Найти тему

Маломобильные группы населения.

Оглавление

Не все знают, но в 2024 году к маломобильным группам населения относятся не только люди с инвалидностью, но и дети до семи лет, люди, перенёсшие травму, пожилые граждане старше 60 лет и даже женщины с детскими колясками. Юристы рассказывают о правах этих категорий граждан и о том, какие условия должны быть созданы для них в городской среде.

1. Кто относится к маломобильным группам по закону.

К маломобильным группам населения относятся люди, которым может быть сложно передвигаться или пользоваться услугами самостоятельно. В эту категорию входят:

  • люди с инвалидностью, которым присвоена группа инвалидности по результатам медико-социальной экспертизы;
  • люди с временными ограничениями здоровья, например, после травмы или перелома конечностей;
  • беременные женщины;
  • пожилые люди;
  • люди, сопровождающие детей в колясках;
  • люди с багажом и другие.

В других нормативных актах, действующих на территории России, нет подробной классификации граждан, которые могут быть отнесены к маломобильным группам населения. Например, в Законе «О социальной защите» даётся только определение «инвалид» без упоминания других категорий граждан.

Поэтому в этой статье мы будем опираться на Свод Правил и говорить о категориях граждан, которые относятся к маломобильным, с точки зрения этого документа.

2. Группа М1.

В эту категорию входят люди, которые по состоянию здоровья не могут свободно передвигаться, но при этом не имеют инвалидности. К ним относятся:

  • пожилые люди;
  • дети дошкольного возраста;
  • взрослые, сопровождающие детей дошкольного возраста (до семи лет);
  • беременные женщины.
Важно отметить, что в группу маломобильных категорий населения также входят слабослышащие и глухие люди, которым по решению медико-социальной экспертизы (МСЭ) может быть присвоена группа инвалидности.

3. Группа М2.

К этой категории маломобильных граждан относятся пожилые люди, которые нуждаются в помощи и не могут самостоятельно передвигаться. Сюда же входят люди с инвалидностью по старости и лица, которые из-за проблем со зрением не могут ориентироваться в пространстве без использования белой трости.

4. Группа М3.

К маломобильным гражданам относятся люди, которым для передвижения необходимы средства опоры, такие как костыли или трости. В соответствии со Сводом Правил, это может быть как одна, так и две опоры. Также в эту категорию входят люди с инвалидностью, потерявшие конечности и использующие протезы.

Кроме того, Свод правил включает в себя следующие категории:

  • МГН М4 — это инвалиды, передвигающиеся на коляске;
  • НМ — немобильные граждане, то есть те, кто не может самостоятельно передвигаться;
  • НТ — нетранспортабельные граждане, для которых транспортировка может представлять угрозу для здоровья и даже жизни;
  • НО — лица с ограниченной степенью свободы, например, из-за психических отклонений.

5. Обязанности организаций перед МГН.

Люди с ограниченными возможностями передвижения относятся к социально незащищённым слоям населения. Поэтому организации и власти на всех уровнях — от регионального до федерального — должны обеспечить им беспрепятственный доступ к инфраструктуре и создать комфортные условия для жизни.

6. Доступ к инфраструктуре.

Чтобы люди с ограниченными возможностями могли пользоваться всеми благами и инфраструктурой, ответственные лица должны предпринять следующие шаги:

  • Установить на объектах средства для перемещения людей с ограниченными возможностями, такие как пандусы и поручни.
  • Оборудовать санитарно-гигиенические узлы, чтобы они были доступны для людей с ограниченными возможностями движения, если предусмотрено размещение туалетов.
  • Обеспечить достаточную ширину проходов и проездов, чтобы люди на инвалидных колясках могли свободно перемещаться.

7. Условия для пользования транспортом.

Согласно действующему законодательству, общественный транспорт должен быть оборудован всем необходимым для обеспечения доступности и комфортного перемещения людей с ограниченными возможностями.

В автобусах, электробусах и других видах общественного транспорта должны быть предусмотрены специальные места для размещения инвалидных колясок. Эти места должны быть оснащены поручнями и системой вызова водителя. Также транспорт должен быть оборудован пандусами, которые позволяют регулировать уровень пола для облегчения посадки и высадки пассажиров.

