Китайских автомобилей продается все больше — дефицит запасных частей для них все очевиднее.
В 2021-м году доля продаж китайских автомобилей в Татарстане составляла 13,8%, в 2023-м — уже 39,5% и это не удивительно. Автомобили европейских и японских производителей не купить, а качество продукции восточного соседа России сильно выросло за последние годы. Сегодня оно во многом удовлетворяет прямо европейским требованиям. Но вместе с качеством выросла стоимость элементной базы и сложность обслуживания этих машин. Покупая китайский автомобиль сегодня, будущий владелец не всегда уверен, что он сможет починить его завтра.
https://www.business-gazeta.ru/article/622646.
Запчасти у дилеров: нужно крепко подумать прежде чем съезжать на китайском кроссовере с асфальта.
Мы поинтересовалась у дилеров наличием и ценами наиболее востребованных элементов самых популярных в Татарстане китайских автомобилей.
Результаты этого исследования не внушают оптимизма. Многие запасные части есть только на центральном складе и поставка в Татарстан возможна лишь в диапазоне от одной до двух недель, а на отдельные позиции, такие как рычаг передней подвески или бамперы, например, — в районе трех месяцев. Это пугает. С люфтом в шарнирах передней подвески ездить просто опасно. Кто не видел автомобилей с вывороченным передним колесом обязательно увидит. Это довольно распространенное явление. А бампер (энергопоглощающее устройство автомобиля на случай лёгкого удара) регулярно страдает в условиях плотного городского потока. Очень многие начинающие водители просто не умеют правильно определить дистанцию до впереди идущей машины. Поэтому бамперов продается немало и необходимость ждать их так долго вызывает недоумение.
Удивили и цены. Те же накладки могут обойтись своим владельцам в 28,8 тыс. р. Мы не углублялись в детали, возможно на Geely Monjaro стоят какие-то исключительные тормоза, но в основном, этот элемент меняют раз в 30 тыс. км. пробега. Даже если в год накатывать по 15 тыс. и проводить такую операцию раз в два года, отдавать 30 тыс. рублей только за накладки это все равно очень не дешевое удовольствие. Бамперы по 45 тыс. и дороже, тоже внушают определенный трепет. Двигать сугробы на парковке им уже не станешь. Haval просит 24-29 тыс. за рычаги передней подвески. При средней зарплате 60 тыс. рублей в России, нужно крепко подумать прежде чем съезжать на таком кроссовере с асфальтовой дороги. Грунтовка коварна. Несколько неосторожных движений и прощай аванс.
Подчеркнем, речь в нашем исследования по сути о расходных материалах, наиболее популярных в Татарстане китайских автомобилей. Это детали, которые используются при периодическом ТО и нужны постоянно. Можно представить себе с какими трудностями придется столкнуться, если неисправность коснется системы зажигания, топливоподачи или чего-то более существенного, такого как, элементы трансмиссии. Как мы выяснил в процессе подготовки этой статьи, подобное не редкость. Ситуация осложняется если отказ произойдет на не слишком популярном автомобиле. Яркий пример — Changan CS 55 PLUS 21 г.в. В конце декабря 22-го года ему на смену пришел автомобиль нового поколения и теперь почти все запчасти на прошлую генерацию придется ждать не менее чем 21 день.
Но есть нюанс. Как отмечают мастера СТО, из-за высокой стоимости услуг дилера, автомобилисты не жалуют авторизированные сервисы. А услуги дилера дороги, потому что приходится содержать огромную инфраструктуру для технического обслуживания относительно скудного потока клиентов. Получается замкнутый круг как у подростка: прыщи потому что нет девушки, а девушки нет потому что прыщи. Авторизированные сервисы оказываются заложниками ситуации. Пока объем автопарка китайских автомобилей не достигнет определенные величины, затраты на его содержание будут оставаться более внушительными, чем затраты на содержание старых европейских или японских автомобилей. Кстати, на них запасные части доступны несмотря ни на какие санкций, рестрикции или другие ограничения и стоят гуманно.
Данные актуальны на 2 марта 2024 года:
Haval H9
Передние тормозные накладки — 11 389 р., в наличии
Воздушный салонный фильтр — 2513 р., пока нет в наличии, но в ближайшую неделю придут
Тормозной диск — 15745 р. за шт под заказ 7-14 дн.
Фильтр топливный (тонк очистки) — 794 р. в наличии
Масляный фильтр — 1199 р. в наличии
Передний бампер — 45624 р. под заказ 7-14 дн. (Основа без молдингов, накладок)
Крыло — 26338 р. под заказ 7-14 дн.
Рычаги есть верхние и нижние
Нижний 29632 р. за шт. 7-14 дн. под заказ
Верхний 24392 р. за шт. левый есть на цс. 7-14дн.
правый срок поставки 2-3 мес
Стойка стабилизатора — 5210 р. за шт 7-14 дн.
Амортизаторы — недоступны к заказу на данный момент
Haval Jolion
Передние тормозные накладки — 14785 р. в наличии
Тормозной диск — 7491 р. за шт в наличии
Масляный фильтр — 715 р. в наличии
Передний бампер — 29963 р. 2-3 мес срок поставки
Крыло — 15172 р. 7-14 дн. срок поставки
Рычаги передней подвески — 32392 р. Правый есть, левый 7-14 дн.
Стойка стабилизатора — 3336 р. 7-14 дн.
Chery Tiggo 7 pro MAX
Передние тормозные накладки — 14 615 р. в наличии
Тормозной диск — передние, комплект, 22 568 р. в наличии
Масляный фильтр — 718 р. в наличии
Передний бампер — 26227 р. неделя
Крыло — переднее, каждое по 21 180 р. неделя
Рычаги передней подвески — каждый по 13 376 р. неделя
Стойка стабилизатора — 2 297 р. за шт неделя
Chery Tiggo 4 pro
Передние тормозные накладки — 8473 р. в наличии
Тормозной диск — 17578 р. комплект передних в наличии
Фильтр топливный (тонк очистки) — 582 р. в наличии
Масляный фильтр — 718 р. в наличии
Передний бампер — 11373 р. неделя
Крыло — каждая по 19628 р. неделя
Рычаги передней подвески — 12 758 р. за шт неделя
Стойка стабилизатора — 2366 р. за шт в наличии
Changan CS 55 PLUS 21-го г.в.
Передние тормозные накладки — 6281 р. 21 дн.
Тормозной диск — 11325 р. за 1 диск 21 дн.
Топливный насос — 16085 р. 21 дн.
Масляный фильтр — 635 р. в наличии
Передний бампер
верхняя часть — 14550 р. 21 дн.
нижняя часть — 15200 р. 21 дн.
Крыло — 19600 р. 21 дн.
Рычаги передней подвески
левый — 9700 р. 21 дн.
правый — 8600 р. 21 дн.
Стойка стабилизатора
перед — 2300 р. 21 дн
задний — 2600 р. 21 дн.
Амортизаторы в сборе только — 32200 р. нет на складе
Geely Monjaro
Передние тормозные накладки — 28800 р. 24 дн.
Тормозной диск — 30000 р. за 1 диск 24 дн.
Топливный фильтр — 4200 р. в наличии
Стойка стабилизатора — 4350 р. 24 дн.
Рычаги передней подвески — 33100 р. 14 дн.
Масляный фильтр — 3700 р. в наличии
Передний бампер — 59300 р. от 30 дн.
Крыло
левое — 59300 р. 14 дн.
правое — 59300 р. 30 дн.
Geely Coolray
Передние тормозные накладки — 18000 р. 14 дн.
Тормозной диск — 15300 р. за 1 диск в наличии
Топливный фильтр — 3450 р. в наличии
Передний бампер
верхняя часть — 34900 р. 14 дн.
нижняя часть — 23000 р. 14 дн.
Крыло — 46400 р. 14 дн.
Рычаги передней подвески — 30600 р. 14 дн.
Стойка стабилизатора — 4250 р. в наличии
Зачем обслуживать китайские автомобили, когда ломаются европейские?
Основная проблема заключается в том, что автомобильный парк России стареет. Сегодня по данным аналитического агентства Автостат средний возраст автомобиля в России составляет 15 лет https://www.autostat.ru/news/54844/. В Поволжском федеральном округе эта цифра чуть меньше 13,2, но все равно она очень значительная. Китайских машин сейчас продается много, но их несопоставимо меньше чем было продано за предыдущие пару десятилетий автомобилей из Европы и Японии. При этом потребитель четко осознает, из-за роста цен и колебания курса рубля, продав свою старую машину, новую такую же он уже не купит. Там где раньше автомобиль был бы десять раз продан, сегодня его стараются чинить. На этой волне растет спрос на детейлинг, покраску, ремонт кузовов, агрегатов и, конечно, на запасные части… европейцев!
Новые китайские машины сегодня ломаются реже чем старые европейские. Статистика отказов показывает, что автомобили из Китая довольно уверенно ходит по сто тысяч километров пробега, не доставляя владельцам особенных неудобств. «У меня был Geely Emgrand X7 2008го года — рассказывает Василий Волобуев — Машина-то в общем-то не плохая. Как и многие китайцы она сделана на базе более известных брендов. В частности, Geely Emrand это копия RAV4 второго поколения для рынка Австралии. Соответственно, очень много зап.частей подходит от Toyota. Там кузов чуть другой. Я проехал на ней 120 тыс. км. Нареканий ни по коробке, ни по двигателю не было ни разу. Единственное, что меняли это датчик заднего хода. Его называют лягушкой. Его стоимость 300 рублей и замена мне обошлась тоже в 300 рублей. Т.е. вообще ни о чем.»
«Это второй мой Haval — делится опытом Дмитрий Горбунов — на первом отъездил шесть лет. 50 или 60 тыс.км. проехал. Этот в пятом кузове (Haval H5), а тот H3 NEW. Отказов особо не было. В этом году разбил бампер, человека попросил, чтобы он мне новый купил и сразу покрасил. Он нашел несколько вариантов за разные цены от дешевого до дорогих. Я взял за среднюю цену, за 8700. А так есть от 4,5 и до 20 тыс. Есть предложения, пожалуйста.»
Таких отзывов очень много. Китайские автомобили уверенно находят себе применение и в такси, и в каршеринге. Их сдают в аренду профессиональным водителям, а те накатывают существенные пробеги. В данном примере, на двадцать машин Exceed LX владелец фиксирует два отказа за почти 100 тыс. км. пробега:
https://youtu.be/lNXVfHmv3vQ?si=G6LJ84C6_iV5s7r8
Будем говорить откровенно — это очень неплохой результат, а он не лучший. Да, отказ существенный, вышли из строя вариаторы. Неисправности были устранены по гарантии. Но в целом автомобиль показал себя надежным. Одновременно эксплуатировался Geely Atlas Pro, у которого из 80и автомобилей на одном на пробеге 60 тыс. км. порвался ремень газораспределительного механизма (ГРМ). Все остальные прошли 100 тыс. нуждаясь только в плановом техническом обслуживании.
Новые китайские машины за редким исключением так же надежны, как были европейские и японские пока они оставались новыми. Но время и километры пробега берут свое. Износ кузова и основных агрегатов вынуждает владельцев даже самой надежной техники все чаще обращаться в сервис. Рынок на все это реагирует однозначно. Сегодня наибольший оборот дает обслуживание накопившегося парка старых европейских и японских машин. Работать с ними предпринимателю выгоднее. В результате мы наблюдаем больше предложений по сервису и запасным частям. Руководитель Exist.ru-Казань, Олег Скобелев так комментирует ситуацию: «…чем больше продажи автомобилей, тем больше на них завозится запасных частей. Если какая-то машина продается в небольшом количестве, то и запчастей на нее будет завезено меньше. И стоимость сильно разная. Зависит от редкости автомобиля. Чем меньше таких машин продано, тем дороже на нее будут запчасти. С запчастями для европейских автомобилей сегодня проблем нет.»
Как обслуживать китайца?
