Найти тему

Самолеты Туполева: Ту-128

Картинка из свободных источников.
Картинка из свободных источников.

В конце 1950-х Советский Союз решил разработать дальний перехватчик, оснащенный радаром дальнего действия для обнаружения целей на максимально возможном расстоянии и способный нести ракеты.

Создание перехватчика было обусловлено разведывательными полетами самолетов блока НАТО над территорией Советского Союза.

Нарушения воздушных границ страны американскими военными самолетами на многие годы оказались главным стимулом и двигателем послевоенного развития ПВО Советского Союза. В поисках оптимальной структуры за первые восемь послевоенных лет были проведены четыре реорганиза­ции системы ПВО (в 1948, 1949, 1951 и 1953 годах). Однако все эти мероприятия не смогли переломить ситуацию в воздуш­ном пространстве СССР, систематические и безнаказанные нарушения продолжа­лись. Маршруты разведывательных поле­тов самолетов НАТО пролегали вплоть до Москвы.

По сообщениям средств массовой ин­формации, с 1950 по 1970 годы США произ­вели около 20000 полетов вдоль границ СССР и Китая. Только в 1952 году средства­ми ПВО было зарегистрировано 34 случая нарушения воздушного пространства СССР. При этом три самолета-разведчика были сбиты и три повреждены. Однако поворот­ным в послевоенной истории ПВО СССР можно считать 1954 год. Ночью 29 апреля 1953 года (накануне праздника 1 мая) три американских разведчика RB-47 нарушили государственную границу СССР со стороны Балтийского моря. Эта группа прошла мар­шрутом через Новгород и Смоленск до Кие­ва, и безнаказанно ушла на запад. За этим инцидентом последовало подобное наруше­ние воздушного пространства 8 мая того же года (накануне Дня Победы).

Эти предпраздничные происшествия бы­ли рассмотрены на заседании Президиума Центрального Комитета Коммунистической Партии Советского Союза 27 мая 1954 года. В связи с не прекращавшимися воздушными вторжениями, Совет Министров СССР и Центральный комитет КПСС приняли специальное Постановление «О безнаказанных полетах иностранных самолетов над территорией СССР».

Сразу после этого Постановления приказом МО СССР была начата пятая послевоенная реорганизация ПВО территории страны, продлившаяся до 1957 года. Эта реорганизация была более разумной и продуманной. Она в большей степени соответствовала требованиям времени. В этот период бурно развивалась континентальная и межконтинентальная стратегическая авиация США. Руководство СССР учитывало, что эта угроза стратегическому тылу и всему экономическому потенциалу СССР направлена не только с европейского, но и с полярных и азиатских направлений, от Кольского до Курильского побережий. Кроме того, приходилось констатировать возраставшие масштабы нарушений военной авиацией блока НАТО воздушного пространства СССР. Учитывая все это, руководство страны и Министерства обороны преобразовало род войск ПВО территории страны в отдельный вид Вооруженных Сил - Войска ПВО страны. В него включили практически все силы ПВО Советского Союза и установили границы ответственности Войск ПВО страны по государственной границе СССР.

Туполев назначил главным конструктором Иосифа Незваля. Работы начались в 1958 году, и проекту был присвоен номер 28. Незвал взял конструкцию Ту-98 и адаптировал его для Ту-28; хотя Ту-98 был бомбардировщиком.

Картинка из свободных источников. Ту-98
Картинка из свободных источников. Ту-98

Ту-98 стал использоваться в качестве исследовательского стенда (летающей лаборатории), на котором собирались данные по устойчивости, прочности и управления на сверхзвуковых скоростях, что было необходимо для новой программ. Незвал сохранил два двигателя AL-7F, на этот раз выбрав версию -2 со статической тягой 10000 кг и оснащенный форсажными камерами. Он добавил радиолокационное оборудование, разработанное в ОКБ Ф. Ф. Волкова.

Строительство первого Ту-28 началось на заводе №156 в декабре 1959 года. Строительство было завершено к лету 1960 года, но системы РП-С и К-8 были еще не готовы, поэтому только 18 марта 1961 года Михаил Козлов вылетел из Жуковского в первый полет на Ту-28; заводские испытания совмещались с государственными и начались сразу после первого полета. Новый истребитель был представлен публике впервые в Тушино в 1961 году в честь Дня авиации в августе; многие иностранные наблюдатели были удивлены его размерами.

В рамках программы испытаний нового перехватчика в 1962 году было поручено обнаружить и уничтожить «приближающегося противника» - беспилотный самолет 11-28, управляемый по радио и без экипажа. Он справился с этой задачей без особых проблем.

Самолет 11-28 был уничтожен на дальности около 30 км ракетой «воздух-воздух» R-4RM. Министерство обороны СССР издало приказ в июле 1964 года, о принятии истребителя на вооружение. В июле 1964 года Министерство обороны СССР издало приказ о присвоении истребителю обозначения: не Ту-28, а Ту-128. Самолет был заказан в производство в 1964 году на заводе №64 в Воронеже. Он поступил на вооружение ВВС 30 апреля 1965 года, причем Ту-128С-4 стал первой моделью, поступившей на вооружение. Это был перехватчик. И конструкторское бюро, и ВВС понимали, что будет трудно подготовить пилотов для полетов на большом и сложном истребителе-перехватчике, поэтому следующая версией, поступившей на вооружение в 1966 году, стал учебно-тренировочный Ту-128УТ.

Производство Ту-128 завершилось в 1971 году, было построено всего 198 самолетов. К тому времени МиГ разработал новые варианты МиГ-25 для роли перехватчика, и начались работы над созданием МиГ-31. Несмотря на это, Туполев разработал модернизированную модель Ту-128С-4М, который совершил свой первый полет 15 октября 1970 года. Этот Ту-128С-4М был оборудован для перехвата низколетящих самолетов.

Самолеты Ту-128 служили в эскадрильях, базировавшихся под Архангельском, Амдермой, Омском, Белая и Семипалатинск. Его ресурс составлял 2300 летных часов/циклов и двадцать лет - мало по западным по западным стандартам, но достаточно хорошо для высокоэффективного самолета быстрого реагирования. Имея взлетную массу до сорока трех тонн, это был самый большой истребитель-перехватчик, поступивший на вооружение. Без ракет его максимальная скорость составляла 1910 км/ч; с ракетами, установленными под крыльями, она составляла 1665 км/ч. Служебный потолок составлял 15 600 м, но в отдельных случаях достаточно облегченные самолеты достигал 20000 м. Радар «Смерч» мог обнаруживать цели на расстоянии до 50 км, а K-8 позволял вести точный огонь ракетами на расстоянии до 35 км. Эксплуатация Ту-128 завершилась в 1990 году.

Поддержите канал- поставьте лайк