Недавно я делился с уважаемыми читателями подборкой портретов, на которых затруднялся идентифицировать награды. Сегодня покажу портреты, которые оказались для меня еще более «крепкими орешками», поскольку я затрудняюсь точно определить даже государственную принадлежность изображенных на них персонажей.
Вот, например, «портрет военного» работы неизвестного художника из Пермской государственной художественной галереи
Опубликованное музейщиками в Госкаталоге описание картины не слишком информативно:
«Изображение мужчины с темными волосами, усами и бородой, в военном мундире с эполетами и золотым шитьем на рукаве и вороте. В левой руке он держит конверт. Изображение поясное. Лицо повернуто влево. Фон темный».
Усов и бороды у портретируемого на самом деле явно нет, это лишь характерная для южан, к коим очевидным образом относится персонаж, просвечивающая «синева» в местах произрастания волосяного покрова на лице. Изображен на портрете штаб-офицер, относящийся, несомненно, к первой трети XIX в. Мундир с золотым шитьем на воротнике и обшлажных клапанах очень похож на русский военно-морской соответствующего периода, сравните с шитьем на фрагменте портрета русского военно-морского офицера, приводимом ниже
Но почему у персонажа рассматриваемого портрета столь странный – бирюзовый - цвет полей эполет, не привычные золотой или темно-зеленый? В истории военно-морского мундира я, мягко говоря, не силен. Что это – отдельный приборный цвет, присвоенный конкретной флотилии (таковое различение когда-то, вроде бы, действительно существовало). Или перед нами вообще не русский офицер?
Следующий портрет находится в собрании Государственного исторического музея. Он подписан как «Миниатюра прямоугольная. Неизвестный военный», 1800-е гг.
С датировкой можно полностью согласиться – расположение шитья по переднему и нижнему краям воротника было характерно именно для первых лет XIX в., когда воротник только-только из стояче-отложного превратился в стоячий. Затем в большинстве случае шитье будет перенесено к передней и верхней кромкам воротника. Но кто перед нами? По-видимому, мы имеем дело с представителем какого-то из небольших германских государств. Вензель на перевязи очень походит на вензель короля Вюртемберга Фридриха I – см. ниже
Если моя догадка верна, то портрет можно датировать «после 1806 г»., поскольку именно с этого года Фридрих Вюртембергский стал «Рексом», то есть королем, что и нашло отражение в его вензеле - Fridericus Rex. Но уверенности в правильности хода моих мыслей в данном случае у меня нет, так же, как и понимания, в том случае, если он все-таки верен, к какому виду/роду войск, службе, военной части может относиться наш персонаж.
И напоследок – портрет, заинтриговавший меня в наибольшей степени. Он происходит с американского аукциона. Описан он следующим образом: «портрет предположительно болгарского аристократа в военном мундире с инсигниями (орденскими знаками)»
Почему персонажа аукционеры записали «лишь» в аристократы (впрочем, использованное в оригинале слово nobleman можно перевести и просто как «дворянин») непонятно, поскольку слева от портретируемого видна корона, которая по идее должна свидетельствовать о наличии у него статуса суверена какой-то страны. Тот факт, что в версии аукционных экспертов о государственной принадлежности портретируемого всплыла Болгария, можно объяснить, видимо, тем, что на голове у него изображен какое-то подобие фески, а внешность персонажа сочли «нетурецкой». «Ну, значит, пусть будет Болгария».
Но действительно ли персонаж имеет отношение к Болгарии? Его мундир я затрудняюсь точно идентифицировать с точки зрения принадлежности к какой-либо стране, могу лишь высказать предположение, что он, видимо, военно-морской (?). Награды изображены, безусловно, примитивно и схематично (и при этом даже в одном цвете), но, так сказать, «по совокупности», как будто, дают основания строить некоторые предположения. Орден, размещенный на левой стороне груди портретируемого, похож на знак датского ордена Данеброга. Хотя и отличается от последнего отсутствием удлиненного нижнего конца. Изображенную там же звезду можно протрактовать как принадлежащую датскому же ордену Слона. На наличие у персонажа последней упомянутой награды, как будто, указывает и планка, закрепленная над звездой. Видите в планке силуэт животного? Не слон ли это?
Итак, мои поиски пошли в «датском направлении». Памятуя о наличии на портрете короны, я просмотрел представителей правящих домов Дании и Греции (как известно, эти династии были связаны родственными узами) второй половины XIX-начала XX вв, но никого «подходящего так и не нашел. К слову, Яндекс опознает персонажа как османского султана Абдул-Хамида II. И у того действительно был орден Слона. Но не Данеброга. И внешне, на мой взгляд, султан на нашего персонажа не похож. А вот, кто же все-таки изображен на портрете, так и осталось для меня загадкой.
Update: Вот, все-таки одна голова хорошо, а несколько - лучше! Благодаря комментатору Евгению Низовитину, последний случай раскрыт - это явно датский король Фредерик VII В направлении поисков я оказался прав. А вот сам король почему-то прошел мимо меня.
Все использованные в материале изображения взяты из открытых источников и по первому требованию правообладателей могут быть удалены.