НИР студента (научно-исследовательская работа).
Введение
Цель научно-исследовательской работы: сбор, анализ и обобщение научного материала, разработка научных идей для подготовки выпускной квалификационной работы, получения навыков самостоятельной научно-исследовательской работы, практического участия в научно-исследовательской работе коллективов исследователей.
Задачи научно-исследовательской работы:
- расширение, систематизация и закрепление теоретических знаний по изученным экономическим дисциплинам;
- выбор методов и средств, разработка инструментария исследования, сбор, обработка, анализ, оценка и интерпретация полученных результатов исследования;
- обобщение и критический анализ результатов, полученных отечественными и зарубежными учеными в определенной области научного знания, выявление и формулирование актуальных научных проблем;
- подготовка доклада, отражающего результаты научного исследования и их презентация;
- обработка полученных результатов, анализ и представление их в виде отчета о научно-исследовательской работе.
Поможем написать НИР на заказ. "Магистр 34". Перейти на сайт.
1. Актуальность темы исследования
В условиях экономического кризиса становится совершенно очевидной необходимость роста участия государства во всех отраслях экономики, поддержка реального сектора, предпринимательства и реализация масштабных социальных программ. Это требует научно обоснованных мер экономической политики, грамотно разработанных программ государственных расходов, адекватных текущей ситуации и изменениям в бюджетной сфере.
Одними из первоочередных мероприятий по оптимизации бюджетных расходов является повышение их эффективности, совершенствование бюджетного планирования в целях предоставления большей самостоятельности распорядителям бюджетных программ и усиления их ответственности за достижение конечных результатов.
Расходы на оказание бюджетных услуг являются одной из существенных статей непродуктивных расходов бюджетов разных уровней. Одним из перспективных направлений уменьшения этой расходной статьи является передача бюджетных услуг на выполнение сторонним организациям на аутсорсинг. Подобная практика получила большое распространение в Западной Европе и США во второй половине XX в., однако ее внедрение в Российской Федерации происходит недостаточно интенсивно. Препятствует распространению аутсорсинга бюджетных услуг в нашей стране не только отсутствие обширного положительного практического опыта, но и отсутствие научного инструментария поддержки принятия решений в сфере организации процесса передачи бюджетных услуг, обеспечения контролируемости системы аутсорсинга и эффективной работы ее элементов.
Это подтверждает актуальность задач разработки научно-методических положений по повышение результативности расходов бюджетов на основе аутсорсинга бюджетных услуг.
2. Степень научной разработанности темы исследования
Теоретическим аспектам формирования расходов бюджетов на оказание бюджетных услуг посвящены работы таких ученых, как: О.Ю. Агибалова, В.А. Аксенова И. Ансофф, А.Н.Борисов, А.А. Куприн, И.В. Линев, А.О. Лукошкова, О.А. Маврина, Е.Д. Макарова, О.В. Малиновская, О.А. Марусова, А.И. Мастеров, О.В. Носачева, Т.А. Овчинникова, И.В. Погодина, С.Н. Попов, Т.В. Прокопьева, И.В. Родинова, А.А. Плутахина, О.А. Соловьева, Е.Е. Студеникина, А.А. Суханов, С. В Усков, В.В. Харланов, Е.В. Чварнукова, С.А. Шайдуров, В.И. Шерняев, Д.М. Шор и др. Однако некоторые вопросы, связанные с разработкой научно-методических подходов и практических рекомендаций по повышению результативности расходов бюджетов в процессе аутсорсинга бюджетных услуг требуют дальнейшего научного рассмотрения. Необходимость дальнейших исследований в данной сфере обусловила выбор темы выпускной квалификационной работы, ее цель и задачи.
Так, в статье О.Ю. Агибаловой и М.Ю. Пчелинцевой «Оказание государственных и муниципальных услуг в Российской Федерации»[1] рассматриваются современные технологии по предоставлению государственных и муниципальных услуг, а также анализируется развитие предоставления электронных услуг за период с 2012 по 2018 годы в государственных и муниципальных образованиях в Российской Федерации, и развитие новых систем предоставления государственных и муниципальных услуг.
