Впервые про город русских моряков, как поётся в песне, я услышал ещё мальчишкой и именно про беспощадные бои за него. Бабушка, когда я интересовался у неё своими предками, воевавшими с фашизмом и победившими его, говорила, что в Севастополе пропал без вести Степан Калачиков - один из её двоюродных братьев, живших из-за утраты своего отца, в их семье. Однако никаких сведений о Степане я так и не нашёл на "Памяти народа", даже информации о его призыве, а без этого что-либо искать непосредственно в самих архивах - пуская затея. Так у меня долгое время выходило с моим дедом и точно так же сегодня получается с одним из прадедов жены. Но я не сдаюсь, продолжаю искать. Здравствуйте, все - все - все, дорогие мои подписчики и просто читатели. Нас уже больше 1000 и не совневаюсь, скоро будет в разы больше. Это я - Артём Чепкасов, писатель и блогер, который всеми правдами и неправдами пытается выполнить данное Вам общение, написать в текущем мае публикаций, куда как больше, чем прежде. Так что подписывайтесь, читайте и погнали...
Так вот, сегодня речь пойдёт тоже о боях за старинный русский город на берегу всеми нами любимого Чёрного моря. Подчеркну, о боях, закончившихся блестящей Победой русских солдат и матросов ровно 80 лет назад - 9 мая 1944 года. То есть, на сегодняшний день Севастополь свободен по-настоящему, в отличие от, к сожалению, той же Одессы, уже юбилейных 80 лет и ещё один день. Вчера, день в день, написать статью опять не смог, зато сегодня прям в точку - именно с 10 мая 1944 года Севастополь, думаю, можно считать полностью очищенным от фашистско-нацистской заразы.
Более же подробно о боях за Севастополь, вернее, его обороне в 1941 - 1942 году я прочитал, будучи уже подростком, когда мама, увидев моё тогда ещё только начинавшееся увлечение военной историей, подарила мне на День Рождения "Полководца". Так, и совершенно справедливо, называется книга Героя Советского Союза, разведчика Владимира Карпова - замечательного писателя-фронтовика и к тому же документалиста, посвящённая им одному из своих учителей военному делу в Ташкентском пехотном училище, генералу Ивану Ефимовичу Петрову. Именно генерал Петров, тоже Герой Советского Союза, был одним из основных руководителей обороны сначала Одессы, а потом и Севастополя. Но об освобождении Севастополя в этой книге, увы, ничего нет, потому, как Иван Ефимович упорно оборонял город, это да, но забирать его обратно у врага ему не пришлось, так как воевал он в ту пору уже на другом фронте.
А ещё об обороне Севастополя я знаю из очень хорошей компьютерной стратегии "Чёрные бушлаты", сделанной на движке буквально супер-геймухи "В тылу врага". Правда, "Чёрных бушлатов" я до конца так и не прошёл, остановившись на миссии, посвящённой героическому десанту морской пехоты под командованием старшего лейтенанта Михаила Ольшанского в городе Николаеве в марте 1944 года. Но, может быть, когда-нибудь и доиграю ещё, хотя теперь-то вроде и ни к чему, потому про освобождение Севастополя знаю и без того - из путешествия в этот Город - Герой жарким летом 2013 года. Всего один день специально заказанной индивидуальной экскурсии. Приехали рано утром на автобусе из Феодосии, где отдыхали стационарно, и туда же вернулись поздним вечером. Так же на автобусе. Но зато сколько впечатлений. И сейчас я Вам расскажу, друзья, чем же настолько запомнился мне белый красивый город у Чёрного моря, как любителю военной истории.
