6,2K подписчиков

Почему Вениамин из "Зимней вишни" сбежал, и какими примитивными манипуляциями Ольга этого добилась

35K прочитали

"Зимняя вишня" (1985, реж. И. Масленников)

Мы будем принимать в расчет события и характеры только первого фильма...

Для меня всегда будет существовать только "первая" "Зимняя вишня", она же – единственная. Поясню почему. Первый, оригинальный, фильм психологически очень достоверный, глубокий и точный. В нем правда жизни, в нем переплетения психологических ролей, манипуляций, травм. Как есть, как бывает, так и показано.

"Зимняя вишня", скриншот.
"Зимняя вишня", скриншот.

Фильм этот о том, как и зачем люди играют в игры, вступают в деструктивные, токсичные отношения, о том, чем всё это заканчивается, и о том, почему при этом все еще и остаются счастливы. В фильме есть единственно грамотная, верная концовка: всё вернется на круги своя, и так будет до тех пор, пока человек не изменит своего отношения к себе и к другим. Играешь? Будь готова к тому, что первый раунд закончится, а потом начнется второй. Да, раунд другой, а игра и правила те же. Ничего в жизни не меняется, пока ты играешь, пока есть "сценарий", которого ты придерживаешься.

"Зимняя вишня", скриншот.
"Зимняя вишня", скриншот.

Что такое вторая или третья "Зимняя вишня"? Вольная попытка ублажения зрителей, воспитанных на "Золушке". А говоря сегодняшним языком, еще и ситуация, в которой кто-то не упустил момент и хайпанул на успехе первого фильма. Всё. Нет там психологии. Там вообще ничего нет, кроме вдруг реализовавшейся болезненной фантазии 40-летней инфантильной девочки.

Так что если уж и говорить о психологии, то исключительно на примере оригинального фильма.

"Зимняя вишня" (1985, реж. И. Масленников) Мы будем принимать в расчет события и характеры только первого фильма...-3
Как всегда, на канале "КиноПсихолог" вы не найдете разбора фильмов, сюжетов и персонажей. Здесь любой фильм и эпизод – лишь повод поговорить о чем-то, что является частью реальной жизни и может быть объяснено с точки зрения психологии. Вспоминая фильмы, мы говорим о ситуациях, характерах, психотипах, поступках, мотивах так, как если бы всё происходило не в кино.

"Зимняя вишня", скриншот.
"Зимняя вишня", скриншот.

Кто такая Ольга и почему она опасна для мужчин

Я уже писала о том, что для главной героини, Ольги, характерна роль, которая в классической концепции трансактного анализа называется "ролью жертвы":

Ольга – манипуляторша до мозга костей.

Здесь, естественно, следует различать два типа манипуляторов. Первые манипулируют в области материальных и социальных ценностей. Им что-то нужно (деньги, должность, услуга, выгода), и они это пытаются получить, прибегая к уловкам, лести, надавливанию на больные мозоли, триггеры и уязвленное эго других людей. Вторые действуют в области ценностей психологических. Собственно, единственная ценность, ради которой один будет манипулировать другим, это эмоции. Когда я говорю о героине "Зимней вишни", я подразумеваю, что Ольга является манипулятором второго типа.

"Зимняя вишня", скриншот.
"Зимняя вишня", скриншот.

В фильме несколько раз подчеркивалось, что Ольга самодостаточная, состоявшаяся женщина, у которой есть всё для благополучной жизни. У нее есть вполне хорошая работа (не на заводе спину гнет), зарплаты, видимо, ей вполне хватает. У нее есть хорошие подруги, которые закрывают многие социальные и психологические потребности. У нее есть хорошая квартира с нормальной (в общем и целом) обстановкой. Что-то, может, и нуждается в починке и мужской руке, но не критично. У нее есть ребенок, да уже и в таком возрасте, когда всё же с ним легче, чем с малышом (да и на 5-дневку всегда можно сунуть, ибо особой любви там к этому ребенку не видно). Ольга уже выполнила свой долг перед обществом с лихвой, так что и чувство выполненного долга у нее, скорее всего, тоже имеется в наличии. Любовник – тоже есть.

"Зимняя вишня", скриншот.
"Зимняя вишня", скриншот.

