Найти тему
Котята-дошколята

Как не убить детскую мотивацию к 7 годам. Метод дефицита

Оглавление

Ох, на какую тему замахнулась! Для меня она трудная. Потому что я не знаю, как надо и как правильно. Но мне кажется, что тенденция со всевозможной мотивацией детей не совсем здоровая.

Да и от самого вопроса «как замотивировать ребёнка?» так и веет родительской осознанностью. Раньше вопрос звучал сильно прямее: «Как мне его заставить?» Но теперь заставлять не комильфо, поэтому изобретаются новые методы.

Как только сейчас не мотивируют детей на разные действия! Наклейки, бонусы, подарки. Лишь бы ходили на занятия.

Мне иногда кажется, что мотивируют не столько детей, сколько родителей. Детям эти наклейки до лампочки. А вот мама подумает: «Какие молодцы, так о детях заботятся, заинтересовывают. На наклейки вот потратились. Обязательно буду своего сюда водить!» Я без иронии, если что. Сама такая.

Например, на Лего сыну за каждое посещённое занятие ставят специальные печати, за выполненную домашнюю работу (типа раскрасить картинку и посчитать предметы) – дополнительная печать.
Накопишь штук 15-20 и больше, можно обменять на набор конструктора. Мне, как родителю, очень нравится, что ребёнок мотивирован: хочешь новый конструктор получить быстрее – делай домашку. И сын делает (и ноет время от времени). Хотя я не настаиваю, это его выбор.

Попробуем разобраться, есть ли в такой внешней мотивации какие-то проблемы. Интуитивно мне кажется, что что-то тут нечисто. Ну не бывает так в жизни: что бы ты ни сделал – тебе сразу какой-то бонус.

В чём ловушка постоянной дополнительной мотивации у детей?

Дети с раннего возраста ходят на всевозможные развивалки, где их стараются не только научить, но и всеми возможными способами развлечь. В итоге у детей формируется соответствующая модель обучения – через развлечение и заинтересовывание. В дошкольном возрасте всё проходит более или менее гладко. Так считает психолог Екатерина Мурашова.

А потом начинается школа. Как думаете, обычная начальная школа ставит своей целью развлекать детей? Как правило, нет. И в итоге уже с первого класса детям в школу ходить не хочется, им там скучно. Умные детки весьма точно доносят это родителям: «Мне в школе неинтересно. Учительница должна меня завлечь, а она этого не делает».

Дети привыкли, что за каждое действие их ждёт какой-то бонус
Дети привыкли, что за каждое действие их ждёт какой-то бонус
И вроде, прав ребёнок. Ведь здорово, когда учиться интересно. Но! Разве можно в рамках обычной школы сделать учёбу интересной для всех? Ведь дети все разные: кто-то любит только физкультуру и ненавидит все эти «клеточки-линеечки», кому-то задачки решать в кайф, а кому-то книжки читать.

А ещё в школе появляются домашние задания, которые хочешь-не хочешь, нужно делать. И странно ожидать от ребёнка, которого все годы до школы развлекали и мотивировали, что он теперь по своей личной инициативе отложит все игрушки и пойдёт делать уроки.

Мотивировать пытаются оценками, но со многими детьми это уже не прокатывает.

Екатерина Мурашова считает, что начальную учебную мотивацию убивают сами родители, как раз тем, что пытаются сделать жизнь ребёнка максимально интересной. В итоге ребёнок совершенно не привык делать то, что неинтересно, и отсюда все проблемы.

Как это изменить?

Автор предлагает метод дефицита. «Детство должно быть дефицитарным» - её цитата. Смело! Столько лет мы пытались уйти от дефицита, а теперь надо к нему придти умышленно. Прям как «новое – хорошо забытое старое».

Нам надо всего лишь перестать детей постоянно развлекать, предлагать новое и мотивировать. Мир ребёнка не должен быть сплошным праздником и удовлетворением его потребностей. У ребёнка должны быть посильные обязанности и дефициты.

Современным детям родители предлагают так много, что дети это совсем не ценят. С этим я согласна.

Е.Мурашова говорит, что иногда надо просто подождать, пока ребёнок сам проявится и сообщит о своём желании. А родитель ещё подумает, исполнить или нет. Ребёнок должен хотеть вырасти, чтоб получить какие-то «плюшки» в виде бОльшей свободы, ответственности, каких-то приобретений.

Вот почему раньше все так хотели в школу? Да хотя бы потому, что к школе рюкзак купят! И пенал, и счётные палочки, и многое другое в первый раз! И ключ на шею повесят, и еду разогревать надо будет самому. Это важно, этого ждут. Быть школьником круто!

В общем метод дефицита вполне может оказаться работающим.

В следующий раз, когда соберетесь предложить чаду 33 варианта, как провести выходные, остановитесь. И подумайте, а надо ли? Пусть хотя бы иногда инициатива идёт от самих детей, а вы, так и быть, согласитесь. Или не согласитесь. Ведь в каком объёме создавать дефицит, зависит только от вас.

Подписывайтесь, скоро расскажу ещё об одном методе.