На кружке по танцам преподаватель вклеивает смайлик в специальный дневник, просто так, за то, что ребёнок пришёл на занятие. Через полгода смайлики можно обменять на подарки.
Логопед после занятия разрешает выбрать стикер из большой кучки наклеек.
На шахматах тренер вручает карамельки.
Знакомая песня?
В общем без мотивации детей сейчас никуда. Во всех кружках преподаватели изо всех сил стараются дать ребёнку бонусом что-то ещё, помимо самой услуги. Хотя услуга может быть и без того классной и ценной для ребёнка.
Я честно не знаю, хорошо это или плохо. С одной стороны, это действительно мотивирует. Помогает, когда не хочется, когда лень.
С другой стороны, получается, что обычная мотивация в виде желания ребёнка делать то, что ему нравится, или желание научиться чему-то (петь, танцевать, в шахматы играть, чисто говорить) недостаточна. Обязательно нужна какая-то ещё специальная дополнительная стимуляция.
Что уж говорить, если ребёнку что-то делать не хочется, а надо! По логике тут мотивация должна быть двойная и тройная.
Но если постоянно мотивировать чадо на всё и вся, как оно вообще будет жить и делать вещи неинтересные, но нужные, за которые вообще не полагается никаких бонусов? (Мне вот за вымытую посуду почему-то никаких звёздочек в паспорт не клеят).
Психолог Екатерина Мурашова очень часто рассказывает про тему мотивации. И у неё есть любимый исторический пример, с которым я вас сейчас и познакомлю. И который, есть шанс, сможет нам помочь преодолеть эту раздутую местами важность создания мотивации у ребёнка.
Начало 20 века. Где-нибудь в деревне есть мальчик Ванька, которому исполняется 7 лет. Дед Ваньке говорит: «Внук, тебе скоро 7 годков. Большой уже, пора семье помогать. Весной пойдёшь гусей пасти», - и идёт дед дальше своей дорогой. Ваня гусей пасти не хочет, они больно щиплются.
А теперь вопрос к вам: пойдёт ли Ванька пасти гусей по весне?
Никто обычно не сомневается, что пойдёт! А почему?
Разве дед угрожал Ване? Нет.
Заставлял? Нет.
Мотивировал, обещал какие-то бонусы? Тоже нет.
Ваня хочет этим заниматься? Нет.
Ему это интересно? Нет.
Но он будет? Да.
Что же такое сделал дед, что Ваня легко выполняет то, о чём говорит дед?
Всё дело в том, что дед ни на каплю не сомневается в установленном порядке вещей. Он на 100% уверен в своей правоте. И всё, что ему требуется – проинформировать внука. У паренька просто нет выбора. Уверенность деда передаётся Ваньке. Поэтому он даже не думает сопротивляться. И идёт пасти гусей.
Тёмные были времена! Ни детских травм тебе, ни вины родительской, ни прав человеческих. Тёмные времена. Но зато какие простые и понятные…
Вывод
Родителям хорошо бы помнить, что главные в семье – они, а не их ребёнок. И от родителей зависит если не всё, то очень многое.
Поэтому иногда ребёнка достаточно просто проинформировать о принятом решении. Без подкупа и угроз. Без дополнительной мотивации. Просто потому, что взрослый умнее, и он так решил.
И никаких сомнений и вопросов, хочет ребёнок это или нет. Особенно это касается моментов, когда ребёнок не хочет чем-то заниматься, но эта деятельность ему по разным причинам показана (от занятий с логопедом до помощи по дому).
В общем, когда средства мотивации не работают или не придумываются, вспомните про Ванькиного деда. Иногда это лучшее, что вы можете сделать. Просто проинформировать о принятом решении. Главное – уверенно проинформировать. У меня работает.
Ещё про один метод, как не переусердствовать с мотивацией, рассказывала здесь.
Делитесь в комментариях, как вы умудряетесь мотивировать современных детей.