Уже после того, как я посмотрел этот фильм 2020 года выпуска, я стал читать отзывы. К своему удовлетворению, на сайте Кинопоиск я нашел вполне адекватные комментарии, что меня не удивило. А вот что несказанно удивило – так это то, что есть которые считают этот фильм нормальным.
Не только у «них», (хотя иногда западный зритель бывает строг, но здесь что-то пошло не так), что совсем не беда, но и у нас! Более того, на Западе «Воздушный бой» (Тень в облаке) имеет хорошие рейтинги и набрал кучку призов. Во только подобную дичь специально искать будешь – не найдешь, разве что случайно наткнешься.
Итак, 1943 год, Новая Зеландия, военная база. Некто печатает какой-то документ и тискает какой-то квадратный чемоданчик. Потом этот некто с чемонданчиком где-то трясется в транспорте и вот где-то уже идет. Нам являют главного героя – это девушка в летной куртке, с рукой на перевязи, та самая Мод (ее играет Хлоя Грейс Морец – Челси из «Ужаса Амитивилля» и Эбби из американской версии «Впусти меня»), чье имя фигурировало в документе, она топает по взлетной полосе. На базе темная ночь. Да, кстати, фильм предварялся рисованным мультиком про гремлина и придурковатого пилота, и я было подумал, что это у нас комедия. А вот музыка чуть позже заставила вспомнить старые добрые хорроры 80-х, смешение жанров уже озадачивало.
Тем паче, что с первых же кадров начинает твориться что-то малопонятное, присущее скорее Дэвиду Линчу, то есть объяснять ничего никто не будет – сам догадайся. Вот только одна проблемка – Линчу это когда-то прощали и этим восторгались. Когда Линч эпатировал публику в одиночку. Но вот когда этим стал заниматься чуть ли не каждый второй режиссер в хоррорах и триллерах, оставляя недосказанности и предлагая зрителю самому покумекать что они тут напридумывали, публика стала фыркать даже на Дэвида Линча – дескать, во-первых, не оригинально, а во-вторых, как-то мы от этого подустали, а в-третьих – может вы просто не умеете доделывать сценарии, а?
Подходит Мод к военному, подающему сигналы приближающемуся самолету. Где «Хреновая затея»? - кричит Мод и… мужик исчезает в тумане. Взлетная полоса пуста, только самолет заходит на посадку. Несмотря на то, что на Мод летная куртка ведет она себя крайне неосторожно, чуть ли не под шасси лезет. Оборачивается и… а самолет уже за ее спиной, повернут к ней винтами. Мод только варежку распахнула, это, кстати, и есть «Затея», которую Мод искала. И, да, как так получилось с самолетом и куда делся тот мужик – объяснено не будет.
Хлоя, то есть, Мод, чуть не намотав свою прическу на лопасти, подлезает к самолету. Как только Мод влезла в кабину на нее тут же накидываются с воплями двое перцев, еще один за штурвалом отпускает шуточки – «что, бабенка на борту?» Хлоя показывает свою бумажку, дескать майор такой-то прикомандировал меня к рейсу.
Ничего не понимаю. На Мод наорали, обсмеяли, приказ прочитали, у майора уточнить что-нибудь побоялись. Кто такая Мод – черт его знает (я перемотал к началу, но в письме, печатаемом на машинке дважды упоминается имя, но не сказано, кто она по званию), она твердит, что у нее в чемодане ценный груз, который ей поручено сопровождать. Мод, под предлогом того, что на самолете нет места (хотя видно, что есть) сажают в шаровую турель, чемоданчик вызывается принять самый скромный парень из команды, который не скабрезничал, а просто разглядывал Мод, как баран новые ворота. Нет, ну эти перцы, конечно, прочитали в приказе, кто к ним на борт запоролся, но зрителям ведь тоже интересно кто это, черт побери по званию?
На бухгалтершу Мод, вроде не похожа, к тому же она как залезла, что-то брякнула грубиянам о неисправной гидравлике. И вот еще что – самолет только что прибыл. И получает сразу разрешение на взлет, заправлять его никто не собирается. Так же пилоты не планируют хлебнуть горячего (столовка на этой базе, чай, есть?) ни это, как его… самая мелочь осталась – доложиться о выполнении предыдущего задания, кому это надо вообще? И это, куда летим-то не жрамши, парни?
Трясется наша Мод, значит, в турели. Девушка надевает наушники и слышит, как ее «мило» обсуждают пилоты. Вклинивается в разговор – опачки, наконец-то она представилась, оказывается Мод – летный офицер. Вот те раз. Среди команды бомбардировщика есть и лейтенант (ступенькой выше, чем летный офицер), но большинство остальных рядовые, и тот лысый, который сходу орал на Мод – сержант. Серьезно, в одной из старых армий середины XX века, времен Второй мировой войны можно было так дерзить офицеру?
Итак, тут у нас, судя по всему, кино про мужиков-казлов и сильную женщину. Я, конечно, позже ознакомился с историей создания этого фильма, что только добавило вопросов. Режиссером здесь выступает Розанна Лян, а Хлоя Морец – известная активистка и феминистка. Вот только сценарий писал некий Макс Лэндис и аккурат накануне запуска картины в производство, его взяли под микитки за всяческие домогательства. Как это всё, черт побери, между собой согласуется понять трудновато.
Дело было, наверное, так. Выкинуть этого Лэндиса на помойку вместе с его сценарием! – кричат активисты. И тут выходит кто-то из продюсеров – э, нет, тарапиться не надо! Что значит – «вместе со сценарием»? За него деньги уплочены! Ишь, какие шустрые, вот вы купите себе сценарий и выкидывайте его. Так что пусть госпожа Лян его малость перепишет и поехали.