Много поляков нагрянуло в Москву. Около 1 тыс. человек составляло великое посольство во главе с воеводой Гжимултовским и канцлером Огинским из Литвы.
Все это действие происходило в 1686 г. В Москве встретились заклятые враги, чтобы заключить так называемый «Вечный мир».
Поляки начали издалека:
— Негоже, братья христиане, оставаться в стороне, когда нашу землю топчет турок. Плохо, что вы (русские) замирились с турецким султаном и крымским ханом.
— Почему нет? — отвечали наши представители, нервно поводя бровями.
— Ну как же! — слышалось в ответ. — Они другой веры, а мы с вами одной, поэтому сам бог велел нам биться с супостами вместе.
Примерно такое было начало переговоров с делегатами из Польши. Мы быстро смекнули, что полякам туго и у них серьезно подгорает.
Что случилось
России посчастливилось довольно успешно противостоять Турции, а затем заключить с ней мир. Врагу не удалось серьезно потеснить русских, поэтому он направился в Европу.
Сначала была попытка взять Вену, но она не удалась. На помощь подоспели поляки. Атаку отбили. Столицу Австрии спасли. В результате возник союз австрийцев, поляков, итальянцев и венецианцев.
Их союз был крепок, но не настолько, чтобы успешно противостоять туркам. Созданная Лига 4 государств нуждалась в помощи русского оружия. Армия России более успешно сражалась с Турцией. Именно поэтому Австрия и толкнула Польшу в объятия самого лютого для нее врага.
Необходимо было привлечь Россию на свою сторону. Поляки вынуждены были повиноваться. Результатом этого стала отправка столь обширного посольства в Москву.
На наших условиях
Наши решили выбить из «новых друзей» пользу по максимуму. Прошло достаточно много дней переговоров, и их дожали.
Слезы текли по усатыми лицам ляхов, но дрожащая рука воеводы Гжимултовского вывела подпись под всеми нашими требованиями.
— Вот и хорошо, а вы боялись! — прошелестел тихий говор над ухом польского воеводы. — Берите 147 тыс. руб., а мы возьмем себе мать городов русских (Киев), а также Запорожье, Смоленск и еще пару городов.
Так России досталась Левобережная Украина, а вместе с этим обязанность воевать с турками. Мы расторгли с ними мирный договор, включившись в войну, которая не принесла желаемых побед. Враг был слишком силен. И только Петр I смог решить этот вопрос в нашу пользу.
Что касается мирного договора с ляхами, то его еще долго мурыжили в Польше. Нет, король все подписал, пуская слезу, но вот их сейм вынес свое одобрение только в 1764 г., то есть спустя 78 лет. Хотя это не имело принципиального значения, так как условия «Вечного мира» заработали сразу после его подписания.