Итак, Севастополь был оставлен советскими войсками 04 июля 1942 года в результате третьего его штурма фрицами. И это даже несмотря на то, что потери наших войск в городе за весь период его обороны, начиная с 30 октября 1941 года, оказались на порядок ниже вражеских. А то нам же любят рассказывать всякие, как комиссары бездарно закидывали немцев мясом наших бойцов и командиров. И, всё же, Севастополь в итоге был оставлен, причиной чему, кроме провала Крымского фронта в районе Керчи, стал провал нашего Юго-Западного фронта в мае 1942 года, после чего немец безостановочно попёр к Волге и на Кавказ. Около года назад я писал публикации на эту темы "Аджимушкай, ты Бресту - брат" и "Харьков - 42: ещё вчера всё было хорошо" - читайте и обсуждайте, пожалуйста, друзья. То есть, Севастополю, как и всему Крыму в конечном итоге грозило блокада со всех сторон, но бросать советские войска на произвол судьбы в окруженном избитом городе вышестоящее командование вовсе не собиралось, отдав приказ на эвакуацию гарнизона морем. И да, прошло, к сожалению, не всё гладко, но когда упрааляешь огромными массами уставших донельзя людей в экстренной ситуации, исполнить всё, как по нотам, и не получится. Априори.
Так, страшная трагедия постигла личный состав 345-й стрелковой дивизии под командованием полковника Гузь Николая Олимпиевича, известного нам уже по статье о 150-й Сибирской добровольческой стрелковой дивизии имени Сталина. 345-я стрелковая, находясь в Севастополе до последнего держала рубежи в районе Инкермана и на Мекензиевых горах. Дивизия была буквально уничтожена немцами и спаслись лишь очень немногие, а большинство попало в плен. Такая же участь досталась 109-й и 172-й второго формирования стрелковым дивизиям. К слову руководил штурмом Севастополя известный нам уже по многим прошлым публикациям Эрих фон Манштейн, бросивший против по факту трёх измотанных уже предыдущими боями советских дивизий да ещё нескольких таких же полков и батальонов аж всю свою 11-ю полевую армию в составе не менее 7-ми полноценных пехотных корпусов - всего более десяти дивизий, в том числе итальянских и румынских. То, что Севастополь тем летом нещадно обстреливали самые тяжёлые на тот момент артиллерийские системы в Мире - "Дора" и "Карл", уверен, знает каждый из Вас и без меня. В итоге город у моря был оставлен, так как других вариантов тогда и там попросту не существовало.
И последовали два долгих года жесточайшей нацистско-фашистской оккупации Севастополя, пока 16 апреля 1944 года к городу со стороны основной его возвышенности Сапун-горе (240 метров на уровнем моря) не подошли советские части 4-го Украинского фронта, преодолевшие всего за несколько суток (Крымская наступательная операция началась 08 апреля 1944 года, хотя основу для неё начали создавать ещё осенью 1943 года и готовились к боям тщательно) неприступный Перекопский перешеек, непроходимые Сивашские озёра, по факту являющиеся гнилым болотом, да едва ли не сходу овладев городами Армянск и Симферополь.
Да, само собой, советское командование для штурма Севастополя создало почти двукратный перевес над силами противника, в том числе в авиации, артиллерии и танках. Но точно так же поступал сам Манштейн в 1941 - 1942 годах, ибо атакующих всегда должно быть больше обороняющихся - это железное правило любой войны. Тем более, что и сами немцы, на этот раз уже к оборонительным боям за Севастополь, тоже готовились со знанием дела и в итоге 17-я полевая армия вермахта отразила первые два штурма советскими войсками Сапун-горы и других своих оборонительных сооружений, созданных вокруг Севастополя, после чего советское командование взяло паузу для перегруппировки своих войск, назначив новый штурм только на 05 мая 1944 года.
В итоге генеральный штурм севастопольских оборонительных рубежей начался только в десять часов тридцать минут 07 мая 1944 года после тщательной почти полуторачасовой артподготовки. Штурмовала Сапун-гору, состоявшую из стандартных трёх полос обороны, буквально напичканных пулемётными и миномётными точками, и последняя из которых проходила уже по самой вершине, 77-я стрелковая дивизия второго формирования под командованием полковника Родионова Алексея Павловича. Это соединение входило в состав 63-го стрелкового корпуса 51-й общевойсковой армии 4-го Украинского фронта и несколькими днями ранее уже освободила Симферополь. Личный состав дивизии, кроме основного большинства русских и украинцев, откуда только ни был, особенно представители Кавказских Республик: азербайджанцы и армяне, осетины, грузины и жители Дагестана. В Атаку бойцы дивизии устремлялись мелкими штурмовыми группами по двадцать человек под прикрытием своей штурмовой авиации и танков из 19-го танкового корпуса, бивших по немецким дотам со стационарных позиций позади наступающих. Всего бой за стратегически важную высоту высоту длился почти девять долгих часов и сказать, что был тяжёлым - не сказать ничего, а со слов историков - краеведов, там, на склонах Сапун-горы, откуда немец нашего наступления и не ждал, на самом деле горело и пылало буквально всё и каждый сантиметр был полит чьей-то кровью. Советские части потеряли здесь больше пятнадцати тысяч солдат и офицеров, но и фашистских трупов повсюду было не меньше. В итоге вершина высоты, бывшая основным ключом к очередному "городу-крепости", как гитлер любил называть любой оккупированный его войсками советский город, который упрямо штурмовали советские штурмовые части, была сплошь усеяна красными знамёнами полков и батальонов после жесточайшей рукопашки, как это будет год спустя и с Рейхстагом. То есть, именно в Севастополе волею судеб произошла в некотором роде своеобразная репетиция заключительного акта всей Великой Отечественной войны. И сегодня даже шутка ходит, как Сталин приказал взять Севастополь, не считаясь с потерями, ко Дню Великой Победы, до которой оставался ещё целый долгий - предолгий год.
На следующий день, 08 мая 1944 года, бойцы и командиры 77-й СД после того, как отбили с десяток контратак противника на Сапун-гору, овладели его следующим оборонительным рубежом в Севастополе - Малаховым курганом, известным нам всем ещё по истории Крымской войны в 19-м веке. Кстати, по свидетельствам горожан, на Малаховом кургане за всю войну были уничтожена почти вся растительность и сохранилось лишь одно деревце, которое сегодня охраняется государством, как символ той ужасной войны в целом и зверства, бесчеловечности фашизма и нацизма в частности. Да, и, вообще, Севастополь - белый прекрасный приморский город был разрушен едва ли не до основания во время тех, немецких ещё, трёх штурмов. К вечеру 09 мая 1944 года старинный русский город был полностью зачищен от противника частями 2-й гвардейской общевойсковой армии, что начала штурм непосредственно города с Бельбекского направления через Северную бухту ещё 05 мая 1944 года, но пока не была взята Сапун-гора. любые атаки в городе не приводили к должному результату. Последние боевые стычки происходили на железнодорожном вокзале города и мысе Херсонес, где когда-то князь Киевский Владимир крестил Русь.
Говорят, весь мусор от разрушенных городских зданий горожане при восстановлении города уложили в длинный многокилометровый ряд, который в итоге превратили в главную аллею города. Но вот заметьте, друзья, штурм Севастополя немцами при их количественном и качественном превосходстве над окружёнными им советскими частями длился более полугода и тоже самое при тех же условиях советские воины сделали по факту менее, чем за двадцать дней. У немцев было три штурма города и у нас, но результат уже прямо противоположный и, наверное, Севастополь может быть крепостью только в руках русских моряков и солдат, а в чужих - нет и никогда. Именно поэтому Севастополь, не поддавшись потомкам копателей Чёрного моря весной 2014 года, свободен уже 80 лет и отныне навсегда. Николаев и Одесса ещё нет. ещё с перебоями, но Севастополь - да!
На этом сегодня всё, друзья. С Уважением, писатель Артём Чепкасов.
Ой, как всегда послесловие, но короткое: сегодня Севастополь вновь подвергается неимоверным испытаниям, его нет - нет, а бомбят, но он держится и я, верю, что он опять выстоит да будет свободным навсегда...