В русскоязычном секторе Сети, совершенно оправданно и нужно есть колоссальное количество статей, посвящённых Великой Отечественной Войне. Но основная масса – это материалы о подвигах, преодолениях, сражениях и даже отдельных судьбах.
Я считаю, что незаслуженно мало сказано про ещё одно важнейшее мероприятие, прошедшее в годы ВОВ – о самой большой эвакуации производственных мощностей и культурных ценностей в истории. Когда под беспрестанными обстрелами противника, в условиях небывалого транспортного коллапса и полного нарушения логистики, советские рабочие и инженеры смогли буквально «взять» и «перенести» за Урал, в Сибирь, тысячи производственных линий и миллионы культурных ценностей (в том числе – тело Ленина). Перенесли для того, чтобы уже через год в сторону фронта понеслись эшелоны с новыми танками, орудиями и самолётами – «гвозди в гроб» фашистского режима.
Да, данная статья на канале «Культурный код» не будет «выжимать» драматичность и развлекать читателя очередной былью о свершениях того или иного человека. Но постарайтесь прочувствовать атмосферу тех лет, чувство неопределённости и масштаб перемещаемого имущества, когда за несколько месяцев, буквально в поле, «прорастали» новые заводы.
Начало ВОВ
В первые месяцы Великой Отечественной Войны под ударами Германии оказалось примерно 30-35% всей территории СССР. Причём именно на этой территории проживало подавляющее большинство населения, а так же находились основные линии производства, по которым враг и стремился нанести первичный удар.
Перемещались и огромные массы людей.
К примеру, только весной 1942 года из Ленинграда было вывезено почти полмиллиона человек. И это только Ленинград, ибо практически каждый «западный» город мог похвастать своими сотнями тысяч перевезённых.
Но всё-таки, основная масса железнодорожных составов, в период с 1941 по весну 1942 года перевозила промышленность. Та же Москва отправила в Южный Урал, Сибирь и Куйбышев около 2,5 тысяч культурных заведений, ведомств, министерств и предприятий! И это в условиях того, что во второй половине 1941 года «стояло на приколе» абсолютно всё – колхозы, совхозы производственные линии, заготовительные предприятия.
Заново отстроенный тыл
Не сказать, что Советский Союз не планировал развивать Сибирь. То же строительство БАМа было начато в 1938 году, но поставлено на паузу из-за начавшегося бедствия. Но именно поэтому, ещё до начала ВОВ, вся территория, которая находилась за Уралом, была развита настолько слабо, насколько это можно представить – несколько крупных индустриальных центов посреди редких сёл и деревень.
Всего, за вторую половину 1941 года, с обжитых мест было перемещено 15 миллионов человек. Кого-то перевозили добровольно. Кого-то - «добровольно принудительно». И так как эту массу нужно было как-то содержать, практически во всех городах и весях, несмотря на тяжелейшие условия, стали строится госпитали, учебные заведения и заводские цеха.
Конечно, где это было возможно, под новые предприятия и учреждения отдавали и модернизировали уже существующую «брошенную» недвижимость. Но её было откровенно мало. Благо, что Сибирь всегда славилась своими лесами, отчего основная масса строительства была «деревянной».
Предприятия – на полную мощность
Столь небывалая эвакуация позволила уже в первой половине 1942 года запустить абсолютное большинство перевезённых предприятий на полную мощность. Более того, оборонный комплекс и вовсе умудрился выпускать в 2,5-3 раза больше продукции, чем производил до 1941 года. И, конечно же, основную роль здесь сыграл подвиг тыловиков – подростков, женщин и глубоких стариков, которые буквально не отходили от станков, работая в 2-3 смены, чтобы обеспечить фронт всем необходимым.
Не отставали и колхозы с совхозами. В тыл было вывезено около 1,5 тысяч указанных сельскохозяйственных предприятий. Причём нередко аграрии, в прямом смысле этого слова, «десантировались» в голое, неразработанное поле, которое должны были превратить «в цветущий сад» в кратчайшие сроки. И превратили ведь, выдав весьма сносный урожай и возросшее поголовье скота!
«Великолепный организаторский подвиг»
На протяжении всей Великой Отечественной Войны, на территории СССР жил корреспондент газеты «The Sunday Times» и «Би-би-си» - Александр Верт. В одной из статей известный английский и американский публицист написал следующие строчки:
«Повесть о том, как миллионы людей и целые предприятия были перевезены на восток в кратчайшие сроки, восстановлены в неслыханно трудных условиях, увеличившие производство в течение 1942 года – это, прежде всего, повесть о невероятной человеческой стойкости и великолепный организаторский подвиг».
И действительно, советское руководство провело небывалую работу: создало новые площадки для разворачиваемых предприятий, построило тысячи помещений бытового и заводского характера, обеспечило питанием миллионы перевезённых граждан, смогло изыскать резервы электрической мощности и, говоря откровенно, предусмотрело десятки тысяч других мелочей, что и составляют «плоть и кровь» успешно работающего предприятия.
Эвакуация культурных ценностей
Но что хочется выделить «отдельной строкой» - это то, что и в столь тяжёлых условиях советское руководство не забывало о культурных ценностях.
К примеру, вся коллекция Государственного Эрмитажа немедленно отправилась в Свердловск и Молотов, а тело Владимира Ильича Ленина, со всеми предосторожностями и с сохранением «нетленности» останков отправилось на короткое время в Тюмень.
Дистанция между поездами – 700-800 метров
Нельзя обойти стороной и подвиг железнодорожников.
Уже на следующий день после начала ВОВ, на всей протяжённости путей сообщения ввели особой график движения под литерой «А». График, который, в прямом смысле этого слова, подразумевал ручное переключение стрелок и подачу сигналов, отчего составы могли идти друг за другом с интервалом всего в 700-800 метров!
Естественно, изменились и графики локомотивных бригад, которые теперь не работали на отдельно взятом плече, но сразу отправлялись в назначенную точку вместе с составом, так как рядом с паровозом непременно ставили «турный вагон», в котором, как могли, отдыхали сменщики. Нередко - на протяжении многих недель.
Такие экстренные меры позволили уже в первые месяцы Войны отправить на восток свыше 1,5 миллионов вагонов – то, что никогда больше не повторяла ни одна железнодорожная сеть планеты.
Вторая жизнь для Сибири
Всего, за годы ВОВ, с западной части СССР было эвакуировано свыше 25 миллионов жителей. Какая-то часть отправилась в Центральную Азию. Какая-то часть – в Сибирь.
Конечно, многие вернулись домой, после того, как враг был разбит в Берлине. Но были и миллионы тех людей, кому возвращаться было решительно некуда.
Всё это привело к самому неожиданному результату, ибо «нет худа без добра» - Сибирь получила «новую жизнь», так как колоссальное количество самых разных специалистов решили остаться жить здесь навсегда. Как итог, значительно выросли крупные города – Новосибирск, Красноярск и Иркутск. Приросли населением и населённые пункты поменьше.
Ко всему прочему, многие предприятия так и остались «за Уралом». Именно поэтому, после Великой Победы, советское правительство продолжило развивать крупный, «ледяной» регион, подарив ему своеобразную «вторую жизнь» и небывалое развитие, которое стало гаснуть только к концу 80-х годов XX века.
С уважением, Иван Вологдин.
Подписывайтесь на канал «Культурный код», ставьте лайки и пишите комментарии – этим вы очень помогаете в развитии проекта, над которым мы работаем каждый день!