Почти всегда на белорусских и украинских ресурсах посвященных истории великого княжества Литовского Магдебургское право, насаждаемое я в городах Западной Руси правителями Литвы и Польши, позиционируется как нечто абсолютно положительное, например:
"Находясь в составе Великого Княжества Литовского, Беларусь осваивала многие приобретения Запада. На ее территории увеличился ряд типично европейских норм правовой и политичной культуры, в частности право организации жизни города на основе самоуправления".
Как видим, вся полезность Магдебургского права заключается в том, что пришло оно с Запада и принесла с собой европейские нормы права и культуры и все это для организации жизни города "на основе самоуправления" при этом пример Новгорода и Пскова, которые организовали свою жизнь именно "на основе самоуправления" причем пользуясь русским правом, начисто забывается.
Но по факту Магдебургское право в городах служило прежде всего литовским князьям и польским королям, захватившим русские земли. Даруя самоуправление великий князь Литовский делал город коллективным феодалом, сюзереном которого напрямую являлся великий князь Литовский. Таким образом, если, например, Гродненское княжество ушло бы из домена великого князя сам город Гродно оставался в его власти, а при попытке захватить город горожане сражались бы не только за Литовского сюзерена, который далеко, но и за свое "самоуправление" - польза на лицо.
Конечно, приём это далеко не новый, например, еще в XII в. французские короли активно наделяли коммунальными правами, т.е. тем же самым самоуправлением, города, которые находились в руках могущественных епископов и графов французского королевства. Тем самым выводя их из под власти конкурентов и лишая тех существенного дохода.
Но присоединив основные уделы, усилившиеся в XIII в. короли Франции перестали это делать, т.к. при сильной королевской власти нет необходимости продолжать наделять правами города, теряя при этом часть своих полномочий, зачем? Ведь домену короля уже нет угрозы со стороны крупных феодалов. У литовских князей необходимость наделять города Магдебургским правом не пропала до XVIII века! Свидетельствует это только об одном - о слабости королевской власти в Литовском княжестве.
Кстати, не надо думать, что Магдебургское право делало город "вольным", совсем нет, города по прежнему выплачивали великому князю существенный налог. Так, жители Гродно в обмен на самоуправление должны были "нести третий грош от всяких оброков, процентов, дарований, судов" великому князю Литовскому.
Кроме того или даже прежде всего, касательно Литвы Магдебургское право решало в городах задачу окатоличивания, онемечивания, ополячивания правящего слоя в городах. Обратим внимание, русские города великого княжества Литовского начали наделяться Магдебургским правом только после Кревской унии 1385 г., т.е. после окончательного обращения Литвы в положение сателлита католического Польского королевства - Вильно (1387), Брест (1390), Гродно (1391) и т.д.
Магдебургское право быстро начинает распространяться в литовско-русских городах, где литовские князья, ставшие польскими королями, смотрели на распространение немецкого права, которое к тому времени сделалось уже обычным в собственно польских городах, как на средство полонизации, а потому охотно выдавало городам привилегии.
При переходе русских городов великого княжества Литовского на Магдебургское право, обычно подчеркивался момент смены русской правовой традиции на чужеземную, например, в привилее Полоцку 1498 г. прямо указывалось: "место наше с права литовского и русского...в право немецкое майдеборское переменяем". Т.е. русские люди в великом княжестве Литовском лишались русского права и это их потомками и нашими современниками объявляется благом!
Уничтожение русского права в городах усугублялось ущемлением прав русского православного населения городов. Так, в пожаловании Полоцку магдебургского права от 1498 г. фиксировалось, что состав рады должен был формироваться пополам от католического и от греческого вероисповеданий: «двадцать радец, половину закону римского, а другую половину грецкого». Эта же пропорция выдерживалась при выборах радцами бурмистров: «два бурмистры, одного закону римского, а другого грецкого» и это при численно подавляющем православном населении Полоцка!
Также смешны заявления о том, что с переходом на Магдебургское право в русских городах Литовского княжества наступало какое-то особое процветание. Так, наиболее крупные русские города ВКЛ получили Магдебургское право сравнительно поздно - Полоцк (1498 г.), Минск (1499 г.), а Витебск на основе русских вечевых традиции выработал собственное "Витебское право" и был "осчастливлен" Магдебургским только в 1597 г., т.е после принятия Литвой Люблинской унии 1569 г. следствием чего было окончательное ополячивание Литвы.
В чем же прелесть Магдебургского права для наших современников? Думается, только во всей этой европейской "шелухе": Магдебургское право, войт (от нем. фогт), бурмистры, магистрат, ратуша... почти как в Германии и звучит это так по-европейски не то что: Русская правда, вече, тысяцкий, посадник ... это "Московия", это далеко!
Алексей Чикан