«У нас опыт работы с китайскими машинами крайне мал, и опытные мастера не хотят с ними связываться. Непонятно, что с ними делать. Схем нет. Сканер берет не всех китайцев. На многих нужна привязка к серверу завода изготовителя, без нее ничего особо особенно не сделаешь. Если сканер прочитает ошибки это уже хорошо. Но найти причину неисправности пол дела, надо где-то купить детали, а это не всегда просто» — Михаил Беляшев мастер СТО, много лет он чинит автоматические трансмиссии европейских автомобилей и не испытывает энтузиазма связываться с китайскими аналогами. Опыт таких работ у него есть, но в основном негативный. Формально расходные материалы продаются, фактически выполнение даже самых элементарных операций не редко ставит мастеров СТО в тупик:
«С чем мы сталкивались. Приехал к нам Haval H9. Работа банальная. Надо было поменять накладки, и ступица зашумела. Снимаем колеса, тормоза интересные! Brembo! Накладки Brembo, мое почтение! Он начинает покупать запчасти, смотрит цены, а там космос. Владелец же купил китайца не для того, чтобы деньгами швырять, а для того чтобы сэкономить. Он спрашивает, может есть китайские аналоги? Разумеется, есть. Покупаем китайский аналог, а он, как водится, не подходит. И мы идем к наждаку, начинаем подтачивать, чтобы накладка встала на место. Это расходник! Ступичный подшипник заказали по VIN-коду. Все подходит, но ухо не так отлито под болт, не в том месте сделано. Еду по старой привычке в магазин Toyota. Есть от Land Cruiser Prado такой же подшипник. Уши все на месте, но диаметр наружной обоймы чуть больше. Везем этот подшипник в токарку. Токарь зажимает, стачивает маленько метал, все идеально встает.
Это элементарные вещи, расходный материалы и с ними такие проблемы!»
Продавцы грешат на проблемы каталогизации: «Объясню вам как это работает — комментирует Олег Скобелев — изначально нам нет причины не доверять каталогу. Мы видим, что рычаг такой-то или крыло переднее правое имеет определенный артикул. Соответственно мы по этому артикулу делаем заказ. Если придет что-то не то, вот тогда мы можем попытаться что-то выяснить. До этого момента нет никаких предпосылок ожидать какой-то ошибки. Так бывает. Но это не носит какой-то массовый характер. На уровне погрешности. Европейские производители прошли большой путь. Десятилетия! А здесь все гораздо быстрее. Поэтому и ошибок больше. У европейских производителей тоже есть ошибки в каталогах, но это буквально пара моментов, о которых, я думаю, все продавцы запасных частей знают. А здесь их конечно больше. Постепенно все будет улучшаться и дорабатываться.»
Но если начинать рассуждать о пути, который прошла европейская автомобильная промышленность, то нужно отметить, что сложившаяся на западе нормативная база заключается не только в качественных каталогах. Международное право обязывает производителей выпускать запасные части к своим автомобилям, даже если те уже сняты с производства. Существующая унификация позволяет купить нужную деталь если не прямо у производителя автомобиля, то у посторонней организации осуществлявшей поставки на первичную комплектацию или у другого автопроизводителя, использовавшего конкретный узел или агрегат в своих моделях. На крайний случай, если таких предприятий нет, можно найти донора нужной детали, снять ее с другого автомобиля, благо каждая конкретная машина выпускалась внушительными тиражами.
С Китаем в этом отношении все очень непросто. По идее, там тоже начинали с локализации производства европейских автомобилей на своей территории. И тоже можно найти унифицированные детали. Но такие совпадения носят все чаще случайный характер. Если Geely Tugela имеет много общих элементов с Volvo XC60, то уже Geely Coolray заимствовала у Volvo XC40 только двигатель и то воздушный фильтр от европейского аналога там уже не подходит, да и топливный с оговорками. Что касается коробки передач, элементов подвески и тормозной системы, то тут на шведов полагаться уже нельзя.
https://www.zr.ru/content/articles/940479-takie-raznye-bliznetsy/
Сегодня нашим азиатским партнерам недостаточно просто разместить у себя чужое производство двигателей, трансмиссий, сборочные цеха. Сегодня они выкупают патенты у западных автогигантов и пытаются создавать собственные агрегаты. Например, из той гаммы автоматических коробок и вариаторов, которые устанавливаются сегодня на автомобили Chery и Exceed лишь немногие выполнены немецкой компанией Getrag. Значительная масса разработана китайским автопроизводителем. Отсюда вытекают две проблемы. Во-первых, детали к ним идут только оригинальные. Их не получится купить у сторонних организаций. Во-вторых, под одним и тем же артикулом в разное время могут продаваться разные детали.
