Найти в Дзене
Котята-дошколята

Самый бесполезный совет для застенчивых детей - уговаривать и подталкивать к действию

Оглавление

Праздник. Все дети вокруг скачут и выполняют задания аниматора. А он стоит в стороне. Родители энергично уговаривают его влиться в радостную толпу детей. Он ни в какую. Родители начинают распаляться. Не реагирует. Как итог, уже разозлённый родитель бросает что-нибудь, вроде: «Зачем мы сюда вообще пришли, если ты не хочешь ни в чём участвовать?!»

Типичная картина для застенчивого ребёнка.

Регулярно наблюдаю похожие ситуации. И хотя мой сын обычно не самый застенчивый, иногда и на него накатывает: тоже стоит в стороне, и никакие уговоры не действуют. В этот момент, действительно, не знаешь, как себя вести. Вроде, пришли на мероприятие ради ребёнка, а он стоит и не собирается активничать.

Так же тема, когда ребёнку 100 раз говорят, что надо здороваться, а он глазки в пол и молча проходит мимо тех, с кем велено здороваться.

Или все стихи учат и рассказывают, а кто-то – учит, но рассказывать так и не идёт.

Сначала определяем, какие причины у застенчивости, потом в зависимости от них – действуем.

Застенчивый ребёнок
Застенчивый ребёнок

4 основных причин застенчивости:

  1. Слишком чувствительные дети. Чувствительность - встроенная характеристика. Эти дети сторонятся толпы не столько от того, что стесняются, сколько от излишних раздражителей. Им может быть слишком громко там, где всем нормально. Или слишком людно, если рядом больше 2-3 человек.
  2. Медлительные дети. Им нужно время для принятия решения. Они не могут сразу кинуться в гущу событий. Со стороны кажется, что они стесняются и не идут на контакт. На деле – оценивают обстановку.
  3. Дети без должного социального опыта. Не ходят в садик и не посещают кружки, мало общаются с другими детьми своего возраста.
  4. Дети с травмой. Раньше они могли быть общительными, потом что-то случилось – и детей как подменили. Обычно в результате какого-то травматичного события. Взрослым может казаться, что всё нормально, и никаких травм не было. Сам ребёнок тоже может про это событие забыть. Но если застенчивость появилась внезапно, значит, есть и какая-то отправная точка.

❗️ Бывает еще лжезастенчивость – это когда ребёнок ведёт себя как застенчивый с какими-то своими целями, например, привлечь побольше внимания, хочет, чтоб его поуговаривали.

Если причина понятна, теперь действуем.

Особо чувствительные дети

С этой чертой характера надо считаться. Ребёнок с удовольствием поиграет в песочнице, если там есть пара человек, но не будет, если там сидят уже семеро. Такой ребёнок может отрешённо стоять в стороне от компании детей, но при этом быть совершенно открытым в общении со своим другом.

Задача родителей в этом случае, если говорить упрощённо, – найти другую песочницу или подходящих для общения друзей по интересам, например, не таких шумных.

Медлительные дети

Таким детям нужно давать время, чтобы осмотреться, понаблюдать на безопасном расстоянии, спрогнозировать результаты своих действий. Только потом они готовы понемногу пробовать.

Родителям стоит научиться на это реагировать «без комментариев», просто ждать, когда ребёнок оценит обстановку. Торопить не надо, это приводит к обратному эффекту.

Дети без должного социального опыта

Ребёнку может быть сложно в общении из-за того, что он неправильно считывает действия других детей: например, то, что дети подрались, он видит, а почему подрались – не понимает.

Здесь помогает проигрывание разных бытовых ситуаций с игрушками, которые наделяются теми или иными качествами и ведут себя соответственно. Цель – научить считывать и объяснять эмоциональные состояния других людей. Сначала родитель говорит за все игрушки, постепенно персонажи делегируются ребёнку. А потом происходит неспешное вхождение в реальный мир.

Дети с травмой

Самое важное здесь – выяснить, какая именно ситуация явилась пусковым моментом застенчивости. Такая точно есть. Отматывайте события назад, анализируйте самостоятельно или вместе с психологом, когда у ребёнка появилось такое поведение.

Это может быть переезд в другое место, смена садика, прогулка в незнакомом дворе, когда кто-то ребёнка обозвал, не принял в игру. В любом случае был момент, когда ребёнка что-то спровоцировало принять внутреннее решение типа «общение опасно, не буду общаться».

Когда пусковая ситуация понятна, специалист или родитель в игровой терапии помогает ребёнку создать другой сценарий развития событий в травмирующей ситуации и показать, что есть и другие варианты реагирования. Это работа медленная, но результаты бывают хорошими.

Заметьте, активные действия родителей типа «давай, давай, иди, вон же все веселятся!» или «сейчас мы запишем тебя в 33 секции, там тебя быстро социализируют» - не помогает ни одному типу «стесняшек».