Публикации В.В. Казакова «Бюджетирование, ориентированное на результат: проблемы и перспективы внедрения в России»[2] посвящена проблемам внедрения бюджетирования, ориентированного на результат (БОР). Продемонстрированы его концептуальные идеи на примере коммерческих организаций и проведена аналогия с «государственной машиной». Основная идея статьи заключается в том, что БОР должен стать многогранным механизмом повышения качества бюджетных услуг при одновременной экономии бюджетных средств, при котором смещаются акценты: с расходования государственных средств (исполнения бюджета) на реализацию государственных функций. А для этого нужны четко поставленные цели, пути их достижения, требуемые ресурсы.
В статье И.В. Линева «Аутсорсинг и государственно-частное партнерство»[3] предпринята попытка провести аналогию между относительно новым для российской экономики явлением – аутсорсингом и уже зарекомендовавшим себя – государственно-частным партнерством (ГЧП). Второе, которое сочетает в себе интересы государства и частного бизнеса, уже зарекомендовало себя как механизм, позволяющий положительно влиять на российскую экономику. Тенденции, намечаемые в современной экономике, характеризуется постепенным пониманием того, что отход компаниями от классической политики к внедрению аутсорсинга (вывод неосновных активов из структуры компании и передача функций по их управлению другим организациям) создает им конкурентные преимущества. Рассматриваются функции, возможные для передачи на аутсорсинг в строительной отрасли и ЖКХ. Приведены его преимущества, отмечены недостатки и проблемы внедрения. В случае возникновения отношений аутсорсинга между государством и частным партнером (аутсорсером) ГЧП можно рассматривать как его разновидность. С другой стороны, аутсорсинг сам по себе представляет собой форму ГЧП. В результате можно рассчитывать на преимущества как одного, так и другого. Использование ГЧП в форме аутсорсинга предоставляет возможность эффективно использовать бюджетные ресурсы и повысить качество предоставляемых государственных услуг. В настоящее время, минимальная законодательная основа для построения аутсорсинговых отношений между государством и частным партнером создана, они уже используются в российской экономике, приведены примеры. Таким образом, аутсорсинг выступает в двух ипостасях: как частный случай и как форма ГЧП.
Статья А.В. Моргуновой и Е.Г. Чанкиной «Обоснование технологии передачи на аутсорсинг муниципальной услуги оказания питания (на примере родильных домов города Рязани)»[4] включает в себя три раздела. Первый раздел «Содержание понятия аутсорсинга» раскрывает информацию о сущности термина «аутсорсинг», его применении в государственном и муниципальном управлении, как в нашей стране, так и за рубежом, о необходимых условиях для успешного закрепления данной технологии в бюджетной сфере. Также в этом разделе есть параграф, посвященный аутсорсингу – как главному инструменту повышения качества муниципальных услуг.
Во втором разделе «Обоснование процессов технологии аутсорсинга муниципальных услуг и результат передачи на аутсорсинг муниципальной услуги» разработан и обоснован пошаговый механизм передачи любой муниципальной услуги бюджетного учреждения на аутсорсинг. А также проанализирована качественная и экономическая целесообразность передачи услуги питания родильного дома сторонним организациям (на примере МУЗ «Городского клинического родильного дома №2»).
В третьем разделе «Результаты практического исследования спроса в родильных домах на услугу питания и предложения услуги представителями малого и среднего предпринимательства» на основе опросов потребителей и поставщиков услуг проанализирована сложившаяся ситуация на рынке города Рязани в данной сфере, а выявлены определенные проблемы развития аутсорсинга в настоящее время. В результате на основе полученных данных, а также на основе выводов, полученных в предыдущих разделах, описаны конкретные предложения по передаче муниципальной услуги питания на аутсорсинг.
В публикации О.А. Соловьева «Аутсорсинг административно-управленческих процессов»[5] систематизированы теоретические основы понятия «аутсорсинг» и возможность его применения (адаптации) в государственном регулировании. Описана процедура организации аутсорсинга административно-управленческих процессов.
