Найти тему
Только о хорошем

Оффтоп: Opera, Молодой Морс и китайцы

Ну, вообще-то не off-topic. Вообще-то я сразу хотела дзен про оперу. Потому что большая любовь. А говорю пока исключительно про кино только потому, что не придумала еще, как сделать, чтобы читатели разделяли (могли видеть хотя бы в записи или в каких-то видео) особо смачные (вдохновляющие) моменты, и как писать о том, чего услышать-увидеть вообще уже нельзя – был концерт и кончился (вряд ли любительское видео на телефоне способно произвести должное впечатление).

Опять же меня постигла катастрофа – спектакль, с которого хотелось начать (мой любимый «Дон Джованни» с Зальцбургского фестиваля), бесследно исчез с просторов ютюба месяц назад и доступен теперь только в не очень качественных версиях или фрагментах. Прямо …! Придётся чинить розыск в других местах. А вот ведь слушала его еще в январе – в тридесятый раз, и всегда так с ним выходило: хочешь вспомнить один-единственный «момент» и... упс, I did it again – слушаю до конца и потом добираю с начала все 3 часа кряду – остановиться невозможно!

Ну, хоть фоточку покажу:

В.А.Моцарт «Дон Жуан» (реж. Ж-Ф.Сивадье, Зальцбург, 2017) // Филипп Слай (Дон Жуан), Изабель Леонард (Донна Эльвира). И это, к сожалению, скрин с не очень качественного видео с субтитрами на пол-экрана((
В.А.Моцарт «Дон Жуан» (реж. Ж-Ф.Сивадье, Зальцбург, 2017) // Филипп Слай (Дон Жуан), Изабель Леонард (Донна Эльвира). И это, к сожалению, скрин с не очень качественного видео с субтитрами на пол-экрана((

Сразу скажу, под оперой я понимаю не классический вокал в аудиозаписи, не концерт со шлягерами на сцене и не шоу «Большая опера» (вполне симпатичное, само по себе), но исключительно оперный театр со всеми вытекающими, то есть музыкальный спектакль определенного жанра с оригинальной режиссурой, сценографией, костюмами etc.

Надо сказать, в оперной театральной традиции в начале ХХI века произошли большие перемены и даже революция – опера вдруг стала актуальным искусством, в нее пошли ведущие режиссёры театра и кино, она все чаще синтетический жанр, площадка для экспериментов и демонстрации новейших технологий. Вокруг нее вспыхивают фейерверки восторгов и скандалов, жизнь кипит ключом. Жалко, теперь мы отрезаны от большей части мирового оперного океана, но плавание во внутренних водах продолжается.

И у меня уже готов первый обзор. Но хочу все же зайти в новую тему привычным путем – через все тот же синематограф:).

Для начала про китайцев, куда же без них – уж, когда влип, так сразу не отлепишься!

Вот, думаю, китайские сянься, столь мне запавшие, нравятся в том числе своим неуловимым сходством с оперой – в них часто такие же чистые, дистиллированные порой даже чувства и эмоции и очень образное эстетическое исполнение, заодно и вполне себе театральные костюмы (хотя в современной опере случается, что поют не то что без костюмов, но и с минимумом одежды вообще, ужос-ужос).

А еще есть Морс со смежной темой. Британский телевизионный сериал «Молодой Морс» («Endeavour» в оригинале).

Провинциальный детектив в антураже графства Оксфорд 60-70-х годов прошлого века. Приквел супер-популярной сериальной полицейской драмы «Инспектор Морс», шедшей в Британии в 80-90-е гг. Англичане так не хотели расставаться с полюбившимся им детективом-инспектором, который, хотя и держался молодцом до последнего сезона, но все же старел, что отмотали на 25 лет – в его прекрасные 30-35 (где-то).

Уже первый сезон «Молодого Морса» имел очень хорошую критику, так как смог удачно соединить два сериальных мира, а сыгравший инспектора в молодости Шон Эванс сделал все, чтобы его персонаж стал органичен уже известному экранному образу и творчески развивал его. Вообще команда сценаристов, режиссёров-постановщиков, художников, дизайнеров и актеров потрудилась на славу. Оба сериала стали событиями в своем жанре. Зрители были в восторге. Я этот восторг разделяю!

Чтобы понять, что к чему, смотреть «оригинал» 80-х необязательно. Хотя, когда «Молодой Морс» заканчивается, продлить его хочется уже во всех направлениях. Я тоже приобщилась на какое-то время к первой части – хорошее кино. И, наверное, нельзя сказать, что лучше – они разные, просто «Молодой Морс» смотрится современней и более универсальный для инозрителя.