Михаил Беляшов заметил: «Я посмотрел на коробку, которая стояла на том Haval H9. Есть шильдик, на нем текст: сделано с разрешения и по патенту компании ZF. Я же знаю, как выглядят коробки ZF. Это BMW, Land Rover, Audi, все нормальные машины. И я вижу, что тут ни то, ни другое. Здесь отлит свой корпус. Поддон оригинальный. Свой китайский. Т.е. от BMW, от Land Rover фильтр уже не поставишь. И я не удивлюсь, если внутри компоненты тоже будут от других поставщиков. Я такую коробку никогда в жизни не разбирал, но почему-то мне кажется, что детали от ZF туда уже не подойдут. В истории есть похожие моменты, когда компания Ford у ZF купила патент на коробку 6HP. Чуть-чуть доработали под свои нужды и начали выпускать. Там не подходит вообще ни одна деталь от аналогов. Каждый болт, каждая деталь оригинальные. На этом H9, кстати, стояла турбина BorgWarner, но тоже… какая она BorgWarner? Китайская же!»
Чем чреваты для российских автомобилистов китайские инженерные изыскания?
Очевидно, что продавцы запасных частей, как и любые другие зарабатывают на обороте. Не получится вложить деньги в товар и сидеть ждать, когда он уйдет. Нужно оплачивать накладные расходы, банковские проценты, зарплату персоналу и прочее пока все это хранится на складе, а базовая ставка составляет 16%. Выходит, что возить в кредит дорого, а на свои бессмысленно. Сроки поставок наглядно иллюстрируют насколько непростая ситуация сложилась в этом сегменте рынка. Олег Скобелев отвечает на наши вопросы:
Сколько занимает доставка?
Месяц-два наверно, если какие-то серьезные узлы. Расходные материалы есть в наличие. Они за день-два могут быть поставлены. Кузовные детали месяц-два, примерно. — По словам Скобелева, основную массу этого времени занимает путь запчастей из Китая в Москву. Получить деталь в регионе можно в течении нескольких дней.
Вы запчасти напрямую в Китае берете?
Нет. Есть промежуточные поставщики, они большими партиями завозят и уже с этих складов, которые в России находятся, мы везем по всем регионам. Соответственно ситуации Татарстана или любой другого региона принципиально не отличаются, потому что у нас сеть обширная.
Т.е. есть промежуточные склады?
Да конечно.
Можно как-то оценить складские запасы? Как надолго их хватает?
Они в любом случае пополняются с учетом логистики, с учетом сезонного спроса и т.д. Под сезон заводится больший объем. В принципе, всегда есть какой-то остаток.
А как рассчитывается потребность? Исходя из предыдущего опыта продаж?
Да. По статистике. Специальная программа рассчитывает сколько какой запасной части требует в месяц. Мы видим, что в месяц продается столько, а с учетом сезонности, допустим, нужно в два раза больше и корректируем закупку.
Из всего вышесказанного можно заключить, что большая часть оборота запасными частями китайских автомобилей приходится на расходные материалы. Бампера, стекла, тормозные накладки, амортизаторы, фильтры покупаются регулярно и хранятся на складах. К сожалению, прибыль которую приносит эта деятельность может не окупать закупку и хранение более сложных узлов. Поэтому: агрегаты, блоки электронного управления, элементы системы топливопитания и пр. — привозятся только под заказ. Ситуация будет меняться по мере того как парк китайских автомобилей продолжит расти, но есть нюанс. Гарантийный ресурс, в течении которого автопроизводитель отвечает за исправность основных узлов автомобиля не бесконечен. Обычно он составляет 100-150 тыс. км пробега или где-то 3, где-то 5, а где-то даже и 7 лет эксплуатации. Как правило, после окончания этого ресурса машина и начинает преподносить сюрпризы. Т.е. через три-четыре года, если не принять какие-то меры, рынок запчастей ждут потрясения. На нем внезапно появится тысячи разгневанных автовладельцев с какими-нибудь люфтами рулевой рейки, непрерывно отказывающими стартерами/генераторами, поломанными вариаторами и т.д. Нужно понимать, если рынок европейских и японских автомобилей в России формировался десятилетиями, то рост продаж китайских автомобилей произошел скачкообразно. Рано или поздно всю эту вновь образовавшуюся массу машин придется кому-то экстренно чинить.