3. Цель и задачи исследования
Целью выпускной квалификационной работы является разработка теоретических положений, научно-методических подходов и практических рекомендаций по повышению результативности расходов бюджетов в процессе аутсорсинга бюджетных услуг.
Для достижения поставленной цели решены следующие задачи:
- раскрыта сущность бюджетных услуг, как основы формирования расходных обязательств бюджетов;
- проведен теоретико-методологический анализ аутсорсинга в системе планирования расходов бюджетов на оказание бюджетных услуг;
- предложена методика оценки результативности расходов бюджетов при аутсорсинге бюджетных услуг;
- разработан алгоритм выбора бюджетных услуг для передачи на аутсорсинг;
- разработан проект по повышении качества расходования средств бюджетов от применения аутсорсинга бюджетных услуг;
- предложены мероприятия по внедрению аутсорсинга бюджетных услуг в бюджетный процесс;
- предложена система мониторинга результативности расходов бюджетов при передаче бюджетных услуг на аутсорсинг.
4. Предмет и объект исследования
Предмет исследования – методы организации и развития системы аутсорсинга бюджетных услуг.
Объектом исследования являются расходы бюджета на оказание бюджетных услуг.
5. Теоретико-методологическая и информационно-эмпирическая база научного исследования
Теоретической и методологической основой выпускной квалификационной работы исследования являются работы отечественных и зарубежных ученых в сфере бюджетного планирования и аутсорсинга.
В работе использована совокупность методов и подходов:
- системного анализа – при определении теоретических аспектов формирования расходов бюджетов на оказание бюджетных услуг;
- проектного управления – для разработки подхода к организации передачи бюджетных услуг на аутсорсинг;
- формирование ключевых показателей эффективности для разработки методики оценки результативности расходов бюджетов при аутсорсинге бюджетных услуг;
- абстрактно-логический подход – при теоретическом обобщении результатов исследования и формулировке выводов.
Заключение
На основании проведенной научно-исследовательской работы можно сделать следующие выводы:
1) В ходе НИР были расширены, систематизированы и закреплены теоретические знания в части планирования расходов бюджета и передачи бюджетных услуг на аутсорсинг. Эффективность финансирования бюджетных услуг наразрывно связана с оптимизацией процессов ее финансового обеспечения, определения приоритетов и пропорций финансирования, рациональным использованием выделенных финансовых ресурсов. Поиск наиболее результативных и эффективных вариантов предполагает достижение оптимального соотношения централизованных и децентрализованных источников финансирования. Следует при этом иметь в виду, что бюджетные ассигнования являются основным средством финансового обеспечения бюджетных услуг. В связи с этим самого пристального внимания требуют вопросы определения, утверждения и исполнения соответствующих расходов в рамках местного бюджета, контроля и мониторинга их использования при передаче на аутсорсинг сторонним организациям бюждетных услуг. Другими словами, нужны усовершенствования и оптимизация бюджетного процесса в целом.
2) Были выбраны методы и средства, разработан инструментарий исследования, осуществлены сбор, обработка, анализ, оценка и интерпретация полученных результатов исследования. В работе использована совокупность методов и подходов:
- системного анализа – при определении теоретических аспектов формирования расходов бюджетов на оказание бюджетных услуг;
- проектного управления – для разработки подхода к организации передачи бюджетных услуг на аутсорсинг;
- абстрактно-логический подход – при теоретическом обобщении результатов исследования и формулировке выводов.
3) В ходе написания НИР были изучены и обобщены научно-методические подходы и практические рекомендации отечественных и зарубежных ученых в области повышения результативности расходов бюджетов в процессе аутсорсинга бюджетных услуг.
4) По результатам НИР был подготовлен доклад, отражающий результаты научного исследования, а также проведена обработка полученных результатов, анализ и представление их в виде отчета о НИР.
Связаться с нами, ответим на все ваши вопросы за 5 минут: