констебля. Ум, образованность, природное чутье и другие замечательные качества Индевора скоро выделят его из рядов сослуживцев. И начнется тернистая одиссея раскрывателя самых сложных преступлений в округе (заслуги и методы работы молодого констебля не сразу будут признаны и все такое…) в компании со строгим, но обаятельным инспектором Фредом Сёздеем (Thursday).
Поклонники любят этот сериал не только за детективный сюжет (который мастерски вкручен в исторические события – в нем отразятся многие черты и приметы времени: будут и хиппи, и рок-звезды, и политики, реальные визиты глав иностранных государств, футбольные чемпионаты, большие реформы и прочее – можно следить за историей страны, и даже шире, в популярном изложении), но и за уникальную атмосферу всего действа и характеры главных персонажей. Как говорит моя подруга, в этом Оксфорде хочется остаться жить, с детективными квестами или нет – дружить семьями со старшим инспектором и его женой-домохозяйкой (выдающей мужу ежедневно сверток с двумя сэндвичами (это взрослому-то мужчине! но таковы традиции питания полицейских почти во всех английских детективах), воспитывать детей в одной песочнице, встречаться с соседями в местных пабах и т.п.
А самого Морса хочется обогреть, накормить (ему не выдают сэндвичей), к сердцу прижать, а лучше взять за руку и сказать «пошли уже жениться» – такая там долгая, тонкая и муторно-нелепая история с его девушкой развиваться будет все сезоны – но и в ней прелесть и соль образа.
В общем, я воспользовалась случаем поговорит о Морсе... Но к чему?
Ах, да! Констебль Морс – поклонник и знаток оперы. В трудную минуту он ставит виниловую пластинку и, закрыв глаза, слушает Каллас или другую звезду оперной сцены. Льющаяся с иглы проигрывателя музыка лечит его физические и душевные раны, вдохновляет и сосредотачивает, но больше отпускает в философское плавание и отдохновение души. И создаёт для зрителя ту самую особую атмосферу, которой пропитан сериал.
В каждой серии (как минимум первого сезона) звучит что-то популярно-знакомое. В третьем эпизоде преступник – серийный маньяк – вершит свое черное дело согласно оперных либретто, заигрывая с полицией подметными письмами с загадками. Морс, будучи знатоком жанра, как только смекает, о каком оперном опусе речь (это тоже еще нужно понять), тут же прозревает и будущую последовательность действий (согласно либретто). А в опере, как известно (если это только не опера-буффа), мало кто из ключевых персонажей доживает до финала. Поэтому нужно спешить. Особенно мрачно выйдет с «Аидой» (тело найдут замурованным). Но больше всего Морса напугает «загадка», указующая на «Тоску» – «Оо, неет, - воскликнет он, - слишком много крови!»
Ну, да, в опере много крови. Но не за это мы ее любим! А вот за что, попробую рассказать в силу своих ограниченных возможностей. Я не музыкальный критик и не музыковед. Не владею ни голосом, ни каким-либо музыкальным инструментом. А только тонкой натурой (хе-хе) и любовью к музыкальным гармониям (причем как тональным, так и атональным, хотя последние и гармониями уже не называются, кажется) и театру.
Поэтому впечатления будут сугубо на чистом глазу – ну, и немного на наслушанности и насмотренности (увлекаюсь этим делом последние лет цать), – и вполне обывательскими. Но искренними.
До встречи в опере! Статьи на эту тему будут помечаться тегом Opera.
Про кино (и китайцев) я тоже еще напишу :)
Также на канале: