Как минские школьники узнают о подвигах своих прадедов — читайте в материале корреспондента агентства «Минск-Новости».
Дважды в год столичные ученики могут бесплатно посетить различные музеи и совершить экскурсии. Перечень таких образовательных маршрутов довольно большой: ребята вместе с педагогами выбирают из порядка 30 предложенных. Надо ли говорить, что самый популярный — поход в Белорусский государственный музей истории Великой Отечественной войны. Здесь хранятся свидетельства о подвигах, личные вещи тех, кто воевал, предметы обихода, которые в трагические годы имели совершенно иную ценность. И это материальное, осязаемое трогает детские души гораздо глубже, чем сведения из учебника. На обзорную экскурсию сюда перед Днем Победы пришли пятиклассники гимназии № 6.
Экипаж машины боевой
— Война — это потери и огромный труд людей, — рассуждает Володя Рыбин.
Как оказалось, в музее он уже побывал трижды. Парень увлечен военной техникой, изучает ее характеристики по энциклопедиям. А в выставочных залах все по-настоящему.
— Наши прадеды управляли боевой техникой и очень часто приносили себя в жертву. Самолеты шли на таран, своими телами солдаты закрывали вражеские пулеметы или подрывали себя вместе с танками, — поясняет пятиклассник. — Про последние, их поражающую силу я знаю очень много.
Ученики рассматривают боевую машину реактивной артиллерии, которую прозвали «катюшей». Оригинальный экземпляр 1944-го.
— Она помогала освобождать наши города, — резюмирует Володя.
Его семья связана с той далекой войной. Прадед мальчика участвовал в боях, был ранен. Его подвиг помнят все поколения. Вот и Володя не упускает возможности рассказать удивительную историю:
— Представляете, прадед подорвал танк! В качестве трофея оставил себе немецкую карту, часы, компас, бритву-нож. Все это мы храним до сих пор как семейные реликвии. Важно помнить о войне, чтобы такие преступления никогда не повторялись, — считает Володя.
Лагерь смерти
Самый сложный для восприятия зал музея рассказывает о зверствах фашистов, когда они находились на оккупированной территории Беларуси.
Можно сотни раз читать истории сожженных деревень, сведения о погибших или замученных в концлагерях. Но перестать испытывать леденящий ужас, непомерную боль, находясь среди инсталляций, посвященных Хатыни или Тростенцу, невозможно.
— Мою прабабушку, а ей тогда было 4 года, с сестрами и мамой отправили в концлагерь, — рассказывает школьница Диана Наумова. — Фашисты всячески издевались над людьми… Вторая прабабушка рассказывала, как пряталась от немцев в укрытии под землей. И одна картина ее преследовала всю жизнь: она смотрит в щель из земляной ямы, а над ними ездят немецкие танки…
Ужасы концлагерей оживают на картинах Михаила Савицкого. Группа школьников замолкает при виде этих полотен.
— Чувствую большое сострадание к тем, кто погиб в лагерях смерти. Так трудно видеть эти картины. Сжигали детей и женщин. Посмотрите, какие они худые и все в крови, в тюремных робах, — замерла в ужасе Полина Суходольская, разглядывая серию картин Савицкого «Цифры на сердце».
Юные посетители музея проходят возле будки часового лагеря «Тростенец».
— А почему здесь лапти такого большого размера? — спрашивают ребята.
— Враг нападал летом, на захват нашей страны отводил 4 месяца. Но война затянулась. Гитлеровцы были не готовы к нашей зиме. Поверх сапог они натягивали такие соломенные лапти, чтобы избежать обморожения, — поясняет экскурсовод.
Война — в кино и жизни
— Как вы считаете, что обозначают нарисованные на стволе гаубицы звезды? — спрашивает экскурсовод у детей.
— Количество сбитых… — умничают мальчишки, но окончательного ответа не знают.
— Данный экземпляр — гаубица М-30 — участвовал в форсировании Днепра. И на ней 7 звезд. Именно столько гитлеровских танков было уничтожено ее огнем, — уточняет экскурсовод.
Вся эта техника у парней вызывает неподдельный интерес. И они фантазируют. Представляют картину, как на плоту через Днепр переправляется пушка, чтобы вот-вот сразить врага. А над головами солдат кружит вражеская авиация, коварно и беспощадно выискивая жертву.
— Нам хочется узнать свою историю, о предках, как они воевали, как им было тяжело и с каким трудом досталась Победа. На уроках нам об этом рассказывали. Еще я люблю смотреть старые военные фильмы, — говорит одноклассник Володи Борис Наумовец.
С экрана доблесть и отвага солдат-актеров захватывают, взрывы бомб и гул самолетов кажутся не такими невыносимыми.
— На самом деле война — это что-то очень страшное. Огромные потери… Если человек умирает, его уже не вернешь, — рассуждает Борис.
Прадед мальчика Игнат Васильевич Наумовец партизанил, а потом был призван на фронт.
— В Дрогичине в школе открыли музей, где есть экспозиция о его подвигах, — гордится прадедушкой школьник.
Маленькие герои
Мужчины отправились на фронт. Остались пожилые, женщины и дети. Они работали на заводах, чтобы снабжать солдат техникой и оружием. Маленькие герои большой войны — это и подростки, стоявшие у станка по 15 часов, и юные участники сражений.
— Часто в разведку отправляли детей. Помните подвиг Марата Казея? Он стал партизаном, когда ему едва исполнилось 12 лет. Мама была повешена немцами в Минске за то, что лечила и прятала у себя народных мстителей. Вот мальчик и ушел к ним, — продолжает экскурсию гид.
Марат добывал ценные сведения, карты и документы, участвовал в столкновениях с фашистами. Партизаны ему доверяли так, что уже в 14 лет отправили на серьезную операцию.
— А что с ним стало? — спрашивают школьники.
— Он понимал, что находится во вражеском окружении. Не сдался в плен, подорвал себя гранатой. Ему посмертно присвоено звание Героя Советского Союза, — рассказывает экскурсовод.
— Находясь в музее, я испытываю грусть. Но очень горжусь тем, что мы победили. Марат Казей — настоящий пример для нас. Он знал, что такое честь, доблесть, мужество, защищал свой народ. Мы много об этом говорим на уроках, но такие истории помогают глубже все осознать, — рассуждает еще одна школьница, Анастасия Амельянчик.
Юных посетителей музея впечатлила также воссозданная лесная школа. В ней проводились уроки под открытым небом. Интересное приспособление на деревянном столе — гильза от снаряда, а внутри маленькая гайка.
— Это звонок! — догадались ребята.
Ни учебников, ни бумаги, ни карандашей и ручек… Школьники писали палочками на земле, чтобы усвоить информацию. Вместо чернил — клюква, черника, уголек от костра.
— В таких непростых условиях, когда надо бороться за выживание, дети все равно продолжали учиться. Верили, что война скоро закончится, а от них будет зависеть будущее страны, — подытожила А. Амельянчик.
Справочно
На оккупированной территории Беларуси оставались около 3,7 млн детей и подростков в возрасте до 16 лет. Сотни тысяч юных белорусов погибли под бомбами, умерли от голода и болезней, были замучены в концлагерях.
Фото Ирины Малиновской