Главный герой, незащитившийся выпускник Оксфорда Индевор Морс, волею обстоятельств поступает на службу в полицейский участок графства и начинает трудовой путь в нижнем чине детектива-констебля. Ум, образованность, природное чутье и другие замечательные качества Индевора скоро выделят его из рядов сослуживцев. И начнется тернистая одиссея раскрывателя самых сложных преступлений в округе (заслуги и методы работы молодого констебля не сразу будут признаны и все такое…) в компании со строгим, но обаятельным инспектором Фредом Сёздеем (Thursday).

«Молодой Морс», кадр из сериала
«Молодой Морс», кадр из сериала

Поклонники любят этот сериал не только за детективный сюжет (который мастерски вкручен в исторические события – в нем отразятся многие черты и приметы времени: будут и хиппи, и рок-звезды, и политики, реальные визиты глав иностранных государств, футбольные чемпионаты, большие реформы и прочее – можно следить за историей страны, и даже шире, в популярном изложении), но и за уникальную атмосферу всего действа и характеры главных персонажей. Как говорит моя подруга, в этом Оксфорде хочется остаться жить, с детективными квестами или нет – дружить семьями со старшим инспектором и его женой-домохозяйкой (выдающей мужу ежедневно сверток с двумя сэндвичами (это взрослому-то мужчине! но таковы традиции питания полицейских почти во всех английских детективах), воспитывать детей в одной песочнице, встречаться с соседями в местных пабах и т.п.

А самого Морса хочется обогреть, накормить (ему не выдают сэндвичей), к сердцу прижать, а лучше взять за руку и сказать «пошли уже жениться» – такая там долгая, тонкая и муторно-нелепая история с его девушкой развиваться будет все сезоны – но и в ней прелесть и соль образа.

Холостяковость героя – бренд обоих сериалов. Не то, чтобы он против, но так складывается… // «Молодой Морс», кадр из сериала
Холостяковость героя – бренд обоих сериалов. Не то, чтобы он против, но так складывается… // «Молодой Морс», кадр из сериала

В общем, я воспользовалась случаем поговорит о Морсе... Но к чему?

Ах, да! Констебль Морс – поклонник и знаток оперы. В трудную минуту он ставит виниловую пластинку и, закрыв глаза, слушает Каллас или другую звезду оперной сцены. Льющаяся с иглы проигрывателя музыка лечит его физические и душевные раны, вдохновляет и сосредотачивает, но больше отпускает в философское плавание и отдохновение души. И создаёт для зрителя ту самую особую атмосферу, которой пропитан сериал.

В каждой серии (как минимум первого сезона) звучит что-то популярно-знакомое. В третьем эпизоде преступник – серийный маньяк – вершит свое черное дело согласно оперных либретто, заигрывая с полицией подметными письмами с загадками. Морс, будучи знатоком жанра, как только смекает, о каком оперном опусе речь (это тоже еще нужно понять), тут же прозревает и будущую последовательность действий (согласно либретто). А в опере, как известно (если это только не опера-буффа), мало кто из ключевых персонажей доживает до финала. Поэтому нужно спешить. Особенно мрачно выйдет с «Аидой» (тело найдут замурованным). Но больше всего Морса напугает «загадка», указующая на «Тоску» – «Оо, неет, - воскликнет он, - слишком много крови!»

Ну, да, в опере много крови. Но не за это мы ее любим! А вот за что, попробую рассказать в силу своих ограниченных возможностей. Я не музыкальный критик и не музыковед. Не владею ни голосом, ни каким-либо музыкальным инструментом. А только тонкой натурой (хе-хе) и любовью к музыкальным гармониям (причем как тональным, так и атональным, хотя последние и гармониями уже не называются, кажется) и театру.

Поэтому впечатления будут сугубо на чистом глазу – ну, и немного на наслушанности и насмотренности (увлекаюсь этим делом последние лет цать), – и вполне обывательскими. Но искренними.

До встречи в опере! Статьи на эту тему будут помечаться тегом Opera.

Про кино (и китайцев) я тоже еще напишу :)

В.А.Моцарт «Дон Жуан» (Зальцбург, 2017). Фото из открытых источников.
В.А.Моцарт «Дон Жуан» (Зальцбург, 2017). Фото из открытых источников.

Также на канале:

Opera. Аттила в Москве

Китайский "дорамапром" для начинающих

Сериал «Цербер» как большая удача в безнадежном деле