"Лицо и тело Марины Пьеро с ее скульптурными формами, густыми прядями темных волос и взглядом, исполненным любовного томления... Снимая актрису, одетую в римские одежды и без оных, сквозь аквариумное стекло или воду бассейна, камера создает живописные композиции «любовного искусства»..."
Искусство любить / L'Art d'aimer / Ars amandi. Франция-Италия, 1983. Режиссер и сценарист Валериан Боровчик. Актеры: Марина Пьеро, Микеле Плачидо, Лаура Бетти, Массимо Джиротти, Милена Вукотич и др. Премьера: 7 декабря 1983. Кинопрокат во Франции: 0,2 млн. зрителей.
… Один из учеников поэта Овидия решает на практике применить его учение по части обольщения женщин…
В 1980-х режиссер Валериан Боровчик (1923-2006) («Аморальные истории», «Зверь») работал с переменным успехом. После вольной экранизации повести Роберта Льюиса Стивенсона под двойным названием «Доктор Джекил и женщины» («Странная история доктора Джекила и мисс Осборн», 1981) он снял эр***ческую фантазию на тему трактатов Овидия «Искусство любить»(1983) с Мариной Пьеро, Микеле Плачидо, Массимо Джиротти и Лаурой Бетти. Визуальный ряд этой картины сопровождался закадровым чтением оригинальных текстов знаменитого древнеримского поэта.
Не могу сказать, что Боровчику удалось создать шедевр поэтического эр***зма, однако изобразительная часть картины, несмотря на погрешности вкуса, по-прежнему оставалась самой сильной стороной режиссера. Игра с оттенками тканей, свето-цветовыми потоками, обнаженной женской натурой, пластикой движений, бесспорно, впечатляет.
Лицо и тело Марины Пьеро с ее скульптурными формами, густыми прядями темных волос и взглядом, исполненным любовного томления, как нельзя лучше подошли для «анимационных» методов Валериана Боровчика. Снимая актрису, одетую в торжественные римские одежды и без оных, сквозь аквариумное стекло или воду бассейна, камера создает живописные композиции «любовного искусства»...
Киновед Александр Федоров
Эмманюэль – 5 / Emmanuelle 5. Франция, 1986. Режиссер Валериан Боровчик. Сценаристы: Валериан Боровчик и Алекс Каннингем. Актеры: Моник Габриэль, Крофтон Хардестер, Брайан Шейн и др. Премьера: 7 января 1987. Кинопрокат во Франции: 0,4 млн. зрителей.
К сожалению, следующий фильм Валериана Боровчика (1923-2006) – «Эмманюэль-5» (1986) – снимался, вероятно, не от хорошей жизни. Ни до, ни после этой ленты Боровчик не делал сиквелов. Но если уж он, некоронованный король киноэр***ки, был вынужден поставить пятую по счету серию, рожденную его соперником Жакеном, значит, финансы режиссера в то время пели весьма тоскливые романсы...
Незаинтересованное, холодное отношение к вынужденной «шабашке» ощущается в «Эмманюэль-5» во всем: картина получилась на редкость скучной, эр***ческие сцены (к тому же без Сильви Кристель) сняты без всякого азарта, сюжет – примитивен и лишен даже намека на пародийность.
Изобразительный ряд выглядит здесь обескураживающее стандартно: словно, вместо Боровчика на съемочной площадке был какой-нибудь Бруно Зинконе (автор столь же убогого опуса под названием «Эмманюэль-6»)...
«Эмманюэль-5» вышла на экраны Франции, когда мода на киноэр***ку уже пошла на спад, и сенсацией кинопроката она ожидаемо не стала, собрав в кинозалах около 400 тыс. зрителей…
Киновед Александр Федоров
Церемония любви / Королева ночи / Все должно исчезнуть / Cérémonie d'amour / Queen of the Night / Regina della Notte. Франция, 1987. Режиссер Валериан Боровчик. Сценаристы: Валериан Боровчик, Андре Пьер де Мандиарг (по роману Андре Пьера де Мандиарга «Всё пройдёт»). Актеры: Марина Пьерро, Матьё Карьер, Жози Бернар и др. Премьера: 1988.
… Главный герой «Церемонии любви» знакомится с женщиной легкого поведения, и долго не может поверить, что она – профессионалка…
В конце 1980-х шестидесятипятилетний Валериан Боровчик (1923-2006) пытался вернуть былую форму. Его садомазохистская по сюжету картина «Церемония любви» («Все должно исчезнуть») снова построена на пластике эр***еской игры мужчины (Матьё Карьер) и женщины (Марина Пьерро).
Разумеется, пресыщенный современный киномир в ту пору уже нельзя было удивить ни дразнящей се***альностью странных взаимоотношений персонажей, ни изысками изображения, ни претензиями на многозначность философских трактовок.
Конечно, подобный киноспектакль марионеток выглядел слегка старомодно. Да и эр***зм Валериана Боровчика подрастерял былую агрессивную эпатажность. Но создатель «Аморальных историй» по-прежнему оставался верен себе...
«Церемония любви» оказалась последней работой Валерия Боровчика, снятой для демонстрации в кинотеатрах. Вскоре он ушел из большого кино и тихо перешел на телевидение, где снял несколько сюжетов для «Розовой серии»…
Киновед Александр Федоров