Я снова здесь — и снова с фильмом. На сей раз потянуло меня на советский кинематограф. Поностальгировать, окунуться в прошлое. Завернулась в мамин свитер, включила фильм «Гусарская баллада». Ка-айф!
Нет, я не буду говорить ничего плохого. И нового ничего я тоже не скажу. Мне вообще говорить не хочется, а хочется наслаждаться и вспоминать, как я смотрела этот фильм в детстве с родителями. Много-много раз. Пожалуй, сейчас первый раз, как я смотрю это кино без родителей. И всё равно нравится. Ведь этот фильм один из немногих, где все изъясняются стихами! Есть несколько песен (в том числе и незабвенное «Давным-давно»), а остальное — стихи! Чорт, это мне личность сформировало. Я в дошкольные годы фанфики по этому фильму сочиняла. Тоже в стихах. Бурда, конечно, получалась, никому не покажу.
А вот известный всем сюжет. Жила-была в 1812 году такая Шурочка, которая, совершенно не под стать своему времени, выросла пацанкой. Пока другие девы вышивают и жеманничают — она и на лошадях разъезжает, и стреляет. Надела она как-то маскарадный костюм, да и застал её в таком виде поручик Ржевский, приехавший к ней свататься — он того не хотел, да в картишки проигрался. И как-то сходу родилась у девы идея мега-троллинга. И притворилась дева мальчиком да ка-ак начнёт выведывать у жениха, что он думает о невесте. А потом отошла, надела накладные волосы и вообще без палева стала этой самой невестой, да притворилась ужасной дурой. Бедный Ржевский!
Но вот война, а троллинг затянулся. Шурочке так понравилось притворяться мальчиком, что она взяла да ломанулась на войну. Затесалась к гусарам да как начала воевать с ними на равных. С горе-женихом, конечно, тоже пересекалась. А дальнейшее смотрите сами, если ещё не видели, в чём сомневаюсь.
Комедия про войну? Что же. То не ВОВ, то Наполеон. Все уже забыли ужасы той войны — значит, можно и поржать. Нет, будут тут и драматические речи о любви к Родине, даже смертей чуть-чуть — и всё же основной упор на хи-хи. Смерть и ранения уже не воспринимаются как что-то ужасное — война же, все привыкли. Там любовь аж по двум сюжетным линиям да много алкоголизма. Бухая буянящая Шурочка — прелесть!
И всё же я всё детство дивилась, да и сейчас дивлюсь — как её никто не спалил? Ладно вторичные половые признаки так и не выросли, но голос! Он же женский! И почему Ржевский не просёк, что к чему, когда видел корнета и его женскую версию с промежутком в 5 минут? Или это работает как у Супермена, когда нацепил очки — и готово, уже другое лицо?! А тут накладные волосы вместо очков. Но сто-оп, мадемуазель же разок ближе к концу показалась поручику без волос — и всё равно не узнал? Ну что ж, тогда был разгар битвы, стресс, думать некогда, все дела.
Голливуд в СССР тогда знали не так массово, но его законы жанра присутствуют и здесь. Это когда пришёл один (в данном случае одна) и всей толпе навалял. Это когда плохие все косые и стреляют мимо, а хороший каждым выстрелом сваливает по врагу. И это когда она сидит на дереве под толпой народа (между прочим, зима, листьев нет), а её совершенно никто не видит, пока не сваливается на голову. Да при таких врагах война должна быть выиграна в первый же день.
Ещё чуть-чуть о наплевательском отношении к смерти. Вот единственный за весь фильм скончавшийся персонаж, который перед этим даже немного подружился с нашими — а пофигу, целуемся. Вот двое хороших, но поссорившихся пошли друг друга убивать, эта подолбилась в дверь башкой, но увидела любовь всей жизни — и пофиг на спасение убиенных, надо же срочно объясниться. Потом завалилась толпа гусаров и поржала. Потом такие: «А эти двое где?» — и только тогда, оторвавшись от целований, выяснили, что те пошли стреляться. Гусары начали было биться в дверь башкой, но явился дядя со сногсшибательной новостью — и снова все забыли, что за дверью смертоубийство. Не будь это комедией, всё могло бы кончиться печальнее.
Бои такие, что Джеки Чан нервно курит. В ход идут пистолеты, шпаги, ящики, кресла, пианинко. Солдаты дерутся, кидаются предметами, сваливают с лестницы толпу. Давайте ржать над смертельными боями, позитив же.
Нет, я не ругаюсь. Я по-прежнему восторгаюсь. Не будь Рязанова — кинематограф был бы беднее. А чему учит «Гусарская баллада»? Да ничему, пожалуй. Разве что тем идеалам, которые от современного мира жуть как далеки — любовь к Родине, готовность положить жизнь за родную страну. Хотя я до сих пор не поняла, каких мотивов ломануться в армию у Шурочки было больше — стремления повоевать вместе с поручиком или таки реально страну позащищать охота. Но сражается она храбро, будто бессмертная. Как и все наши. И на этом про фильм я всё.
Но есть ещё и книга. Стихотворная пьеса «Давным-давно», по которой и был снят данный фильм. Про фильм я написала первым, потому что он для меня главнее и первичнее. Но сначала, конечно, была книга.
В принципе, я могла бы описывать книгу и фильм одновременно, ибо различия минимальны. Но они всё-таки есть. Хотя бы начало, в котором показывается, насколько Шурочка далека от сверстниц, которые её не понимают и считают ребёнком. Также в книге повырезана куча характерных для пьес бурчаний под нос своих мыслей самому себе — в текстовом произведении оно надо для читателя, а в фильме всё написано на лицах.
Эмоционального накала, я считаю, в фильме больше. Где в фильме орут — в пьесе говорят с троеточиями.
Да и в целом мне бы пьеса не зашла, если бы не фильм. Я не видела у себя в голове того, что читаю. Может, это из-за неумения читать пьесы. Их же всё-таки не для чтения пишут, а для игры на сцене. В любом случае я считаю, что про данную комедию до сих пор никто бы не знал, если бы не Рязанов и его фильм. А так особо заинтересованные могут найти да ознакомиться и сравнить различия. Я и вовсе по данному произведению в институте контрольную писала.
Ах да, ещё немаловажное различие забыла. Помните, я говорила, что в фильме персонаж скончался, и о нём тут же все забыли? Ну дык в книге не забыли, в книге пару слов таки сказали прежде, чем дальше своими делами заниматься. Да и все высокопарные слова о битве за Родину принадлежат именно книге. В фильме дописано многое, но в других местах. Ну ещё бы — пьеса написана в разгар Второй Мировой, где тут о Родине не думать.
Кстати, ходят слухи, что Гладков не является автором произведения. Доказательство: он сливался и не реагировал, когда Рязанов просил его что-то дописать. Пришлось Рязанову писать самому. Отсюда куча глагольных рифм и сбоев ритма. Ну это я с профессиональной точки зрения придираюсь, а фильм всё равно прекрасен. Слухи о плагиате, кстати, вроде опровергли. Так что спасибо товарищу Гладкову, ведь без него такой прекрасной «Гусарской баллады» бы не было.
А вердикт про всё вышеперечисленное таков. Произведение особо ничему не учит, но смотрится с удовольствием. Оно вполне достойно существования в истории. И пусть его по телевизору крутят почаще, а то я аж целого одного человека нашла, который не видел фильма. Пришлось показывать.
23.11.2021