10 мая исполняется 64 года Боно, единственному и неповторимому вокалисту U2. Мы поздравляем музыканта с днем рождения и делимся интересными фактами о нем. Объясняем, что значит слово «Боно», как прошла встреча с Бобом Диланом и для каких артистов (кроме U2) он сочинял музыку.
Его псевдоним связан со слуховыми аппаратами
Многие знают, что настоящее имя рокера — Пол Дэвид Хьюсон, а Боно — прозвище, превратившееся в сценическое имя. О том, что Боно — это сокращение от Bono Vox («хороший голос» на латыни), тоже немало людей наслышано. Но не все в курсе, откуда это словосочетание появилось.
Юный Боно (тогда еще Пол) состоял в дублинской уличной группировке Lypton Village. Товарищи называли его Bono Vox в честь местного магазина Bonovox, торговавшего слуховыми аппаратами. Кстати, группировка вовсе не была бандитской: Боно и его друзья всего лишь выступали на улицах. Прозвище настолько прилепилось к музыканту, что даже близкие люди называют его именно Боно, а не Пол. До этого ему придумывали другие клички — одной из первых была Steinvic von Huyseman, но она не прижилась так, как Боно.
Однажды он взял интервью у Боба Дилана
Сейчас Боно и Дилан — если и не одинаковые, то точно близкие по масштабу фигуры. Но так было не всегда: в 1984 году ирландское издание Hot Press попросило фронтмена U2 поговорить с Бобом за кулисами замка Слейн. Если что, на тот момент Боно и его группа уже были достаточно известны и выпустили три альбома — «Boy» (1980), «October» (1981) и «War» (1983). Концерт Дилана прошел 8 июля — до выхода «The Unforgettable Fire» оставалось всего несколько месяцев.
Интервью прошло неплохо, Боб даже позвал Боно на сцену, чтобы спеть с ним «Blowin’ in the Wind». Но вокалист U2 забыл слова композиции и придумывал новый текст на ходу, прямо на сцене. А еще в том интервью немножко засветился Вэн Моррисон, что только заставило Боно сильнее нервничать.
Его номинировали на Нобелевскую премию
О гуманитарной деятельности Боно все давно в курсе. Одни хвалили музыканта за то, что он уделяет время не только творчеству, но и общественным проблемам вроде бедности, СПИДа и изменения климата. Другие, наоборот, ругали певца, что он просто пиарит самого себя. Нобелевский комитет явно оказался в первой категории: в 2006-м его выдвинули на премию мира.
В списке кандидатов оказался еще один музыкант — Боб Гелдоф (который даже скорее известен как благотворитель, чем как артист). Но ни Боно, ни Гелдоф награду не получили, она досталась бангладешскому предпринимателю Мухаммаду Юнису. И все же в 2008-м фронтмен U2 удостоился специальной награды «Man of Peace», которую ему вручили лауреаты Нобелевской премии мира. Боно — единственный человек, номинированный одновременно на «Оскар», «Грэмми», «Золотой глобус» и Нобелевку.
Любил (и любит!) шахматы
В детстве будущая рок-звезда много играла в шахматы — этому его научил отец. Он не просто соревновался с друзьями: Боно ходил в кружок, участвовал в турнирах и мечтал стать профессиональным шахматистом. Не попадись на его пути музыка, так бы наверняка и случилось: уже в 12 лет он изучал ходы гроссмейстеров вроде Роберта Фишера и Бориса Спасского. Шахматы Боно называл «самым большим удовольствием моего детства».
Сейчас эта игра ему по-прежнему интересна — и вот почему: «Причина, почему мне нравятся шахматы, — в том, что у каждого хода бесчисленные последствия, но управляешь ими ты сам. Все зависит от вашей способности видеть будущее и последствия ваших решений. Дело не в удаче».
Темные очки — не просто часть имиджа
Как-то Боно пошутил, что для того, чтобы остаться неузнаваемым, ему нужно снять очки — а не надеть их, в отличие от большинства знаменитостей. Действительно, представить Боно без очков довольно сложно, они давно превратились в его фишку.
Но дело не только в запоминающемся образе — в первую очередь музыкант их носит для здоровья глаз, он давно страдает глаукомой, тяжелым глазным заболеванием. Вот что он говорил в интервью Rolling Stone: «Мои глаза очень чувствительны к свету. Если кто-то сделает мой снимок, я вижу вспышку в течение всего дня. Мой правый глаз опухает, а из-за блока они оба сильно краснеют. Так что я ношу очки отчасти из-за тщеславия, отчасти ради приватности и отчасти из-за чувствительности».
Не любит название своей группы
Как-то раз в интервью Ларри Кингу музыкант признался: «Мне вообще-то не очень нравится название U2». Оно, к слову, не было первым: в 1976–1977 годах группа именовала себя Feedback, в 1977–1978 годах — The Hype. Окончательное название придумали даже не сами музыканты, а Стив Аверилл — друг детства Адама Клейтона (басист U2), вокалист панк-группы Radiators from Space и дизайнер обложек U2.
Аверилл предложил группе шесть вариантов, и они остановились на U2 из-за его двусмысленности («you too» — «ты тоже») и открытости к интерпретациям. И еще оно раздражало музыкантов чуть меньше, чем остальные пять имен, придуманных Стивом. Но, кажется, только им оно и не нравилось — более 40 лет его любят во всем мире.
Его сын — тоже музыкант, а дочь — актриса
Всего у Боно четверо детей, но больше всего на виду 24-летний Илай Хьюсон и 32-летняя Ив Хьюсон. Илай играет в рок-группе Inhaler: масштабов U2 они пока не достигли, но первые места британского и ирландского чартов уже захватили. Интересно, что музыка отца Илая не очень сильно повлияла на Inhaler, а вот Joy Division и Depeche Mode — да.
Ив Хьюсон — тоже творческая личность, только не в музыке, а в кино. Вы могли ее видеть в сериалах «Больница Никербокер», «В ее глазах» и «Заговор сестер Гарви». Сейчас Ив снимается в новом фильме Ноа Баумбаха, у которого пока нет названия. Ожидается, что картина выйдет в 2025 году. И не можем не отметить, что Илай и Ив похожи на отца внешне.
Песни «Iris (Hold Me Close)» и «I Will Follow» он посвятил своей матери
В 14 лет он пережил страшную трагедию — его мать Айрис Хьюсон умерла от аневризмы после приступа на похоронах ее отца, дедушки Боно. В семье осталось трое человек: Боно, его старший брат Норман и отец Боб. После смерти Айрис в доме старались о ней не говорить. Боно вспоминал: «Боюсь, все было еще хуже — мы редко о ней снова думали. Мы, трое ирландских мужчин, избегали боли — которая могла возникнуть от мыслей и разговоров о ней».
Смерть матери оставила «дыру» в сердце Боно, которую он постарался заполнить музыкой: «Тогда я этого не понимал, наполнял это музыкой. Я стал артистом через ее отсутствие, я перед ней в долгу из-за этого. Думал, что мой гнев был рок-н-ролльным, но на самом деле гнев был горем».
Песню «I Will Follow», открывающую дебютный альбом U2 «Boy», он написал именно об Айрис. Как и трек «Iris (Hold Me Close)» с куда более поздней пластинки группы «Songs of Innocence» (2014).
Написал мемуары
В ноябре 2022-го вышла книга Боно «Surrender: 40 Songs, One Story» — и да, альбом U2 «Songs of Surrender» (2023) основан на ней. Мемуары получились довольно длинными, но при этом интересными и захватывающими. В «Surrender» Боно много рассказывает о своем детстве и раннем этапе U2. Он не просто написал книгу, но также и сам нарисовал для нее 40 иллюстраций.
Официально мемуары на русский язык не переводились, хотя фанатский перевод в Сети найти можно. А вот приобрести книгу можно вполне себе официально, в среднем она стоит около 4 тысяч рублей. Недешево, конечно, но поклонники U2 в восторге и настоятельно ее рекомендуют.
Сочинял песни для других артистов
«GoldenEye» Тины Тернер из «бондовского» «Золотого глаза» — дело рук Боно и Эджа, гитариста U2. Еще они написали «She’s a Mystery to Me» Роя Орбисона, вышедшего на посмертном альбоме артиста «Mystery Girl» (1989). «You Made Me the Thief of Your Heart» Шинейд О’Коннор — тоже его работа. Нельзя сказать, что Боно часто сочиняет для других людей, но в качестве материала ему не откажешь.
С современными исполнителями ему тоже интересно сотрудничать. В 2021 году Боно и Эдж вместе с нидерландским диджеем Мартином Гарриксом записали «We Are the People», гимн чемпионата Европы по футболу. А за четыре года до этого, в 2017-м, U2 засветились в песне Кендрика Ламара «XXX» с альбома «DAMN».