Так чего же у Ольги нет? Только одного, но самого ценного. Того, ради чего люди готовы пойти на всё. Эмоций. Только одни ради этого прыгают с парашютом, а другие – разыгрывают любовные драмы.

В эмоциональном плане Ольга ущербна и убога. Она не способна так организовать свою жизнь (и жизнь близких ей людей), чтобы привнести в нее яркие, позитивные эмоции. Ольга не живет, Ольга существует. А это редко кому-то нравится.

К счастью, интуитивно Ольга владеет навыками манипуляций и точно знает, как получить эмоции. Она знает, как крутить людьми и получать от них желаемое. Вадим ей нужен? Любит она его? Ну, вероятно, она думает, что любит и даже где-то в это верит. Люди в психологических манипуляция, как правило, искренны. Они не понимают, что играют собой и другими. Они действуют по наитию.

"Зимняя вишня", скриншот.
"Зимняя вишня", скриншот.

Вот только "почему-то" в любимые мужчины Ольга выбрала удивительно неподходящего для отношений и удивительно подходящего для эмоций. Вадим женат, юридически и морально не свободен, холен и труслив, боится огласки, привлекателен, умеет и ублажить, и вызвать ревность. И малышом называет, что немаловажно. С ним у Ольги всегда – эмоциональные качели и страсти. Как в одной песне Ирины Дубцовой: "Я к нему поднимусь в небо, я за ним упаду в пропасть. Я за ним, извини, гордость...". Не песня, а гимн любителей сидеть в токсичных отношениях. Романтично же.

Играть только с Вадимом – скучно. Поэтому на пути Ольги всегда будут попадаться Герберты и Вениамины. Она их будет использовать, разыгрывать с их помощью очередную драму, а потом – выставлять за дверь или оставлять на обочине дороги жизни.

"Зимняя вишня", скриншот.
"Зимняя вишня", скриншот.

Почему Ольга всё же позвонила Вениамину и пригласила его жить

Основная роль Ольги – "жертва". Однако парадокс этой роли заключается в том, что жертва-то на поверку оказывается тем еще агрессором и эксплуататором. На протяжении игры "жертва" несколько раз меняет свои роли, но в конце концов показывает свое истинное лицо.

"Зимняя вишня", скриншот.
"Зимняя вишня", скриншот.

На вечеринке Ольга играла классическую "жертву" – настолько разнесчастную, что и Вениамин, и Герберт прониклись женственностью одинокой горемыки и увидели в ней потенциальную партнершу для отношений. В сцене, где Вениамин подошел к ней на улице, она гордо отвергла его неуместное предложение, ибо к тому моменту для нее уже началось переключение в агрессора. "Агрессор", которому якобы надоела роль "жертвы", нередко направляет свою энергию на то, чтобы изменить свою жизнь, стряхнуть оковы токсичных отношений. Это тоже часть игры. И пока Ольга пытается жить без Вадима, она снова скатывается в "жертву" – бедную, несчастную, одинокую.

"Зимняя вишня", скриншот.
"Зимняя вишня", скриншот.

Вениамин когда-то предупредил: если совсем уж станет тошно и невыносимо, только позвони и скажи "да". Для Ольги такой момент настал. Как будто. По факту же – всё это часть игры, не более того (дальнейшее развитие событий это подтверждает).

Разыгрывая из себя одинокую несчастную "жертву", Ольга извиняется перед свой гордостью и соглашается на невразумительный план Вениамина по совместному проживанию и созданию "семьи"...

"Зимняя вишня", скриншот.
"Зимняя вишня", скриншот.

Судя по реакциям Ольги, она с самого начала прекрасно понимала, что представляет из себя Вениамин. Когда он на голубом глазу сообщил, что и жить бы хотел на ее территории, ибо в свои 36 лет живет с мамой и даже женат не был, для Ольги про него уже всё стало ясно. Она вспомнила о незадачливом женихе лишь тогда, когда ей снова захотелось поразрывать драму, получить эмоции от манипуляций.

Про Вениамина я уже писала и хорошее, и плохое:

Поэтому сейчас становлюсь исключительно на том, каким образом он оказался вовлечен в игры Ольги.

Как Ольга вызвала у Вениамина чувство вины и непреодолимое желание убежать

Возможно, Ольге не осознавала, что делает, и потому в конце драмы почувствовала себя обманутой и разочарованной "внезапным" бегством Вениамина, но на подсознательном уровне ее игра было очень тонко выстроена.

