(статья напечатана с разрешения клиента, имена изменены)
В реабилитационном Центре для несовершеннолетних, где я работаю, мы с детьми готовились к праздничному концерту, посвященному Дню Победы. До концерта оставалось 15 минут. Внезапно, у одной из выступающих девочек, Маши, 14 лет, началась сильнейшая паника.
У девочки пошла сильная дрожь, лицо покрылось красными пятнами и онемело, она стала тяжело дышать, резко осип голос. Состояние напоминало шок.
Я вывела девочку из актового зала, мы с ней зашли в кабинет. Оставшись один на один, я попросила Машу повторять за мной упражнение «Объятия бабочки» и дышать попеременно по 4 секунды, вдох-выдох.
Психолог: Маша, сделай несколько глубоких вдохов и выдохов, обними себя руками так, чтобы каждая рука касалась противоположного плеча. Затем начинай медленно постукивать руками, как крыльями бабочки, поочередно простукивая ими по плечам.
Через несколько минут состояние девочки немного стабилизировалось, я спросила Машу, что она сейчас чувствует?
Маша: - Это страх, огромный, парализующий…
Психолог: - Маша, я тебе буду задавать вопросы, ты отвечай, позже я тебе все объясню, хорошо? Где в теле ты чувствуешь страх?
Маша положила руку на живот.
Психолог: - Давай представим образ этого страха, вот здесь, напротив тебя.
Маша: - Это густой темно-серый туман, с большим, просто огромным количеством глаз, они злые, они все смотрят на меня, они очень близко…(глаза девочки увеличиваются)
Психолог: - Давай попробуем немного отодвинуть туман с глазами.
Маша: - Сделала. Так лучше, но все равно очень страшно, они все смотрят на меня, они злые.
Я решила использовать метод парадоксального разрешения из эмоционально-образной терапии.
Психолог: - Маша, скажи пожалуйста всем этим глазам: «Я разрешаю Вам смотреть на меня».
После фразы я спросила девочку, что она чувствует и видит сейчас. Она сказала, что глаза стали не такими злыми. Я попросила ее ещё раз произнести эту фразу, но более увереннее: «Я разрешаю Вам смотреть на меня столько, сколько Вам хочется».
Маша удивилась: - Ой, туман рассеялся, глаз больше нет, там остались звездочки, много звездочек.
Произнеся фразу еще раз Маша увидела силуэт 8-летней плачущей девочки на сцене, обрамленный мерцающими звездочками.
Психолог: - Маша, что чувствует девочка?
Маша: - Ей очень обидно и стыдно
Психолог: - Отчего ей обидно и стыдно?
И здесь всплыла ситуация, когда Маше было 8 лет, на выступлении в школе она пела песню и забыла слова, класс начал над ней смеяться. Маша убежала, проплакала весь день. А на следующий день одноклассники стали дразнить ее и обзывать. Классный руководитель не оказал поддержку ребенку.
Психолог: Маша, скажи девочке, что ты разрешаешь ей вспомнить слова и допеть песню до конца.
Маша: - Она допела, она улыбается.
Психолог: - Давай окажем ей поддержку, которая ей была так необходима. Скажи ей, что она классно выступила и справилась с волнением.
Маша сказала девочке эти слова и маленькая девочка бросилась к Маше обниматься.
Психолог: - Что чувствует девочка?
Маша: - Она радуется
Психолог: - А что чувствуешь ты к этой девочке?
Маша (со слезами): - Я так рада за нее.
Психолог: - Скажи ей, что теперь ты всегда будешь ее поддерживать и заботиться о ней.
Маша: - Она кивает, она мне верит.
Психолог: - Как поживает твой страх?
Маша: - А его больше нет…Какой-то холодок пошел по коже.
Маша убрала руку с живота, лицо порозовело, дыхание стабилизировалось. Девочка улыбнулась и сказала: – Я смогу, я готова!
Мы зашли в зал. Начался концерт. Маша выступала вторым номером. Спела блестяще!
Этот случай уникален тем, что вся работа заняла не более 15 минут и, если наблюдать ее со стороны, кажется, что это какой-то фокус. Однако, это вполне логически выстроенная терапия - эмоционально-образная терапия, волшебная палочка в руках "посвящённых":))
Автор: Иванченко Людмила Анатольевна
Психолог
Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru