Найти тему

«Небезобидные» исповедные ведомости...

Изображение из открытых источников
Изображение из открытых источников

26 ноября 1778 года в Сапожковскую воеводскую канцелярию пришло письмо от архимандрита Антония, который представлял интересы епископа Рязанского и Шацкого. Он сообщал, что иерей Успенского Соборной церкви города Сапожка Яков Васильев в духовных именных росписях показал, что в нынешней 1778 год на исповеди в его приходе отсутствовали приходские люди копиист Александр Никифоров, служащий воеводской канцелярии, и купца Никифора Васильева сын Антон. А раз так, то следуя Указа ЕЯ Императорского Величества, взыскать с них штраф. Собственно, поэтому письмо и прислали.

Всем известно, что при Петре Первом исчезает патриарх и появляется Святейший Синод, что означает усиление контроля за деятельностью церкви со стороны государства. Но этого мало. Именно в 1716-1718 гг. Синод начинает требовать от местных церквей вести специальные книги для учета бывших на исповеди и не явившихся на таинство. А также устанавливает размеры штрафов и других наказаний для различных групп населения. Но этого мало. В мае 1722 года появляется Указ «Об объявлении священником открытых им на исповеди преднамеренных злодейств, если исповедующиеся в оных не раскаялись и намерения своего совершить их не отложили». То есть священников поставили в условия, когда они вынуждены были давать присягу «если кто при исповеди объявит духовному отцу своему некое несделанное, но еще к делу намеренное от него воровство, наипаче же измену, или бунт...» донести в Тайную Канцелярию или Преображенской приказ об этом.

Примечательно, что Петр не видит в этом ничего чрезмерного и проводит в Указе много оправдательных примеров нарушения тайны исповеди. В частности, он ссылается на следствие по делу своего сына: «сын Его Императорского Величества Царевич Алексей ответом своим показал, что он духовнику своему Якову Игнатьеву на исповеди сказывал: что он желает Отцу своему (Его Императорскому Величеству) смерти, и тот духовник в том Его Божиим именем прощал и сказал, что и он смерти Ему желает; в чем и сам тот бывший духовник, рострига Яков с розыску винился, как то в печатном онаго 718 года объявлении ясно показано: и за такое злодейство оной рострига и казнь достойную восприял».

При следующих императорах Петре Втором и Анне Иоановне Указы об обязательной исповеди лишь несколько уточнялись. Например, Анна Иоановна в 1737 году подтверждала, что на исповедь должны являться мужчины и женщины от 7 лет и старше «во дни Святой четыредесятницы». Если в Великий пост они это не сделают, то «исповедь чинить в последующие тому два поста, в Петров или Успенский, неотменно и потому ж Святых Тайн приобщаться».

Окончательные штрафы с наших героев Александр Никифоров сына Викулина и купца Никифора Васильева сына Антона брали уже по указу Екатерины Великой 1765 года.

Как люди, относящиеся к разночинцам и посадским, в первый раз они должны были заплатить по рублю, за второй раз по два, за третий по три рубля. Если по бедности деньги не внесут, то будут привлечены к общественным работам. Екатерина предупреждала, что телесные наказания применять не следует.

Поселяне за первую неявку на исповедь платили пять копеек. За частновладельческих крестьян, естественно, отвечали помещики.

Все средства отсылать на содержание военных госпиталей в Военную коллегию.

Сапожковская канцелярия ко обеим персонажам послала солдат штатной команды с инструкциями. Судя по всему, купеческий сын без всяких отговорок рубль заплатил. А вот Викулин 20 декабря пишет в канцелярию объяснение, что «…в нынешнем 1778 году четверодесятницу я в бытности мое в городе Скопине тамошего Успенского иерея Афанасия Васильева на исповеди был, о чем … данное ему Викулину письмо которое при сем доношении представлено…». Письмо же иерею города Сапожка не передал, так как находился не в доме своем в городе Сапожке, а в отлучке. Вот и письмо: «1778 году марта 31 дня города Скопина церкви Успения Пресвятой богородицы иерей Афанасий Васильев дал сие свое ручное письмо сыну своему духовному Александру Викулину что он в святую четверодесятницу на исповеди именованного был. К сему письму города Скопина Успенский иерей Афанасий руку приложил».

Так что штрафа и неприятностей по службе копиисту удалось избежать.

P.S. Только в 1801 году Павел Первый отменил штрафы за неявку на исповедь, заменив ее епитимьей (духовное наказание, налагаемое священником).

Что касается Указа 1722 года, то и он постепенно сходит на нет к середине 19 века.