Найти тему
Сайт психологов b17.ru

Когда я ем...

Мы то, что мы едим. И даже не так, а мы то, как мы едим. Почему одни люди мучаются голодом в то время, как другие могут длительное время обходиться без еды? Почему одни выглядят более счастливыми, а другие - менее? А ведь всё дело в том, что одни умеют есть, а другие просто поглощают. То есть одни делают это осознанно, а другие - второпях.

О чём тут идёт речь? Представим себе, что один ест осознанно, наслаждается каждым кусочком пищи, смакует её и получает эмоциональное удовлетворение, а второй ест быстро, для него еда стала какой-то навязчивой необходимостью, он быстренько перекусывает и бежит дальше заниматься своими интересными вещами. В итоге первый человек сыт физиологически и эмоционально, а второй - только физиологически. И речь даже не столько в скорости еды, а в том, какие отношения с едой у человека сложились на протяжении жизни. Интересно, откуда всё это берётся?

И тут мы снова оказываемся в самом начале - отношения с едой закладываются в самом раннем детстве. Получал ли ребёнок удовольствие от еды, была ли его связь с матерью достаточно удовлетворительной, как скоро его потребность в еде удовлетворялась, а не закармливались ли другие его потребности, как скоро его обнимались от груди и начинали кормить смесью? Всё это так или иначе вырабатывает у ребёнка отношение к еде, связывает с едой те или иные жизненные события и его состояния. Заставляли ли ребёнка доедать еду до конца, чтобы выйти из-за стола, или кормили с пятого на десятое? Каким образом формировались его пищевые привычки? Учили ли его питаться осознанно, или есть то, что дают? Видел ли он в еде нечто позитивное, или, наоборот, еда считалась чем-то отвратительным, от чего у него бывала в основном тяжесть в желудке, или тошнота?

А ведь это только малая часть того, к каким последствиям ребёнка, а потом уже и взрослого человека, приводили такие пищевые привычки, детерменированные теми отношениями с окружающими, в которых он находился. Вспомнить, хотя бы особые переживания представительниц прекрасного пола об уровне своего веса. Ведь их привычки могут идти вразрез с естественной потребностью организма в еде, больше удовлетворяя их психологические и эмоциональные установки, психо-социальные стандарты красоты, попытки справится с большим стрессом или фрустрацией из-за возможных неудач в личной и профессиональной жизни, так как нет этого навыка осознанности, способности определять свои эмоции и эмоциональные состояния, а также отличать разные виды голода. Ведь голод может быть и от скуки, и от тревоги, и от обиды, и от других ситуаций, в которых возникает фрустрация.

А какие у вас, друзья, пищевые привычки и помогают/мешают ли они вам в жизни?

Автор: Чернявский Алексей Игоревич
Специалист (психолог)

Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru