Набеги в Гуржистан, газават или грабеж?

1,5K прочитали

(О предводителе набегов Алимасул Тинав из Джурмута)

- Г1алимасул Т1инав по словам предков был человеком отчаянной храбрости. Но в этой храбрости больше безрассудства, нежели трезвый ум и воля. Некоторым его поступкам нет объяснения - говорит отец. В прошлой беседе мама нас сбила с темы, я отца возвращаю к нему.

- Что он не так делал он?

- Из того, что я слышал о нем, все не так делал. 

Много людей пострадало от его набегов. 

Не только со стороны грузин, но и с нашей стороны.

Как рассказывают, он шёл на чабхъен (набег) с небольшой, мобильной группой всадников, крал детей, угонял табуны лошадей, отару овец и так далее.

С Кахетии в Джурмут что-либо забирать это полдела. То, что ты забрал еще защищать надо было. Они ведь за полдня с войском приходили отбить угнанное и отбивали когда их большинство получалось. 

Аул Чорода, общества Джурмут
Аул Чорода, общества Джурмут

Очень часто из-за их походов наши маленькие аулы сжигали тушинцы. Успехи были переменные. Из за походов аварцев из внутреннего Дагестана в Грузию тоже чаще всего страдали джурмутовцы. Первым удар от тушинцев принимали на себя люди, которые были ближе всех к ним. Тушинцы на зимние пастбища с отарами овец спускались в Алазанскую долину, в основном осенью до закрытия границы оттуда забирали овцы.

Поэтому Джурмут вынужден был находиться в постоянной боевой готовности. 

Были и дипломатические отношения с грузинами. А отельные люди как Т1инав нападали и портили эти отношения. Говорят, что он в несколько десятков лет держал в страхе приграничные города и села в Грузии. Он был блестящим наездником, стрелял метко и был хорош в рукопашной. Давла (трофеи) от набега делил честно, не обижал друзей, которые выходили на дело, часть оставлял для вакъфу (нужды мусульман), не обделял сирот и бедных.

Вот почему он впоследствии стал шахидом на мой взгляд. Кормил голодных набегами. Когда имя его и слава сотрясало от страха приграничную Грузию он потерял бдительность, ослеп от самоуверенности. 

Однажды поздней осенью он с другом пошел на тущинцев, отбил у них отборную отару красивых овец - ярок черного цвета тушинской породы, убил чабанов, взял в заложники 14 летнего мальчика и возвращался в Джурмут. 

Было время когда джурмутские отары спускались на зимовку в Ц1ор, в горах выпал снег, но перевал еще не был закрыт. Т1инав хотел успеть до закрытия перевала перейти в Джурмут через Большой Кавказский хребет.

Мальчика держать там до весны и потом вернуть за выкуп, а отара овец это своего рода садакъа (милостыня) для мусульман за горами.

 Они не успевали в короткий осенний день от Алазанской долины до Джурмута, на ночевку остановились у подножья гор на Грузинской стороне у чабанов односельчан. Привязали бич1ик1о (мальчика) к дереву, чтобы не убежал и один из друзей с оружием в руках охранял отару. 

Рассвело и они направились в путь. Через большие и непроходимые Цорские леса они поднялись на перевал. Был пасмурный день и на перевале падал снег. Впереди на лошади шел сам Т1инав, в середине отару гнал мальчик-грузин, а в конце был друг Т1инава по набегу джарский аварец. 

Снег все сильнее и сильнее шел, буря усиливалась. В океане снега и бури с трудом отличали отару черных овец, они как ниточка за иголкой тянулись по узкой тропинке. Не доходя до водораздела есть маленькие серпантины и овраги с ручейками. Там сложно видеть целиком отару - где передняя часть, где задняя. 

Как поднялись на открытое место на самом верху, Т1инав видит, что мальчика нет среди отары и друг от встречного ветра дальше себя ничего не видит и идет с трудом за отарой. 

Когда внимательно посмотрел видит как бич1ик1о (мальчик) то катится камнем, то поднимается и бежит все больше и больше приближается к местности начала леса в сторону Грузии. Ничего больше не оставалось кроме как его застрелить.

Если уйдет, он сдаст односельчан, которые принимали их ночью. 

Выстрелил Т1инав трижды, от сильного ветра и снежной бури невозможно было прицелиться, да и расстояние было приличное. Мальчик исчез из виду, он ворвался в лес, там его поискать равносильно как найти иглу в стоге сена. 

Теперь Т1инав оказался в ужасном положении. Друг, который с ним замерз и с трудом шел, овцы не могли идти на встречу снежной бури, бич1ик1о ушел, он может дойти и передать у кого останавливались. 

Еще не понятно от водораздела до Джурмута легче добраться или обратно в Ц1ор. Друг его начал просить, чтобы пошли домой, в Джурмут. 

На лошади дальше идти невозможно. Он решил лошадь обратно в сторону Ц1ора отогнать, может доберется сама до леса, может и выживет. Если в сторону Джурмута брать, то сорвется с кручи, были ужасные дороги и снежные завалы. Стемнело, они с большим трудом добрались до местности, где была небольшая пещера, в которой мог укрыться пару человек.

Бури снежные и ураганные ветра на перевале волком выли всю ночь. Отара овец превратился в черный комочек и прижимались к друг другу. Пережили мучительную ночь, когда рассвело они толком не могли понять в каком направлении им надо идти. Весь окружающий мир был в снежной стихии, невозможно было отличить где небо, где земля. 

Друг ныл от боли на ногах и дрожал от холода. Вопрос перегона овец отпал. Надо было самим спастись и в этом не было уверенности. Одним словом, к вечеру следующего дня до Чорода добрались они в полуживом состоянии.

- А отара овец? Лошадь?

- Лошадь так и никто не нашел, говорят через пару лет нашли седло и хурджуны недалеко от местности по названию Онжо ч1вараб (там где убили некоего Онжо).

 Сама лошадь пропала. А отара черных барашек была трапезой для стаи голодных волков. Рассказывали старики, что по речке Болъоор от водораздела в сторону Джурмута годами находили куски черной шерсти и шкуры овец. Это была ужасная картина.

- О мальчике, который убежал известно что либо?

- Мальчик в ту же ночь добрался до своих домой. На следующее утро он поднял весь аул и прямо привел их на чабанов, где его привязали к дереву. 

Естественно, озлобленные грузины у которых убиты чабаны и угнана отара овец их не пощадили, хотя они и не имели отношение к угону их овец. Их забрали в один грузинский город, были заперты в какой то крепости, там же недалеко от местности была их отара тоже. 

Отару пасли грузинские мальчики. Арестанты были три брата, честные, богобоязненные люди. Они из окошка крепости видели недалеко своих овец, многих, которые они по внешности знали. Один день когда старший из братьев крикнул вся отара начала блеять на весь округ, навострили уши и смотрели в сторону крепости. 

Говорят, что животные интуитивно чувствуют состояние своих хозяев. Была одна печальная песня тоже этих арестантов, старые женщины читали, сейчас не помню - сказал отец и задумался. 

- Они вернулись домой? 

- Нет, их судьба не известна. То ли они сосланы в Сибирь и там умерли или грузины отомстили за своих убитых, хотя они и не были причастны к убийству грузин. Они имели несчастье принять у себя с отарой Г1алимасул Т1инава, а не принимать Т1инава тоже не могли они.

- Откуда тогда известны эти истории про барашек и сама песня их, если не вернулись?

- Чтобы их освободить оказывается ходили чабаны, которые зимовали в Ц1оре, ничего не получилось. От них наверное песня и рассказы про отару, которая собиралась у окошко крепости, где они были заперты. Говорили, что отомстили за них родственники.

 Там одного грузина знали наши чабаны, который был за главного в крепости где их держали. Его убили позже люди из тухума Розал. Эти братья были тухума Розал (Роз - леопард, название тухума, в прошлом выходцы из древнего аула Нодотчли, который был разорен во время распространения ислама) позже из джурмутского аула Чорода. 

- А что сам Т1инав, который заварил эту кашу?

- У Т1инава была мучительная зима в Джурмуте. Односельчане из за него пропали, он не мог выйти в люди. Отара овец досталась волкам, лучший иноходец - конь пропал, тоже сильный удар по репутации горца. 

Говорят в целую зиму он был в халвате (аскетничество), молился и не выходил из дома. Изредка выглядывал из окна и искал признаки весны, чтобы вернуться в Цор.

 Наступила весна, он пришел на рузман и после рузмана попросил прощения у джамаата, сказал, что он идет на газават и не вернется больше в Джурмут. У него было две жены. Одна из своего села Чорода, джурмутская, вторая из Тохота (лъебелай). Развелся с обеими женами тоже, говорят сыновей у него не было, только две дочери. Какова их дальнейшая судьба я не могу знать - говорит отец. 

- И куда он...

- Все туда же, в Грузию. На этот раз умереть шахидом, на пути Аллаха. Ибо его самолюбие и честь задета, нет обратно пути, должен был умереть казием. Говорят при первой же встрече пошла рубка, беспорядочно зарубил людей и был убит сам тоже. Я видел его могилу в Грузии, там Цорские аварцы надгробие тоже устанавливали еще заново.

Ты видел памятную плиту и белое знамя, которое вешают шахидам в местности Охнохда, где источник воды и памятники усопшим в Чорода?

Видел и знаю я это место. Когда отец произнес название местности "Охнохда" я тут же вспомнил обрывки из назму, которое читала покойная бабушка о некоем шахиде, за точность не отвечаю, примерно так было:

Охънохъда щубаа со г1ири бугу,

Бодул цевехъанас жиб ч1ези богъраб.

Г1иридул къадануб байрахги бугу,

Чабхъадулъ лебалас жиб махъи тараб.

Даю подстрочный перевод песни-плачи, постараюсь передать смысл, звучание будет далеко от оригинала, надеюсь, что вы мне великодушно простите. Вот перевод:

В местности Охнохда есть памятная стела,

Предводитель войска, который установил (в смысле подвигом)

Возле стелы водрузили знамя,

Повелитель войск, что оставил в наследство.

- Это знамя и назар (памятник) Г1алимасул Т1инаву, шахиду как говорят, шахид ли он? - говорит отец с неким скепсисом, хотя такое недоверие вполне объяснимо. И у меня нет объяснения этим поступкам. Что говорит шариат по этому поводу? Дозволено ли забирать имущество людей иной веры, только лишь тем, что они другой веры. Это вполне логичные и требующие разъяснения вопросы, прежде всего от исламских алимов. 

Сам Алимасул Т1инав выходит брат моего прадеда. Хотя чувствую, что в реалиях Дагестана я тут занимаю не очень популярную точку зрения, гораздо удобнее наверное было бы изображать из себя крутого мачо, наследника дерзких предков и выдавать все это за подвиг и борьбу за ислам. Подвиг ли это с точки зренния ислама и морали - большой и сложный вопрос.