Важно, чтобы средства связи и информации, включая визуальное и звуковое дублирование сигналов светофоров и пешеходных переходов, были адаптированы для использования людьми с ограниченными возможностями.

На железнодорожных вокзалах должны быть установлены пандусы, лифты, специально оборудованные места в залах ожидания, а также адаптированные столики в пунктах питания и туалетах. Для посадки в пассажирские вагоны предоставляются мобильные подъемные устройства.

Пассажирские вагоны, предназначенные для перевозки маломобильных граждан, должны быть оснащены специальными купе с расширенными проходами, поворотными креслами, поручнями и экстренными кнопками для связи с проводниками. Для слабовидящих и незрячих пассажиров поезда по закону должны быть оборудованы аудиоинформационными системами и надписями, выполненными шрифтом Брайля.

8. Допуск собаки-поводыря.

В настоящее время не существует отдельного закона, который бы запрещал вход в продовольственные магазины с животными. Однако, в соответствии с действующими санитарно-эпидемиологическими требованиями, такой запрет существует.

Важно отметить, что это ограничение не распространяется на собак-поводырей, которые помогают людям с нарушениями зрения. В общественных местах у маломобильного человека, сопровождаемого собакой-поводырём, могут попросить предъявить документы, подтверждающие, что животное прошло специальное обучение и может выполнять функции поводыря.

Для перевозки собак-поводырей в пассажирских поездах маломобильным гражданам не требуется предъявлять дополнительные документы, за исключением удостоверения, подтверждающего статус собаки как поводыря.

9. Ответственность за несоблюдение требований.

Должностные лица и юридические лица, которые не обеспечивают инфраструктуру для маломобильных граждан в соответствии с установленными требованиями, могут быть привлечены к ответственности в соответствии с Кодексом об административных правонарушениях (КоАП).

Статья 9.13 КоАП РФ предусматривает штраф в размере от 2000 до 3000 рублей для должностных лиц и
от 20 000 до 30 000 рублей для юридических лиц за уклонение от выполнения обязанностей по обеспечению доступности среды для маломобильных граждан.

Размеры штрафов за подобные нарушения могут быть определены в нормативных актах на региональном уровне. Например, согласно статье 8.23 КоАП Москвы, для юридических лиц предусмотрены штрафы в размере
от 100 000 до 200 000 рублей.

Каждый человек, включая маломобильных граждан, имеет право обратиться с жалобой в надзорные органы. Если вы обнаружили отсутствие пандуса у входа в торговый центр, ресторан, магазин или любую другую организацию, вы можете направить обращение в Роспотребнадзор или прокуратуру.

Лучше доверить эту работу опытным юристам, которые смогут аргументированно изложить ваши требования. Если вы хотите отправить жалобу самостоятельно, вы можете воспользоваться образцом заявления, подготовленным нашими юристами.

10. Судебная практика.

В ходе проверки аптеки в Нижнем Новгороде было обнаружено, что в здании отсутствует пандус и не работает кнопка вызова сотрудника. На основании этих фактов прокуратура возбудила дело об административном правонарушении.

После рассмотрения дела Росздравнадзор оштрафовал аптеку на 20 000 рублей. Организация не согласилась с этим решением и подала иск в суд, требуя заменить штраф на предупреждение. В качестве аргумента аптека указала, что неисправность кнопки вызова была устранена в процессе рассмотрения дела, а также сослалась на то, что она арендует помещение и поэтому ответственность за установку пандуса лежит на собственнике здания.

Однако суд отклонил требования иска и подтвердил законность наложенного штрафа.

11. Кто такой маломобильный человек?

Маломобильный человек — это человек, который испытывает трудности с передвижением, получением услуг, информации или выполнением других действий без посторонней помощи.

12. Заключение юриста.

В 2024 году маломобильные группы населения будут пользоваться особой социальной защитой. Поэтому органы власти на всех уровнях обязаны создавать для них доступную инфраструктуру, чтобы они могли свободно посещать различные организации и пользоваться общественным транспортом.

Если эти требования не будут соблюдены, должностные и юридические лица могут столкнуться с ответственностью в соответствии с Кодексом об административных правонарушениях Российской Федерации.

-2

Если у вас остались вопросы, пишите на https://myjus.ru и наши специалисты ответят на все ваши вопросы. Консультация бесплатная!