Найти тему
Первым делом самолёты

Что мы знаем на данный момент об Ил-114-300

Пассажирский самолет Ил-114-300 проходил сертификационные испытания после перерыва, вызванного аварией другого воздушного судна. Первый полет второго опытного самолета типа Ил-114-300 состоялся 31 марта 2024 года на аэродроме Луховицкого авиационного завода. Этот полет был важным шагом в возобновлении программы испытаний.

Катастрофа легкого военно-транспортного самолета Ил-112В в 2021 году привела к приостановке испытаний. Однако, после проведения огневых испытаний насоса-регулятора НР-65СТМ для двигателя ТВ7-117СТ-01, вновь возобновилась работа по сертификации Ил-114-300.

На промежутке между катастрофой самолета и возобновлением испытаний произошло сотрудничество между Пермским предприятием «ОДК-СТАР» и Центральным институтом авиационного моторостроения им. Баранова (ЦИАМ). Эта команда провела успешные огневые испытания насоса-регулятора НР-65СТМ, который имеет важное значение для безопасности двигателя ТВ7-117СТ-01, устанавливаемого на Ил-114-300.

Одним из критических элементов, обеспечивающих бесперебойную и безопасную работу двигателя, является агрегат, предназначенный для регулирования подачи топлива. Имея многофункциональное значение, этот компонент важен для обеспечения эффективности работы всей системы.

Насос-регулятор ТВ7-117СТ-01
Насос-регулятор ТВ7-117СТ-01

Разработанный для работы в экстремальных условиях, насос-регулятор НР-65СТМ прошел серию испытаний в ЦИАМ. В ходе тестов перед представителями разработчика агрегата, предприятия "ОДК-СТАР" и разработчика двигателя "ОДК-Климов", агрегат демонстрировал свою надежность.

Один из таких экстремальных тестов включал прямое воздействие пламени на агрегат в течение пяти минут, после чего в течение еще пяти минут не было выявлено утечек топлива. Это подтвердило огнестойкость и качество работы агрегата, что является важным для его применения в условиях повышенного риска. В результате, продукт успешно прошел испытания и готов к использованию в реальных условиях эксплуатации.

Пройдя успешное испытание на выдерживание пламени в течение 5 минут и отсутствие утечек рабочей жидкости или паров в течение следующих 5 минут, насос-регулятор от ОДК прошел проверку и подтвердил свою безопасность в экстремальных условиях. Этот результат подтверждает его способность сохранять герметичность и функциональность даже при пожаре, что является важным параметром для применения в авиационной технике.

Созданный в «ОДК-Климов» (СПб) двигатель получил сертификат типа FATA-01033Е от Росавиации в конце декабря 2022 года, что подчеркивает его соответствие высоким стандартам безопасности и качества. Этот мотор отличается не только надежностью и невосприимчивостью к высоким температурам, но и принципиальным уровнем безопасности, что делает его превосходным выбором для авиационной промышленности.

Официальное объявление об утверждении сертификата для двигателя было сделано 10 января 2023 года, что свидетельствует о высокой оценке технических характеристик и безопасности этого продукта.

Важной информацией, которую представил заместитель министра промышленности и торговли России Олег Бочаров на совещании по вопросам развития авиационной отрасли, является запланированное возобновление сертификационных полётов турбовинтового самолёта Ил-114-300 на ближайшее время. Он также уточнил, что в процессе доработки двигателя самолёта произошла определённая задержка, но в настоящее время самолёт уже приступил к частотным испытаниям.

Второй опытный самолёт Ил-114-300
Второй опытный самолёт Ил-114-300

Пресс-служба сообщила, что перед прохождением сертификации турбовинтовой самолёт Ил-114-300 проходит ряд важных испытаний, среди которых:

- Стендовые сертификационные и ресурсные испытания в «ОДК-Климов»;

- Специальные испытания в ЦИАМ, включающие проверки в термобарокамере;

- Проверку на устойчивость к попаданию посторонних предметов, таких как птицы или град.

Таким образом, процесс сертификации самолёта включает в себя не только технические испытания, но и проверки на безопасность полётов в различных экстремальных условиях. Эти мероприятия необходимы для обеспечения надежности и безопасности самолёта при выполнении полётов в различных регионах.

Серия испытаний двигателя ТВ7-117СТ-01 и воздушного винта АВ-112-114 прошла успешно и в различных условиях.

Вначале стоит отметить, что отдельные узлы двигателя прошли автономные огневые испытания и испытания внешнего воздействия. Это позволило оценить работу компонентов двигателя в реальных боевых сценариях и под действием различных воздействий.

Далее лётные испытания двигателя проводились в составе летающей лаборатории Ил-76ЛЛ на протяжении четырех лет. Под крылом ЛЛ двигатель показал отличное поведение в течение около 120 часов полетов, что подтвердило его надежность и эффективность.

Двигатель для Ил-114-300 под крылом Ил-76ЛЛ
Двигатель для Ил-114-300 под крылом Ил-76ЛЛ

Интересным результатом стало подтверждение надежной работы ТВ7-117СТ-01 и воздушного винта АВ-112-114 с регулятором винта РСВ-34С-114. Это было одним из важных выводов после лётных испытаний.

В последующие два года проходили испытания в термобарокамере, где создавались условия, максимально приближенные к полетным. Высоту, температуру наружного воздуха и скорость имитировали для того, чтобы оценить работу двигателя в различных экстремальных ситуациях.

На заключительном этапе 2023 года премьер-министр России Михаил Мишустин подписал распоряжение о выделении 498,96 млн рублей на доработку самолёта Ил-114-300 как вклад в уставный фонд Объединённой авиастроительной корпорации.

Эти средства будут направлены на финансирование проекта, в рамках которого выполняется доработка самолётов ведущими дочерними предприятиями корпорации, соблюдая федеральные стандарты и программу развития авиационной промышленности.

"ОДК-Климов" в настоящее время активно работает над совершенствованием характеристик двигателя ТВ7-117СТ 02, который планируется использовать в силовой установке ТВРС-44 "Ладога". Данные сертификационные работы имеют целью расширить возможности этого двигателя и обеспечить его соответствие всем требованиям безопасности и эффективности.

Региональный самолёт ТВРС-44 "Ладога".
Региональный самолёт ТВРС-44 "Ладога".

В рамках государственной поддержки отрасли, финансируемой через федеральный проект, дочерним предприятиям корпорации предоставляются необходимые средства для реализации проектов по модернизации самолётов и совершенствованию авиационных технологий. Такой подход способствует развитию отечественной авиационной промышленности и повышению конкурентоспособности на мировом рынке.

Для продления срока службы самолёта Ил-114-300 и обеспечения его безопасности в воздухе, необходимо принять решение о предоставлении бюджетных инвестиций. Это позволит провести дополнительные сертификационные работы и получить свидетельства о годности комплектующих изделий до 31 декабря 2025 года.

На испытаниях в воздухе
На испытаниях в воздухе

В рамках работы по модернизации не менее трёх систем самолёта Ил-114-300, важно уделить особое внимание качеству и надёжности комплектующих деталей. Тщательная сертификация и проверка каждого элемента способствуют увеличению эффективности полётов и обеспечивают безопасность пассажиров.

В результате успешного завершения сертификационных работ и модернизации самолёта Ил-114-300 необходимо укрепить контрольный механизм над состоянием комплектующих изделий. Только таким образом можно гарантировать надёжность и долгий срок эксплуатации воздушного средства.