"Зимняя вишня", скриншот.
"Зимняя вишня", скриншот.

Сначала ее игры носят очень простой характер прямо-таки детского уровня: "приманить – обломить".

Сначала вкусно и щедро накормила, потом сообщила о том, что всегда так кормить не собирается.

Сначала предстала нарядная в красивом, женственном платье, потом переоделась в ветошь какую-то: привыкай, дорогой. Подразумевается, мол, привыкай меня видеть не только нарядную, но есть и другой пласт посланию: привыкай, что я тебя буду всё время вот так вот опрокидывать, манить и обманывать в твоих ожиданиях, привыкай, дорогой, играть.

Сначала дала надежду на то, чтобы разделить постель, потом всучила раскладушку.

"Зимняя вишня", скриншот.
"Зимняя вишня", скриншот.

Параллельно Ольга вела и более сложную игру, целью которой было вызвать в другом манипулятивные чувства, эмоции, как вариант – чувство вины.

Не просто так Оля рисовала перед Вениамином картины идиллической жизни:

– Значит, жить мы с тобой будем так. Утром я буду тебя кормить и уходить на работу. Ты тоже будешь работать дома, над своей диссертацией. Для работы тебе нужен кабинет...
Ну, на кухне!
– Нет, на кухне будем я, телевизор, телефон, чтобы не мешали! Купим письменный стол. Для начала займем у Антошки.
– Зачем у Антошки? На любом!

Поначалу Веня, кажется, даже ведется на всё это: он уже вовсю разглагольствует о том, какие волшебные ждут их времена. Но таково уж чувство вины – ему нужно дозреть. В реальной жизни времени на это, возможно, ушло бы чуть больше, но в пространстве фильма мы имеем "концентрат".

"Зимняя вишня", скриншот.
"Зимняя вишня", скриншот.

Если переводить послание Ольги с языка манипулятора на психологический, то она сказала Вениамину примерно следующее:

– Посмотри, как ты будешь нас стеснять! Ты пришел в чужой дом и ожидаешь, что его законные жильцы во всем тебе уступят? Меня ожидают траты на тебя - тебя надо кормить. В то, что ты работаешь над диссертацией, я не особо верю, в то, что это окупится – еще меньше. Тем более, давай, смотри, во что ты нам обойдешься! Мы отдадим тебе лучшую комнату, а сами приткнемся на кухне. Я отберу стол у родного ребенка, а потом и потрачусь на новый. Ты же понимаешь, что твоя драгоценная персона явно не стоит всего этого? Чувствуешь, как ты переоценил себя?

У Вениамина много недостатков, но он не глуп. Добавьте сюда две последние капли, которыми Ольга добила его: 1) дала установку на "подумать" до утра (утром, может, и сама бы выставила гостя вон), и 2) многозначительно опустила глаза, когда Вениамин спросил, правда ли она решила быть с ним. Неправда. Поматрошу и брошу. Даже и скрывать не посчитала нужным.

Да, Вениамин не глуп. И даже при всем своем стремлении стать примаком он не лишен человеческого достоинства. Находиться и дальше в доме, где ты лишь использованная и обманутая марионетка – такое даже для него слишком.

"Зимняя вишня", скриншот.
"Зимняя вишня", скриншот.

Когда Ольга обнаружила, что Вениамин ушел, она вполне закономерно, с точки зрения этой истории, рассмеялась. Какая-то ее часть ("жертва"), вероятно, смеялась смехом горьким: даже такого ухажера не удержала, даже такому оказалась не нужна, даже такой сбежал от нее. Но другая часть ("агрессор") ликовала и смеялась довольным, победным смехом: "Ну, а я же говорила, что так и будет! Ага, не на ту нарвался! А то жить он, видите ли, собрался тут. Теперь-то мы его отвадили, больше и на пушечный выстрел не подойдет".

"Зимняя вишня", скриншот.
"Зимняя вишня", скриншот.

Наигравшись с Вениамином, Ольга вернулась к игрищам с Вадимом. А чтобы повысить ставки в игре, чтобы получить больше эмоций и драмы, привлекла к театральному действу Герберта. Но правила игры не поменялись: как и Вениамину, Герберту не нашлось места рядом с Олей (хотя и по другим причинам, о которых поговорим в другой раз).