75K подписчиков

Первая экономическая революция была в каменном веке. Или почему не все обезьяны захотели стать людьми

Чтобы разобраться в том, как может быть устроена современная экономика, стоит начать разговор об этом издалека — с каменного века (каким банальным ни казался бы этот ход мысли). Но сразу же нужно уточнить, что в каменном веке не было экономики в нашем понимании, одной из составляющих которой является материальное производство. Первобытные люди ещё не освоили производящее хозяйство, они потребляли в готовом виде ресурсы, добытые охотой и собирательством, поэтому их хозяйственную деятельность можно было бы называть протоэкономикой.

Первобытный бизнесмен. Авторские права на иллюстрацию принадлежат медиагруппе "Хакнем" и защищены товарным знаком ®️
Первобытный бизнесмен. Авторские права на иллюстрацию принадлежат медиагруппе "Хакнем" и защищены товарным знаком ®️

Обычно считается, что человек отличается от животных способностью изготавливать и применять орудия труда. Но использовать посторонние предметы в своей деятельности способны многие виды млекопитающих, птиц, а также насекомых. Наибольших успехов в этом достигли наши ближайшие родственники — обезьяны. По наблюдениям специалистов, они способны изготавливать десятка два различных орудий труда. Обезьяны могут использовать два твёрдых камня как наковальню и молоток для разбивания орехов, могут изготавливать из веток удочки для добывания вкусных термитов из глубоких ходов термитника и копья для охоты на мелких животных и даже разбивать слоистые камни, чтобы получить подобие ножей для разделывания туш, оставшихся от охоты хищников. Самые простые из этих операций могут совершаться путём простого подражания окружающим, но более сложным матери-обезьяны обычно специально обучают своих детёнышей.

Саблезубый тигр. Изображение из открытых источников
Саблезубый тигр. Изображение из открытых источников

Воспользовавшись такими инструментами, обезьяны вскоре бросают их. Так же, по-видимому, поступали и предки человека. Однако со временем на стоянках первобытных людей находят всё больше орудий труда со следами многократного использования. Это свидетельствует о том, что человек начинает лучше представлять себе свои будущие действия, для которых может пригодиться уже имеющийся инструмент. По-видимому, изменения в сознании связаны с развитием языка.

Обретение способности сознательно изготавливать орудия труда и охоты (рубила, каменные топоры и заострённые копья), а также — чего не делают животные — специальные инструменты для изготовления этих орудий было первой технологической революцией в истории человечества. Она дала возможность, во-первых, получать больше высококалорийной пищи. Люди теперь могли эффективнее конкурировать с гиенами и грифами в борьбе за мясо животных, убитых хищниками, а затем и с самими хищниками в охоте за крупными травоядными. И во-вторых, они начали всё дальше и дальше расселяться на новые места обитания, где природные условия могли значительно отличаться от прежних.

Охота. Изображение из открытых источников
Охота. Изображение из открытых источников

То, что позволило первобытным людям успешнее конкурировать за добычу и вообще за своё выживание, можно назвать ускоренной эволюцией (я не претендую на научность этого термина, примем его в качестве временного инструмента в нашем тексте). Эта эволюция человечества, выделившегося из мира природы, основана на способности субъекта изготавливать и использовать предметы, значительно увеличивающие его возможности. Именно она лежит в основе технологического развития и экономических достижений на протяжении всей нашей многотысячелетней истории.

Но главным отличием было то, что люди научились передавать своим потомкам объём информации, намного превосходящий возможности одной особи.

Орудие труда. Изображение из открытых источников
Орудие труда. Изображение из открытых источников

Наши предки стали зависимым от необходимости передавать новым поколениям большой объём негенетической информации, иначе говоря обучать подрастающее поколение изготовлению многих предметов и осваивать другие полезные навыки. Необходимость обучения детенышей из недостатка стала преимуществом перед другими животными, так как человек уже не был запрограммирован стать кем-то, как заяц только зайцем. Заодно развивались и передавались знания и представления об окружающем мире. Если такая возможность нарушалась людские сообщества быстро деградировали.

С точки зрения простого здравого смысла очевидно, что возможность сохранять накопленный опыт и передавать его следующим поколениям должна давать значительный выигрыш в освоении окружающего мира и производстве материальных условий жизни. Но экономисты обычно не обсуждают эту проблему, а значит, для её понимания нужно обратиться к авторам из других областей.

Наш соотечественник философ М.К. Петров исходил из того, что в любом человеческом обществе — даже в первобытном племени, задолго до возникновения цивилизации, письменности и т.д. — массив необходимых знаний, обеспечивающих его существование, весьма велик. Далее он предположил, что этот массив распределяется на множество видов деятельности, каждый из которых может осуществляться одним человеком. И вся эта сложная информация должна передаваться по наследству подобно тому, как передаётся информация генетическая, — таким образом обеспечивается преемственность социальной жизни при смене поколений.

Успех. Авторские права на иллюстрацию принадлежат медиагруппе "Хакнем" и защищены товарным знаком ®️
Успех. Авторские права на иллюстрацию принадлежат медиагруппе "Хакнем" и защищены товарным знаком ®️

М.К. Петров обратил внимание на то, что знания не существуют без способов их «упаковки» и передачи; для системы этих способов им был предложен термин «социокод», подобно тому, как генетически передаваемую информацию принято называть «биокодом».

Социокод можно представить в виде матрицы, каждая ячейка которой — это тот объём знаний, который может усвоить один человек. Индивидуальный объём знаний ограничен объёмом памяти человека и сроком его жизни, но матрица социокода связывает эти ячейки в одно целое.

Возможность передавать необходимую информацию другим поколениям одна из важнейших в любом обществе. В разных типах общественной организации она может осуществляться по-разному. Об этом мы подробно рассказываем в других публикациях.

Бананономика. Авторские права на иллюстрацию принадлежат медиагруппе "Хакнем" и защищены товарным знаком ®️
Бананономика. Авторские права на иллюстрацию принадлежат медиагруппе "Хакнем" и защищены товарным знаком ®️

Ну а представления, что труд создал из обезьяны человека является явным упрощением. В одном из кинофильмов мальчик спрашивает, почему не все обезьяны захотели стать людьми. На него можно ответить так. Три миллиона лет назад одни популяции наших общих с обезьянами предков были вынуждены выживать на границе лесов и саванн почти миллион лет, но научились изготавливать орудия охоты и труда. Другие стали осваивать питание плодами и охоту на мелких животных в лесах, где у них не было конкурентов, но перестали развиваться. В результате и сформировалось два разных вида — обезьяны и люди.

Уважаемый читатель, как вы считаете, кому больше повезло — предкам обезьян или людей? Некоторые антропологи считают, что предки наших близких родственников первое время жили почти как при коммунизме. Пока плодов было в избытке…

Бананы. Изображение из открытых источников
Бананы. Изображение из открытых источников

Живут как раю или при коммунизме?

Читайте остальные статьи цикла в персональной рубрике автора:

Автор: Александр Медведев, биофизик, выпускник Физтеха (МФТИ), кандидат биологических наук, бывший эксперт отдела экономического анализа банка. Автор книги "Как появилась рыночная экономика". Пенсионер, 67 лет

Хакнем расти 🌱
Хакнем расти 🌱

Прочитайте книгу нашего автора А. Медведева, о том как появилась рыночная экономика и возможна ли она в современной России. Частично контент создан благодаря размышлениям автора, на которые его натолкнули диалоги в комментариях с нашими читателями в его постах канала «Хакнем»

Скачать книгу - это подарок 🎁 нашим читателям!

Читайте также: