Найти тему
Сайт психологов b17.ru

О проблемах, не проблемах и о том, как отличить одно от другого

С началом практики я обнаружила неожиданную для себя вещь: как часто люди задаются вопросом о том, является ли проблемой беспокоящее их явление, и надо ли с этим вообще что-то делать. Первые несколько раз меня этот вопрос очень озадачивал.

От меня как будто ждали какой-то экспертной оценки проблемности проблемы. Некой шкалы от нормы до не нормы, которую я держу как раз для таких случаев под рукой. Ни шкалы, ни экспертной оценки у меня, конечно же, не было.

Дело в том, что понятие нормы вообще очень растяжимо. Но почему-то, когда я говорю об этом в подобных выражениях, это воспринимается как увиливание от ответа. Поэтому я начинаю приводить примеры.

Есть условный человек Коля. Коля с детства умеет сам себя развлекать, прекрасно проводит время наедине с собой и ему не нужно много общения, чтобы чувствовать себя счастливым. Коля и так счастлив со своими двумя-тремя друзьями, а от больших компаний быстро устает. Коле комфортно в той жизни, которую он для себя выбрал.

А есть условный человек Петя. У Пети с детства было множество друзей, шумные компании, куча знакомых и приятелей. Ему нравятся люди, нравится общение и гораздо больше привлекает совместное с кем-то времяпровождение, чем тихонько вышивать крестиком дома в одиночестве. Но в какой-то момент Петя просыпается утром и понимает, что не хочет больше общаться ни с приятелями, ни со знакомыми. Ему не хочется собираться и куда-то идти, чтобы шумно веселиться. Он может поддержать двадцатиминутный диалог с парой-тройкой друзей, но даже это требует последующего восстановления. И Петя замыкается в себе. Ему не нравится не общаться, но и общаться не хочется.

-2

Петя оказывается в той же точке, в которой находится Коля: он проводит время наедине с собой, поддерживает малое количество отношений и общение больше не играет в его жизни такую важную роль, как прежде. Но это ведь, вроде бы, норма? У Коли же в аналогичной ситуации все хорошо, он счастлив. Почему Петя не может быть счастлив тоже?

Потому что тут включается основной критерий «проблемности проблемы»: а как мне с этим? Это мешает мне чувствовать себя хорошо? Или мне в этом комфортно? Чувствую ли я, что это лишает меня какой-то части полноценной жизни, какой она мне видится?

И на этом этапе мы видим, что Коля говорит: да, мне с этим отлично. А Петя обнаруживает, что ему с этим не очень. Он бы хотел что-то изменить, но как-то не меняется.

Внимательный читатель заметит, что тут есть и другой критерий: у Пети так было не всегда, в отличие от Коли. Но этот критерий можно брать за основу в том случае, если мы считаем, что человек не может естественно изменять свои предпочтения и устремления в течение жизни. А он может.

Ведь Петя мог просто стать старше, у него могли бы измениться ценности и взгляды на жизнь, любимое времяпровождение, в конце концов. И тогда в один прекрасный день он бы проснулся в окружении двух-трех друзей, но это был бы его выбор, в котором ему было бы комфортно. Потому что теперь это отвечает его потребностям.

Именно поэтому, когда у меня спрашивают «проблема ли это?», я невежливо отвечаю вопросом на вопрос: «а как с этим тебе?». Потому что я не могу сказать за другого: является ли что-то для него проблемой и нужно ли ему с этим что-то делать. Возможно это его индивидуальная норма, с которой он замечательно прожил всю жизнь. Но чаще все-таки оказывается, что если человек уже задался этим вопросом, значит его что-то беспокоит.

-3

Автор: Лозовская Елена Андреевна
Психолог

Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru