Здравствуйте, Пал Палыч! Или о заложнике милицейской формы...

426 прочитали

Десять лет назад ушёл из жизни актер Георгий Мартынюк, который у советского телезрителя ассоциируется, в первую очередь, с ярким образом Пал Палыча Знаменского из телесериала «Следствие ведут ЗнаТоКи», запущенного в 1971 году по инициативе тогдашнего главы МВД Щёлокова с целью «очеловечивания» образа советского милиционера.

Сразу же внесу ясность. Поскольку в названии встречаются разночтения в написании этого слова (в первых четырёх фильмах фигурирует акроним «ЗнаТоКи», в остальных - «знатоки», «Знатоки» и «ЗНАТОКИ»), буду оперировать первоначальным названием.
Главная "форменная" роль Мартынюка. Сколько их потом было в его жизни! Фото из открытых источников.
Главная "форменная" роль Мартынюка. Сколько их потом было в его жизни! Фото из открытых источников.

И хотя Мартынюк по степени популярности и узнаваемости уступал своему коллеге Томину-Каневскому, именно он, сумевший вызвать к своему герою тёплые чувства, стал у значительной части доверчивого населения страны символом справедливости тогдашней милиции. Неслучайно, именно к нему то и дело обращались обиженные правосудием советские граждане...

Образ Знаменского нередко можно было лицезреть на открытках и  плакатах о советской милиции. Разве нет сходства? Фото из открытых источников.
Образ Знаменского нередко можно было лицезреть на открытках и плакатах о советской милиции. Разве нет сходства? Фото из открытых источников.

К тому же, он был по-голливудски красив и обаятелен. Поклонницы буквально преследовали актёра: поджидали на проходной театра, дежурили у подъезда, оставляли любовные послания в почтовом ящике.

Как это часто бывает в театральной среде, всесоюзная слава, обрушившаяся на Мартынюка, сыграла с ним злую шутку: милицейская форма словно шагреневая кожа приросла к актёру, и кинорежиссеры практически не предлагали ему новых ролей, так как видели в нём только служителя правопорядка. Порой доходило до того, что в театре на Малой Бронной на грани срыва находился спектакль, где Мартынюк и Каневский играли заключённых - при виде знаменитых ментов на нарах публика заходилась в хохоте! В итоге за свою кинокарьеру он положил в профессиональную «кинокопилку» всего лишь 34 работы, половина из которых фильмы-спектакли.

Кумиры советских телезрителей 1970-ых. Фото из открытых источников.
Кумиры советских телезрителей 1970-ых. Фото из открытых источников.

Что касается «ЗнаТоКов», то изначально планировалось не более пяти-шести фильмов. Но эта милицейская жила стала настолько плодоносящей (то бишь, популярной), что её разрабатывали аж два десятка лет! При этом Мартынюк всё больше оседал и старел в милицейском кабинете, теряя с каждым годом интерес к своему кинообразу:

«Мне порой было даже скучновато играть эту роль, там же в характерах ничего не развивалось. Тогда я соглашался практически на любые роли, даже особо не читая сценарий - только чтобы сыграть что-то новое, другое. Поднадоедал мне Знаменский...»

Да и зрителя постепенно стал раздражать этот положительно-плакатный образ советского мента. А куда было деваться создателям милицейской саги, коли цензура пристально следила за чистотой образов: милиционерам запретили курить на экране, обрубили намечавшийся по сюжету роман между Знаменским и Кибрит, выхолащивая тем самым главных героев и наводя на них лоск.

Такая ситуация Мартынюка крайне огорчала, ведь его коллеги по «ЗнаТоКам» не стали заложниками одного образа, а напротив, нещадно эксплуатировались в кинематографе. Пожалуй, самым востребованным из этой троицы долгое время оставался лицедейски многоликий Каневский, нашедший себя и в других (даже эпизодических) проектах. Чего только стоят галантерейщик Бонасье из «Дартаньяна и трёх мушкетеров» и контрабандист из «Бриллиантовой руки»! Иногда смотрю ретроспективу с Каневским, но это уже совсем другая история....

За двадцать сериальных лет у Мартынюка была всего лишь одна более-менее заметная роль в картине «А зори здесь тихие…» - там он сыграл возлюбленного Жени Комельковой.

Красивый актёрский дуэт с Ольгой Остроумовой. Фото из открытых источников.
Красивый актёрский дуэт с Ольгой Остроумовой. Фото из открытых источников.

И, конечно, жаль, что надолго очутившись в бесполой оболочке мента (пусть даже и вызывавшего тёплые чувства у народа), талантливый актёр так и сумел себя раскрыть до конца. Хотя наверняка был способен на большее. Ведь он был потрясающий человек - добрейший, с большим чувством юмора, наивный, такой ранимый, И был талантлив не только как артист, но и в прочих ипостасях - писал замечательные стихи и эпиграммы.

Хотя Мартынюк и тяготился в последние годы съёмок ролью Знаменского, но когда проект закончился вместе с ушедшей эпохой, сумел её заценить. Ведь его положительный киногерой пробуждал добрые чувства, с которыми в лихие девяностые образовался дефицит...

Удивительное дело: долго пытался вспомнить какие-то другие его роли в кино, но тщетно. Пришлось обращаться к помощью Интернета.

Кинокарьера Мартынюка началась в 1962 году, а дебютом стала небольшая роль в драме Василия Ордынского «У твоего порога». На первых порах в театре на Малой Бронной, где тот потом проработал полвека, достойных ролей не было. И тут подвернулся случай - Владимир Басов пригласил его в картину «Тишина» (1963). В этом фильме Георгий сыграл лихого фронтовика Константина Корабельникова, необычного героя для тех лет, из которого плескала молодая жизнерадостность и жажда физиологической жизни - ночные рестораны, девочки, разбрасываемые пачки денег. И при всём этом герой-то был положительный!

Вот таким неожиданным и франтоватым Мартынюк предстал в "Тишине". Фото из открытых источников.
Вот таким неожиданным и франтоватым Мартынюк предстал в "Тишине". Фото из открытых источников.

Басов стал поистине добрым гением для начинающего киноактёра: он старательно и успешно лепил из Мартынюка шармера. В экранизации пушкинской «Метели» (1964) режиссёр доверил ему роль гусара Бутурлина, а в боевике «Щит и меч» (1968) рафинированного обер-лейтенанта Хагена, оказавшегося на поверку советским разведчиком Алексеем Зубовым.

Гусарская форма явно ему к лицу. Эпизод из фильма "Метель". Фото из открытых источников.
Гусарская форма явно ему к лицу. Эпизод из фильма "Метель". Фото из открытых источников.
Тут он уже в форме немецкого офицера. Эпизод из фильма «Щит и меч». Фото из открытых источников.
Тут он уже в форме немецкого офицера. Эпизод из фильма «Щит и меч». Фото из открытых источников.

Между басовскими фильмами Мартынюк очень неплохо показал себя в 1964 году у Чухрая в фильме «Жили-были старик со старухой», ставшем участником Каннского фестиваля, а также успел сняться у режиссёра Довганя в кинокартине «Гибель эскадры» (1965), ставшей одним из лидеров советского кинопроката в следующем году. Там он сыграл матроса Гайдая.

В фильме «Жили-были старик со старухой» актёр сыграл зятя четы Гусаковых. Фото из открытых источников.
В фильме «Жили-были старик со старухой» актёр сыграл зятя четы Гусаковых. Фото из открытых источников.

Такой востребованностью мог похвастаться не каждый начинающий актёр. И творческие перспективы Мартынюка киноэкспертами в те годы оценивались очень высоко. Но тут на его актёрском пути возникли ЗнаТоКи…

В 1970-ые у него была парочка второстепенных и эпизодических ролей в фильмах «Умеете ли вы жить?» и «Город с утра до полуночи». А из наиболее заметных ролей в 1980-ые можно выделить роли начдива Пархоменко в исторической драме «Первая конная» и командира бригады подводных лодок Щукарёва в двухсерийной картине «Слушать в отсеках». 

Форма Мартынюку всегда была к лицу. Эпизод из фильма «Слушать в отсеках». Фото из открытых источников.
Форма Мартынюку всегда была к лицу. Эпизод из фильма «Слушать в отсеках». Фото из открытых источников.

В тяжёлые 1990-ые о съёмках в кино уже не было и речи. Теперь его спасал только театр, где актёр играл Веничку Ерофеева, генерала Епанчина, Ванюшина, выходил в пьесах Дюрренматта и Набокова. К тому же, и в театр люди ходили неохотно. Мартынюк вспоминал, что порой на сцене людей было больше, чем в зрительном зале. Когда ему поступали предложения сняться в рекламе, он не отказывался, так как очень переживал, что супруга получает больше него - ведь в начале их семейной жизни всё было с точностью наоборот...

Георгий Мартынюк и Валентина Маркова- одна из самых красивых советских семейных актёрских пар. Фото из открытых источников.
Георгий Мартынюк и Валентина Маркова- одна из самых красивых советских семейных актёрских пар. Фото из открытых источников.

Эти невостребованность и творческая ревность негативным образом отразились на личной жизни Мартынюка, в результате чего брак распался. Его первой женой была очаровательная актриса Валентина Маркова, которая с 16 лет выходила на сцену МДТ имени Станиславского и к моменту заключения брака успела уже сняться в трёх фильмах. Ей, кстати, тоже досталась роль в бесконечном милицейском сериале, но если Мартынюк играл следователя, то она - дежурную в тюрьме.

В 2000 году актёр тяжело заболел, но категорически отказывался оперироваться, так как Светлана Дружинина пригласила его в свой многосерийный проект «Тайны дворцовых переворотов» на роль архиепископа Феофана. К тому же, пошли слухи о реанимации ЗнаТоКов. Но вторая жена уговорила его пройти полный курс лечения, и Мартынюк прожил ещё более десяти плодотворных лет жизни, снявшись и у Дружининой, и в «Следствии ведут ЗнаТоКи. Десять лет спустя». Правда, видеть на экране заметно постаревшего и перенесшего болезнь актёра телезрителям было уже непривычно...

Вот так выглядел новый вариант ЗнаТоКов. Фото из открытых источников.
Вот так выглядел новый вариант ЗнаТоКов. Фото из открытых источников.

В начале 2013 года болезнь вновь дала о себе знать: Мартынюк перенёс пневмонию, а позже ему поставили и более серьёзный диагноз. В театр он уже не вернулся: у актёра развилась боязнь сцены, он забывал текст, его преследовали головокружения. Умер Георгий Мартынюк в 2014 году, хоронили его под вальс из свиридовской «Метели».

Последнее пристанище любимого актёра. Фото из открытых источников.
Последнее пристанище любимого актёра. Фото из открытых источников.

Вместо эпилога.

Увы, актёрская востребованность - это ещё та капризная барышня, которая обнадёживает любого, но избирает далеко не каждого! Георгия Мартынюка она избрала, назначив на одну из главных ролей культового сериала про очень правильных милиционеров. Настолько правильных, что вряд ли кто-то, даже усердно покопавшись в памяти, сможет назвать жизненный пример подобного служителя закона. Но если в советские времена зрители были больше расположены к идеалистическому восприятию действительности, извинительно относясь к элементам жизненного несоответствия, то зрители постсоветской эпохи, вкусив прелестей разгула преступности и вседозволенности продажных «ментов», воспринимали её совсем иначе. Наверное, это была основная причина невысокой популярности нового цикла «ЗнаТоКов».

На мой взгляд, уже после восьмого фильма Мартынюку нужно было сворачивать своё участие в сериале и идти дальше. Характер своего киногероя он полностью отобразил в первых сериях, поэтому вряд ли можно было ожидать от него чего-то большего. Да и вообще продолжение могли бы снять с другими актёрами - просто как отдельные фильмы…

Пал Палыч, спасибо, что ты был у советского зрителя! Фото из открытых источников.
Пал Палыч, спасибо, что ты был у советского зрителя! Фото из открытых источников.

Несмотря на это, Мартынюк, общаясь со своими коллегами по сцене и съёмочной площадке, иронически сетовал:

«Я для зрителей так и остался Знаменским. Иногда думается, может быть, нужно было отказаться от этой роли ещё в начале проекта? Возможно, меня бы помнили по другим, более значительным и эпохальным ролям. А так, до сих пор, многие, при встрече узнав меня, здороваются: «Здравствуйте, Пал Палыч!».

Наиболее популярные публикации на канале:

Подписывайтесь на мой канал! Проявляйте уважение к автору и друг к другу, воздерживаясь от откровенных оскорблений, хамства и мата в комментариях!