14,7K подписчиков

Александр Невский. Два варианта одной истории (часть 2 глава 2)

Продолжение, начало читайте: в статье Александр Невский. Два варианта одной истории (часть 1) и Александр Невский. Два варианта одной истории (часть 2 глава 1).

...Безусловной заслугой Александра явилось прекращение рекрутского набора из русских княжеств в ордынское войско и передача сбора дани в руки князей. Но это касалось не всех удельных княжеств, скажем, южные и юго-западные территории по-прежнему платили деньгами ордынским сборщикам налогов и посылали воинов Орде (в том числе Киев). Такая избирательность в защите не ставится прямо в вину великому князю, но подтекст просматривается. Приведу несколько примеров в следующей главе.

Продолжение, начало читайте: в статье Александр Невский. Два варианта одной истории (часть 1) и Александр Невский. Два варианта одной истории (часть 2 глава 1). ...

Глава 2. Прямая речь либеральных обвинителей

"Некоторые историки утверждают, что молодого князя не любили в городе из-за того, что он собирался лишить вольных новгородцев свободы, обложить данью. И в этой версии есть здравое зерно – именно при жестком, сильном Невском новгородцы стали платить дань татарским ханам".

"Татарам не удалось захватить Новгород, но ханские баскаки все-таки добрались до города, с целью обложить его жителей данью. Гордые новгородцы подняли восстание, часть баскаков была убита, уцелевшие сборщики побежали во Владимир, под защиту Александра Невского. Князь со своей дружиной и баскаками отправился в непокорный город, жесткой рукой навел там порядок.Он наказал восставших, самые ярые зачинщики были убиты, некоторым горожанам вырвали ноздри, либо ослепили. Князь сам обложил горожан данью, дал охрану баскакам, через татар попросил прощения у хана за непокорных горожан" - из статьи сайта "Биограф".

"Да, и «благодарить» за свой менталитет мы должны Александра Нев­ского. В Киевской и Новгородской Руси были зачатки част­ной собственности, власть была разделена между четырьмя ветвями - князьями, боярами, Церковью и городским вечем. Ситуация была похожа на европейскую. Потом пришла Орда, и она принесла на Русь принцип «власть - всё, народ - ничто». Русские князья волей или неволей перенимали опыт ханов-завоевателей. Начало положил Александр Нев­ский, который пошёл на поклон к Батыю, стал побратимом монгольских царевичей.

Он сделал выбор в пользу Орды, хотя мог заключить союз с Литвой, с Тевтонским орденом. Да, он спас православие и потому почитается Церковью как святой. Но после него на Руси стала утверждаться авторитарная традиция, дес­потия восточного типа. Именно с монголами к нам пришло понятие власти, которая стоит надо всем и считается священной. Последствия мы видим до сих пор: это преклонение перед «барином», нарушение закона, мздоимство" - из интервью Овсея Шкаратана, доктора исторических наук, главного редактора журнала «Мир России».

По мнению историка И.Н. Данилевского, «реальный» Александр Невский — это «сын своего времени, хитрый, властолюбивый и жестокий правитель, всеми силами старавшийся сначала заполучить, а потом удержать титул великого князя. Он, видимо, был одним из первых русских князей, который в годы ордынского нашествия понял простую истину: помогая Орде грабить и угнетать свой народ, можно получить кое-какие выгоды для себя» - из статьи "Миф Александра Невского: вчера, сегодня, завтра".

"Всё изменило монголо-татарское нашествие. Конец независимой Руси был положен 4 марта 1238 года, когда в битве на реке Сить было разбито войско владимирского князя Юрия Всеволодовича. В битве погиб и сам Юрий Всеволодович, а его семья почти полностью была истреблена при захвате татарами Владимира. Во время монгольского нашествия Русь потеряла множество храбрых воинов, среди которых было немало князей.

Продолжение, начало читайте: в статье Александр Невский. Два варианта одной истории (часть 1) и Александр Невский. Два варианта одной истории (часть 2 глава 1). ...-2

Но ни Ярослава Всеволодовича, ни Александра Ярославича среди погибших не было. Молодой князь воевал с литовцами, оберегая земли Новгородчины, а его отец выжидал — ведь вдруг обнаружилось, что из уцелевших князей именно он является главным претендентом на новгородское княжение. Александр Ярославич рисковал разделить судьбу своего дяди, погибшего на Сити, но монголы до Новгорода не дошли. Почему, до конца неясно, но для новгородского князя это действительно было настоящим чудом.

На просторах разгромленной Руси князья делали свой выбор — кто-то решал сопротивляться татарам до конца, идя для этого на союз с папой Римским и принимая из его рук королевскую корону, как Даниил Галицкий, а кто-то становился верным татарским вассалом. Именно такую роль выбрал отец Александра, князь Ярослав.

В глазах татар эти победы (князя Александра в 1240 на Неве и 1242 годах на Чудском озере), которые в России принято считать успехом в защите православной веры от католиков и сохранением остатков независимости, выглядели старательностью вассала, который усердно оберегает территорию монгольской империи от нападения врагов. И это усердие зачлось Александру позднее, когда после смерти Ярослава Всеволодовича в кровавой междоусобице русских князей за право на владимирское княжение Орда поддержала именно Александра Ярославича.

В 1251 году Папа Римский Иннокентий IV через своих посланников дважды предлагал Александру Ярославичу сменить веру в обмен на моральную и военную поддержку в борьбе против Орды. Брат Александра Андрей, ставший злейшим его врагом в борьбе за «ярлык», колебался и был готов склониться на сторону Рима. Князь Александр, однако, ответил отказом, и в 1252 году в награду за верность был возведён на великое владимирское княжение. Возведение это сопровождалось разгромом всех противников Александра татарским войском под командованием Неврюя" - из статьи Андрея Сидорчика, редактора раздела «Общество» интернет-портала АиФ.ru.

Пожалуй, достаточно. Лучшей демонстрации прозападного подхода к нашей истории и не найти, хотя подобных статей пруд пруди в интернете, есть и с гораздо более резкими оценками и суждениями, повторять которые просто противно. Кстати, в учебниках об Александре и его роли пишут кранйе мало и очень нейтрально, верно надеясь, что дети сами найдут в интернете нужные им подробности. Примеры я вам привёл выше. Но есть и считающаяся альтернативной, суверенная точка зрения на те же события.

Продолжение, начало читайте: в статье Александр Невский. Два варианта одной истории (часть 1) и Александр Невский. Два варианта одной истории (часть 2 глава 1). ...-3

Глава 3. Суверенный (евразийский) вариант истории

Сразу вынужден оговориться: я знаю множество авторов-исследователей, владеющих темой лучше меня, но постараюсь в меру сил и возможностей изложить её в кратком виде. Напомню, что я не историк, не исследователь, не исторический реконструктор, я такой же читатель как и Вы. В моём изложении могут быть некоторые изъяны, сбивчивость и неточности, но суть при этом останется верной.

Археология и генетика поднятых захоронений однозначно утверждают: на территории Русской (Восточно-Европейской) равнины издревле по соседству проживали три общности: осёдлые земледельцы, охотники-собиратели и кочевники-скотоводы. Если кого-то заинтересуют основания приведшие меня к такому выводу, отсылаю за подробностями к следующим статьям: Аборигены Русской равнины — кто они? / Необычные скифы донских степей / Черкассы, чёрные клобуки и другая Русь…

Окончание статьи: Александр Невский. Два варианта одной истории (часть 2 глава 3).

Копирование только с указанием имени автора и активной ссылкой на сайт — первоисточник: Великая Евразия.

Каталог публикаций канала: Добро пожаловать или посторонним В.

Моё сообщество ВКонтакте — «Великая Евразия». Немного другая история. Следите за главными новостями онлайн.

В издательстве КТК «Галактика» вышла моя новая книга о скифах «Скифы — белые кочевники Евразии» . Популярное изложение истории кочевого народа, создавшего огромную империю, о которую разбивались армии Александра Македонского, персидского царя Дария и римские легионы, дополненная сведениями генетиков. Доступна для покупки в магазинах Озон и Wildberries.