Найти в Дзене
Cat_Cat

После гибели Помпеи

В 79 году нашей эры в регионе Кампанья, что в Римской империи, случилась трагедия — пробудившийся вулкан Везувий уничтожил три города: Помпеи, Геркуланум и Виллы Стабии. Историк Плиний Младший, очевидец событий, утверждает, что трагедия произошла 24 августа 79 года, однако в 2018 году при раскопках в одной из комнат так называемого «Дома с садом» была обнаружена надпись углём с датой «16-й день до ноябрьских календ» — дня, который обозначал первый день нового месяца, то есть речь идёт о 17 октября.

та самая надпись
та самая надпись

Надпись сделана углем (в комнате шел ремонт, возможно, на стене написали, что надо что то к этой дате закончить — римляне вообще любили писать на стенах) — материал весьма недолговечный, вряд ли остался с прошлого года. Да и множество деталей указывает на "осеннюю" версию событий — на рынке были обнаружены осенние фрукты и молодое вино, а в домах — бронзовые жаровни и тёплая одежда. Но почему тогда Плиний писал об августе? Он же вполне разбирался в календаре. Однако оставим спор о дате на следующий раз и зададим наиболее интересующий вопрос: что было дальше? Вулкан извергнулся, города засыпало, люди погибли (спойлер — не все) и всё? Во многих умах людей складывается картина о том, что после гибели города о нём резко все забыли и только в XVIII веке, когда начались раскопки о нём вспомнили. Но это было нет так.

В 79 году н.э. на престол взошел император Тит Флавий Веспасиан — герой Иудейской войны (его триумфальная арка до сих пор в Риме стоит). И тут молодому императору не повезло — не успел он проправить и года (а он вообще будет править всего 2 года), произошла трагедия: только в Помпеях погибло примерно 15 % от всего населения, выжившие остались без крыши над головой, обширные территории оказались непригодными для проживания. Среди жертв извержения было много рабов, которых хозяева оставляли стеречь имущество. Погибли пожилые и больные люди, которые не смогли покинуть города из-за своего состояния. Были и те, кто решил, что удастся переждать бедствие в своём собственном доме. Часть жертв извержения, уже покинув город, остались от него в опасной близости. Они погибли от отравления газами, выделившимися во время буйства Везувия.

Тит Флавий Веспасиан
Тит Флавий Веспасиан

Надо было как то реагировать — и Тит отреагировал. Он назначил сенаторскую комиссию, которая осмелилась пренебречь указом, позволявшим «использовать для возрождения Кампании имущество погибших, если у них не имелось наследников», также он выделил большие средства (в том числе и свои личные) двум бывшим консулам на возмещение ущерба жителям указанных городов и их восстановление. Считается ,что эти деньги так и не дошли до пострадавших, но вряд ли это вина императора (ничего не изменилось за две тысячи лет). По распоряжению городских властей с главной площади выносили произведения искусства, фрагменты архитектурного декора, статуи богов, императоров, знаменитых граждан. Но на этом как бы всё (то, что сейчас на том же Форуме мало мрамора и прочих ценностей — это не всегда мародеры, считалось, что раз имущество городское и казённое, то власти в праве его снять и использовать в другом месте, здесь никто все равно больше жить не будет). С властями более — менее разобрались, а что до простых людей? Не все жители погибли, тем более — Помпеи были довольно богатым городом, а когда в богатом месте случается трагедия туда неизменно прибывают мародёры (говорю же, ничего не менятеся).

Люди откапывали дома, в попытках найти останки погибших родственников, наиболее ценные вещи, инструменты, необходимые для обустройства на новом месте. Более глубокое проникновение проводилось на форуме, где находились основные ценности. При раскопках некоторых вилл на стенах находят надписи в стиле "в этом доме ничего нет" — их оставили мародёры, которые предупреждали "коллег по цеху", чтобы те не тратили время.

Вид форума (видны колонны со снятым мрамором
Вид форума (видны колонны со снятым мрамором

Археолог и историк Стивен Так из Университета Майами сообщает, что многие жители спаслись, заблаговременно или уже после катаклизма покинув опасный регион. Материал, опубликованный в журнале Analecta Romana, составлен на основе сопоставления хроник из погибших городов с записями из других частей Италии, не пострадавших от Везувия. К примеру, Так создал базу данных фамилий, которые встречались в Помпеях и Геркулануме, а затем проверил, появились ли эти имена в других местах после 79 г. н. э. Он также искал признаки уникальной местной культуры Помпей и Геркуланума.

Ведь именно там были такие особенности, как почитание бога огня Вулкана, а также покровительницы Помпей Венеры Помпеяны. Эти традиции появились в близлежащих городах после извержения вулкана.

В Неаполе обнаружились шесть представителей семьи Каниниев: эта династия появилась ранее в Геркулануме, но больше нигде не встречалась. Скорее всего, они переехали как раз из-за Везувия. В качестве другого примера Так приводит надгробие некоего Корнелия Фуска, который был гражданином Помпеев, впоследствии проживал в Неаполе, а еще позже был направлен в римскую провинцию Дакия (занимала приблизительные территории современных Румынии и Сербии) в качестве командира преторианцев. На плите выбита дата смерти Фуска — 87 год. Так предполагает, что и этот военный перебрался из Помпеи в Неаполь после извержения. В Кумах нашла пристанище семья Сульпициев из Помпей. Их судьбу открыл ящик с финансовыми документами, который беженцы обронили при эвакуации.

Римский император Тит спустя какое-то время после катастрофы решил помочь общинам беженцев, выделив им средства для строительства жилья в Поццуоли и Неаполе. Предполагается, что сначала помпейцы и геркуланумцы образовали на новых местах замкнутые сообщества, а потом их потомки растворились среди местных жителей.

Прошли годы; израненная земля покрылась слоем почвы, в пустынной долине снова зазеленели луга и зацвели сады. Через несколько столетий погибшие города уже никто не вспоминал. Отголоском былого процветания края служило название местности – La citta, что обозначает «город» . Полноценные раскопки города Помпеи начал итальянский археолог Джузеппе Фиорелли в XVIII веке, но это уже совершенно другая история.

Автор: Дарья Шрам