Найти в Дзене
Ариаднина нить | Книги

Изучать историю по художественным текстам – нонсенс? Пробуем на примере «Повести о любви и тьме» израильского классика Амоса Оза

«Повесть о любви и тьме» оставила у меня ощущение чего-то монументального. Казалось бы, это странно, ведь книга – это даже не роман, а скорее автобиографические записки крупнейшего из современных израильских писателей Амоса Оза, то есть история частная и, скорее всего, не совсем честная. Во всяком случае, не до конца. Тем не менее, текст дал мне именно то, что хотелось понять об Израиле как современном государстве: историческую обстановку в момент его образования, события, этому предшествовавшие и за этим последовавшие. Амос Оз (1939 - 2018) – действительно главный среди израильских писателей, даже после смерти. С этой страной он связан неразрывно: он родился в Иерусалиме за несколько лет до того, как на землях бывшего британского мандата в Палестине был провозглашён Израиль, то есть Оз застал поворотный момент истории уже в сознательном возрасте (8-9 лет). Собственно, именно об этом – о рождении и становлении Израиля – и написана «Повесть о любви и тьме», на мой взгляд. Хотя, когда мы

«Повесть о любви и тьме» оставила у меня ощущение чего-то монументального.

Казалось бы, это странно, ведь книга – это даже не роман, а скорее автобиографические записки крупнейшего из современных израильских писателей Амоса Оза, то есть история частная и, скорее всего, не совсем честная. Во всяком случае, не до конца.

Тем не менее, текст дал мне именно то, что хотелось понять об Израиле как современном государстве: историческую обстановку в момент его образования, события, этому предшествовавшие и за этим последовавшие.

Амос Оз (1939 - 2018) – действительно главный среди израильских писателей, даже после смерти. С этой страной он связан неразрывно: он родился в Иерусалиме за несколько лет до того, как на землях бывшего британского мандата в Палестине был провозглашён Израиль, то есть Оз застал поворотный момент истории уже в сознательном возрасте (8-9 лет). Собственно, именно об этом – о рождении и становлении Израиля – и написана «Повесть о любви и тьме», на мой взгляд.

Хотя, когда мы обсуждали роман в моём книжном клубе «Ариаднина нить», были озвучены и другие точки зрения. В частности, о том, что этот текст (между прочим, один из двух самых известных в мире его произведений; другой текст- это «Иуда») писатель создал сугубо для себя, чтобы его личные воспоминания о людях, которых он когда-то знал или с которыми был в родстве, не канули в Лету.

В книге действительно больше автобиографичного, чем историчного, скажем так. Амос Оз, чья настоящая фамилия Клаузнер, подробно рассказывает о своих предках-евреях из Украины и из Литвы, эмигрировавших в Эрец-Исраэль (еврейские анклавы в Палестине) в 1920-е – 1930-е годы. Приводит воспоминания, отрывки из писем и дневников, рассказы иерусалимских старожилов, иногда даже вырезки из газетных статей. В некотором смысле это тоже роман-коллаж, как и «Берлин - Александрплац» Альфреда Дёблина (ссылка ведёт на отзыв), и здесь коллажная структура подчёркивает намерение автора выудить из памяти всё, что там хранится относительно его жизни и жизни его семьи.

Но, тем не менее, для меня это книга о еврейской государственности. Только история её становления в ХХ веке подана через россыпь отдельных судеб. Оз сам говорит, что этот приём – создание целостной истории нанизыванием отдельных маленьких историй – он позаимствовал у американского классика Шервуда Андерсона в его «Уайнсбург, Огайо». Хорошая практика, как по мне.

Персонажи типичного еврейского местечка, известные читателям начала ХХ века по книгам Шмуэля Агнона, Залмана Шнеура, Исаака Башевиса Зингера и Исроэла-Иешуа Зингера, у Амоса Оза становятся наконец основой нации. Но, обретя историческую родину, они постепенно понимают, что, исполнив мечту, одновременно её потеряли. Сквозь строки «Повести о любви и тьме» я читаю о разочаровании евреев в мечте о собственном государстве, которое пришлось отвоёвывать и обживать ценой многих жертв. Не все смогли справиться с утратой мечты, в том числе и мечты о личном счастье.

Об этом – история матери Амоса, красавицы Фани Клаузнер, в девичестве Мусман. Она была несчастлива в браке с отцом Амоса, несчастлива в своей жизни в пыльном Иерусалиме, в подвальной квартирке, заставленной книгами. Именно после её самоубийства Амос подростком переехал в кибуц, где прожил 30 лет (с перерывами на учёбу в университете) и где сменил фамилию на Оз, что с иврита переводится как «сила».

Через историю нескольких поколений своей семьи и через свою личную историю становления как писателя Амос Оз показал рождение и взросление молодого государства Израиль, и в этом для меня монументальность книги. С его вИденим ситуации можно не соглашаться, но именно автобиографический характер книги придаёт ей в моих глазах безусловную ценность, прежде всего, как ни странно, историческую.

Прекрасное произведение, которое стоит затраченного на чтение времени, стоит перечитывания, осмысления и цитирования. И которое останется в моей домашней библиотеке.

А как вы считаете, стоит ли составлять представление об историческом процессе по автобиографическим или вовсе художественным текстам (например, таким, как «Дети полуночи» Салмана Рушди, ссылка ведёт на отзыв)?

Спасибо за внимание!

Желающих подробнее узнать о книжном клубе "Ариаднина нить" приглашаю на страницу клуба на моём сайте. Там все детали. В рубрике "Книжный клуб" на сайте размещены все публикации, которые выходили в рамках клубных встреч (все они платные, стоимость символическая). Сейчас в клубе мы читаем роман Антонии Байетт "Детская книга", и если вы желаете присоединиться, приглашаю в группу клуба в Телеграме (это бесплатно). Времени на чтение ещё много: онлайн-обсуждение романа состоится в конце июня, а пока что можно делиться впечатлениями в группе.

А если вса интересуют анонсы книжных новинок, милости прошу в мой

Телеграм-канал "Ариаднина нить | Книги"

Там анонсы выходят ежедневно.

Ваша Ариаднина нить.