По изначальной специализации я аналитический психолог и, казалось бы, путь в поведенческие школы терапии мне заказан. Но работа в психологическом институте ставит передо мной много задач, которые дают возможность расширить взгляд на психологию во всем её многообразии.
Речь сегодня пойдет об ACT, терапии принятия и ответственности. Эта школа относится к КПТ третьей волны и была создана в конце 80х. И несмотря на то, что формально это вообще чисто поведенческая школа, в ней есть такой заряд жизнелюбия и гуманизма, что я был бесповоротно очарован.
Попробуем немножко пощупать основы этой школы. Краеугольным камнем ACT является модель гибкой психики, которая должна приводить нас к той жизни, которая отвечает нашим ценностям.
Эта модель состоит из 6 пунктов. Сейчас я кратко их опишу, а в следующих статьях цикла буду разбирать более пристально.
В рамках модели гибкой психики в теории ACT выделяются следующие ключевые принципы:
1. Ценности: именно ценности являются гуманистичным локомотивом в работе. Прояснение ценностей позволяет ставить цели и вообще оценивать нашу активность и поведение. Ценности могут быть любыми и сильно различаются в зависимости от человека, они включают в себя все, от духовного аспекта, до материальных благ.
2. Принятие: основной принцип ACT заключается в принятии своих мыслей, чувств и ситуаций, с которыми мы сталкиваемся в жизни, без попыток контролировать или избегать их. Принятие позволяет освободиться от борьбы с неприятными ощущениями и переживаниями.
Это важный пункт, который разительно отличает ACT от других видов КПТ. Школа постулирует, что боль, неприятные мысли и горе неотъемлемая часть нашей жизни. И пытаясь убегать от них, мы только все глубже загоняем себя глубже в болото.
3. Контакт с настоящим: в рамках модели гибкой психики в теории ACT акцент делается на управление вниманием и фокусом мыслей. И что важно, развитием этих навыков. Это помогает развивать осознанность и самонаблюдение.
И этот же пункт указывает на связь с техниками осознанности.
4. Проактивность: важным аспектом теории ACT является акцент на действии и поведении, направленных на ценности и цели человека. Только действия и теория малых дел могут привести нас к успеху!
5. Я-Контекст или самонаблюдение: этот аспект касается развития наблюдающего Я. Той части, которая может нейтрально воспринимать наши суждения о себе и анализировать их
6. Когнитивное разделение: умение отделять свое поведение от негативных установок и переживаний.
Модель гибкой психики в теории ACT помогает людям развивать психологическую гибкость, улучшать качество жизни, принимать ответственность за свои действия и принимать решения на основе своих ценностей. Этот подход активно используется в клинической практике для работы с различными психологическими проблемами, такими как тревожность, депрессия, зависимости и другие.
Автор: Самусенко Антон Викторович
Психолог, Аналитический психолог
Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru