Nirvana, Pixies, ПиДжей Харви и другие. Будучи лидером своей группы, инженером и (де-факто) продюсером, Стив Альбини стоял за созданием некоторых из самых важных альбомов, записанных за последние 40 лет
Автор: журналисты Q Magazine
Pixies, «Surfer Rosa»
Хотя ему, как известно, не нравился ярлык «продюсер», Стив Альбини, который умер 8 мая в возрасте 61 года, возможно, был определяющим именно рок-продюсером 1990-х годов. А альбом «Surfer Rosa» 1988 года, который по-настоящему прославил Альбини как студийного вундеркинда, по сути, стал звуковым планом следующего десятилетия авантюрной, агрессивной рок-музыки. С этого момента Альбини стали постоянно искать крупные музыкальные деятели, стремясь уловить хотя бы крупицу той непосредственности и заразительной странности, которая вырывается из каждой бороздки дебютного альбома Pixies. -- Эндрю Баркер
Nirvana, «In Utero»
Альбини не был большим поклонником Nirvana. Однажды он назвал их «REM с фуззбоксом». Но инженер согласился продюсировать «In Utero», потому что, по сути, ему было жаль группу. Он считал, что музыкальная индустрия использует их в своих целях. Как продолжение широко продаваемого «Nevermind», «In Utero» звучит очень органично. Он фуззовый, теплый, и часто кажется, что все вот-вот полетит под откос. Четырехстраничное предложение, которое Альбини отправил Nirvana, прежде чем согласиться на проект, определенно стоит прочитать. Оно многое говорит о его философии как продюсера. «Мне интересно работать только над записями, которые правдиво отражают собственное восприятие группой их музыки и существования», — написал он. -- Ной Цукер
Low, «Things We Lost In The Fire»
Как продюсер — или инженер звукозаписи, как он предпочитал, чтобы его называли — Стив Альбини, вероятно, наиболее известен тем, что записывал грубые и агрессивные рок-записи с громкими гитарами. Но его работа с Low доказала, что его натуралистический подход в студии может творить чудеса и в других контекстах. Альбом Low 2001 года «Things We Lost In The Fire», который до сих пор остается одной из самых любимых записей группы, слегка расширил звучание инди-рок группы из Миннесоты, не потерявшей при этом своей суровой, неповторимой непосредственности. -- Питер Хелман
PJ Harvey, «Rid of Me»
В дебютном альбоме Пи Джей Харви «Dry» было немало дискомфортных моментов. Но ничто на «Dry»не могло подготовить слушателей к тотальной акустической атаке ее второго альбома «Rid of Me» — более того, несколько первых критиков были откровенно шокированы его резкостью. При содействии Альбини Харви все больше и больше отстранялась от своей музыки, пока не обнажились все нервные окончания, и такие песни, как «Snake», «Me-jane» и кипящий заглавный трек, являются одними из самых впечатляющих записей, которые она когда-либо делала. Альбини особенно гордится результатом: «Я не проводил никаких Pepsi Challenge с другими записями той эпохи, — сказал он, — но мне трудно представить себе лучшую запись, вышедшую в тот период». -- АБ
Jawbreaker, «24 Hour Revenge Therapy»
Это был не последний релиз Jawbreaker, но это была последняя пластинка группы, в которой использовался их фирменный грубый подход к эмо. «24 Hour Revenge Therapy» — это именно то, как должна звучать душевная поп-панк пластинка. Он теплый, грязный и прямолинейный. В звенящих гитарах и болезненном вокале Блейка Шварценбаха есть что-то вялое и немного сонное. Они искусно передают апатию, лежащую в основе альбома. Точный, но жужжащий резиновый бас тоже на высоте. -- НЦ
Manic Street Preachers «Journal For Plague Lovers»
Альбини попал в орбиту маниакальных людей «просто благодаря общению с ними», как он упомянул в интервью nme в 2023 году. Его продюсирование альбома «Journal For Plague Lovers» 2009 года помогло группе вернуться к пост-панк-корням благодаря текстам, оставленным Ричи Эдвардсом (который пропал без вести в 1995 году и был объявлен официально умершим в 2008 году). «Они кратко изложили мне концепцию, и я сказал: "Чуваки, это звучит как прекрасная дань уважения твоему другу, использовать его тексты и выразить уважение к нему и его словам, записав с ними пластинку". Это был такой красивый жест». -- Эми Хьюз
Wedding Present, «Seamonsters»
Когда альбом «Seamonsters» был выпущен в 1991 году, он определенно казался серьезным поворотом влево для Дэвида Геджа и компании, как и должно было быть, учитывая явные изменения в звучании группы. Но, как рассказал Гедж в интервью Brooklyn Vegan, первые две пластинки Wedding Present «никогда не звучали как та версия Wedding Present, которую я держал в своей голове и которую я слышал на концертах, например, или на репетициях». Альбини, однако, подошел к сессиям «Seamonsters» иначе, чем их предыдущие продюсеры, заставив группу согласиться записать альбом за две недели. «Наверное, это больше похоже на группу из-за стиля записи Альбини», — признал Гедж. Конечно, пластинка была продана примерно вдвое меньше копий, чем ее предшественница, и она не особо понравилась критикам после ее первого выпуска (хотя на ней и вышел сингл «Dalliance», попавший в топ-30 в Великобритании) но к концу десятилетия, процесс переоценки уже начался: она попала в несколько заметных списков лучших альбомов 90-х, включая список Alternative Press. -- Уилл Харрис
Big Black, «Songs About Fucking»
Последний полноформатный альбом первой группы Альбини, с агрессивным названием «Songs About Fucking», был настолько же совершенно некоммерческим, насколько и рок-музыка в 1987 году. Временами он практически заставлял вас с отвращением выключать стереосистему. Тем не менее, свидетельством гениальности Альбини является то, как мало людей это делали. Он балансировал между взрывами шума и странно точными каверами на «The Model» группы Kraftwerk и «He's a Whore» группы Cheap Trick, и привлекая таких неожиданных поклонников, как Роберт Плант из Led Zeppelin, который позже работал с Альбини над «Walking Into Clarksdale», его полноформатным воссоединением с Джимми Пейджем. «Я купил альбом Big Black, когда он вышел, зеленый флуоресцентный альбом, на котором целовались два человека», — вспоминал Плант. — «Я стал фанатом Альбини». -- АБ
Songs: Ohia, «The Magnolia Electric Company»
Многие из самых знаковых записей Альбини прямолинейны и интенсивны, но работа продюсера над этим торжественным кантри-рок-альбомом показывает, что он не был пони с одним трюком. Задумчивые, многослойные миксы, которые определяют альбом, могли бы легко похоронить культовые композиции Джейсона Молины. Вместо этого они идеально сочетаются друг с другом, придавая пластинке энергию хорошо отрепетированного живого выступления. Альбом «The Magnolia Electric Company» настолько определил карьеру Молины, что в конце концов он переименовал в его честь свою группу. -- НЦ
Cloud Nothings, «Attack On Memory»
Cloud Nothings во многом заново открыли себя на своем втором альбоме 2012 года «Attack On Memory». Когда-то сольный проект Дилана Балди, они стали полноценной группой и перешли от пауэр-попа к поразительному висцеральному шуму. Знаменитый подход Альбини к продюсированию — он, очевидно, играл в онлайн-скрэббл и вел блог о еде во время процесса записи, что, в общем-то, не так уж и плохо — позволил проявиться брутальной физичности выступлений группы и сбил слушателей с толку. -- ПХ
Screaming Females, «Ugly»
Формально «Ugly» был пятым альбомом Screaming Females, но именно он познакомил с ними большую часть мира. Не случайно, это была первая запись, которую они сделали с Альбини, который помог уловить и усовершенствовать интенсивность рычания и гитарную мощь Мариссы Патерностер, которые сделали живые выступления панк-рок-группы из Нью-Джерси таким зрелищем, которое нельзя пропустить. -- ПХ
Jesus Lizard, «Liar»
Трудно представить себе лучшую пару для конфронтационного раннего стиля Альбини, чем фронтмен «Jesus Lizard» Дэвид Йоу, и эти два участника постоянно работали вместе на протяжении конца 80-х и начала 90-х годов. Пожалуй, ни одна из их совместных работ не раскрыла лучшие качества обоих лучше, чем альбом «Liar»1992 года, который взрывается из динамиков вместе с «Boilermaker» и никогда по-настоящему не утихает. -- АБ
The Breeders, «POD»
Хотя The Breeders в конечном итоге стали известны благодаря неподражаемому взаимодействию между Ким Дил и её сестрой-близнецом Келли Дил, первый альбом группы содержал только первую, а будущая фронтменка Belly Таня Донелли тогда играла на гитаре. И хотя группа добилась большего коммерческого успеха благодаря обновленному составу на «Last Splash», «POD» остается фаворитом фанатов по определенной причине: Ким Дил была полна музыкальных идей, когда она начала разочаровываться в своей роли в Pixies. И Альбини запечатлел ее творческий взрыв во всей его неистовой красе. -- АБ
Leftöver Crack, «Fuck World Trade»
ВПоднять уровень жесткой панк-группы, не заставляя ее звучать слишком полированно — задача не из легких даже для самых знаменитых продюсеров. Но именно этого Альбини и добился, записав альбом 2004 года. Вокал Скотта Старжиона такой же грубый и резкий, как и всегда, но обжигающие гитарные тона и энергичная ритм-секция, созданная Альбини, придают «Fuck World Trade» ощущение цели и точности. На пластинке также есть несколько захватывающих звуковых ландшафтов и задумчивых оркестровых интерлюдий, которые каким-то образом заставляют этих суровых уличных мальчишек казаться утонченными. -- НЦ